Административные наказания, их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Основные задачи:
1. Выявление основных признаков административного правонарушения;
2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, а также.
3. Определение понятия административной ответственности, а также видов административных наказаний.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Понятие и признаки административного
правонарушения. Признаки (элементы) состава
административного правонарушения………………………………... 6
1.1 Понятие и признаки административного
правонарушения (проступка)……………………………………........ 6
1.2 Юридический состав административного правонарушения……....... 8
1.3 Отграничение административного правонарушения
от преступления………………………………………………………… 11
1.4 Система административных
правонарушений……………………………………………………….. 13
2. Понятие и основные черты административной………………………. ответственности……. 18
2.1 Понятие и признаки административной ответственности……............ 18
2.2 Основания освобождения и ограничения
адми¬нистративной ответственности………………………………….. 19
3. Административные наказания, их виды.
Общие правила наложения административных наказаний………….. 23
3.1 Понятие и виды административных наказаний……………………… 23
3.2 Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность………………………………………………………… 33
3.3 Обстоятельствами, отягчающими административную
от-ветственность………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список……………………………………………….. 44
Список сокращений………………………………………………………… 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Административное правонарушение..doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Установление, выявление причинной связи в сфере реализа­ции исполнительной власти характеризуется специфическими особенностями. Как правило, здесь этот признак административ­ного правонарушения является открытым и наглядным, что по­зволяет быстро его обнаружить и зафиксировать, немедленно оценить его характер и применить к правонарушителю необхо­димые меры административного принуждения.

Объективная сторона включает как обязательные элементы, так и факультативные, к которым относятся: место, время, способ, ору­дие совершения правонарушения. В ряде случаев для квалификации конкретного деяния как правонарушение необходимо обязательное наличие факультативного признака, например для квалификации деяния как мелкое хулиганство необходимо, чтобы данные действия совершались в общественном месте, совершение данных действий по месту жительства лица мелкого хулиганства не будет.

Субъектами административного правонарушения являются как физические лица, так и коллективные образования, призна­ваемые в установленном законом порядке виновными в соверше­нии конкретного проступка.

Субъекты административного правонарушения можно разде­лить на две группы: общие и специальные. Общими субъектами могут являться все физические и юридические лица, которые об­ладают правосубъектностью. Специальные субъекты имеют специфические признаки, которые содержатся в нор­мативно-правовом акте, устанавливающем ответственность1[ссылка].

Субъективную сторону административного правонарушения образует психоэмоциональное отношение субъекта к совершае­мому им противоправному деянию и возможным его вредным последствиям. Центральное место субъективной стороны занимает вина субъекта, которая может проявляться как в форме умыс­ла, так и неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные послед­ствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершен­ным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвиде­ло возможность наступления вредных последствий своего дейст­вия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самона­деянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

 

1.3. Отграничение административного правонарушения от преступления

     Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень об­щественной опасности этих правонарушений. Естественно, сте­пень общественной опасности административного правонаруше­ния, как правило, значительно ниже, чем преступления.

                   Общественная опасность — это не абстрактная категория, а со­вокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общест­ва, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и ад­министративных правонарушений, отменяет некоторые ранее су­ществовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступ­ных в разряд административных правонарушений или наоборот.

                  Установление юридического состава является наиболее слож­ной и важной профессиональной задачей любого правопримените­ля — суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспе­чивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных.

                   При этом учитывается правовое установление о том, что за нарушение общеобязательных правил, виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

                   Отграничение административного правонарушения от пре­ступления обычно проводится по объективной стороне состава.

                 Для определения степени общественной опасности правонару­шения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возмож­ностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, ко­торым признается стоимость имущества, превышающая 500 ми­нимальных размеров месячной оплаты труда (примечание 2 к ст. 158 УК РФ). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.

                   Нередко критерием степени общественной опасности является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, хищение чужого имущества на сумму, превышающую пять минимальных размеров оплаты труда, считается преступлением, а на равную или мень­шую сумму — административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП).

1.4 Система административных правонарушений

Единого критерия классификации административных про­ступков не существует. В качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характери­зуемых единством правового регулирования, относительной ус­тойчивостью и повторяемостью возникающих при этом админи­стративных правонарушений.

Комплексный критерий классификации видов административ­ных правонарушений включает родовой объект посягательства (на­пример, общественный порядок, собственность. Порядок управле­ния) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную об­ласть государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт и т.д.).

На основе данного критерия все виды административных правонарушений могут быть объединены в следующие класси­фикационные группы:

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан. К ним относятся: воспрепятствование осуществлению гражданам РФ своих прав либо работе избирательной комиссии; воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и сво­боду вероисповедания; нарушение законодательства о труде и охра­не труда; отказ в предоставлении гражданину информации; прину­ждение к участию или отказу от участия в забастовках и т.д.

2. Административные правонарушения, посягающие на здо­ровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Это, например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и кон­тактов больных, создающих опасность заражения; незаконное занятие частной медицинской практикой, фармацевтической дея­тельностью либо народной медициной (целительством); наруше­ние законодательства в области обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия населения и т.д.

3. Административные правонарушения в области охраны собственности. Они включают: самовольное занятие земельного участка; пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензи­ей); самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии); пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) и др.

4. Административные правонарушения в области охраны
окружающей природной среды и природопользования. К их числу
относятся, например, сокрытие или искажение экологической
информации; порча земель; нарушение требований по охране
недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил охраны
водных объектов; нарушение правил водопользования и т.д.             

5.   Административные правонарушения в промышленности,  строительстве и энергетике. К ним относится: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение требований нормативных документов в области строительства; повреждение электрических сетей; ввод в эксплуатацию топливо-  и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов и т.д.             

6.                                                                                                                                                                                               Административные правонарушения в сельском хозяйстве,  ветеринарии и мелиорации земель. Это, например, нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений; ввоз материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку; незаконный посев или выращивание наркотикосодержащих растений; нарушение правил по карантину животных или других ветеринарно-санитарных правил;  сокрытие внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных и т.д.

7.                                                                                                                                                                                                 Административные правонарушения на транспорте. Они включают: действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; повреждение транспорта общего пользования и их внутреннего оборудования; нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздуш­ном транспорте и т.д.

8.    Административные правонарушения в области дорожно­го движения. К ним, в частности, относятся: нарушение правил государственной регистрации и прохождения государственного технического осмотра транспортных средств; управление транс­портным средством при наличии неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств; управление транспортным средством в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, на­ходящемуся в состоянии опьянения; превышение установленной скорости движения; проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика и т.д.

9.    Административные правонарушения в области связи и информатизации. Это, например, самовольная установка или экс­плуатация радиотрансляционного узла; самовольное строитель­ство или эксплуатация сооружений связи и т.д.

10.   Административные правонарушения в области предпри­нимательской деятельности. Среди них: осуществление пред­принимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконная прода­жа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запре­щена или ограничена; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нару­шением санитарных правил; обман потребителей; ограничение свободы торговли и т.д.

11.   Административные правонарушения в области финан­сов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. К ним относятся: на­рушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ве­дения кассовых операций; нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации; нецелевое использование денежных средств и т.д.

              12.              Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил). Они включают:
незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств
через таможенную границу РФ; нарушение режима зоны таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; проведение грузовых и (или) иных опера­ций без разрешения таможенного органа и т.д.

13.           Административные правонарушения, посягающие на ин­ституты государственной власти. Это, например: невыполне­ние законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы; неисполнение распоряжений судьи или судебного пристава; воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя; воспрепятствование законной дея­тельности судебного пристава-исполнителя; заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение экс­перта или заведомо неправильный перевод и др.

14.           Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. К их числу относятся: нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение режима Государственной границы РФ; нарушение режима пропуска через Государственную грани­цу РФ и т.д.

15.            Административные правонарушения против порядка управления. Они включают: самоуправство; неповиновение за­конному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; не­повиновение законному распоряжению должностного лица орга­на, осуществляющего государственный надзор (контроль); не­представление сведений (информации) и др.

16.           Административные правонарушения, посягающие на об­щественный порядок и общественную безопасность. К ним от­носятся: мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; нарушение требований пожарной безопасности; незаконная частная детективная или охранная дея­тельность; распитие алкогольной и спиртосодержащей продук­ции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появление в общественных мес­тах в состоянии опьянения и т.д.

Информация о работе Административные наказания, их виды