Административные наказания, их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Основные задачи:
1. Выявление основных признаков административного правонарушения;
2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, а также.
3. Определение понятия административной ответственности, а также видов административных наказаний.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Понятие и признаки административного
правонарушения. Признаки (элементы) состава
административного правонарушения………………………………... 6
1.1 Понятие и признаки административного
правонарушения (проступка)……………………………………........ 6
1.2 Юридический состав административного правонарушения……....... 8
1.3 Отграничение административного правонарушения
от преступления………………………………………………………… 11
1.4 Система административных
правонарушений……………………………………………………….. 13
2. Понятие и основные черты административной………………………. ответственности……. 18
2.1 Понятие и признаки административной ответственности……............ 18
2.2 Основания освобождения и ограничения
адми¬нистративной ответственности………………………………….. 19
3. Административные наказания, их виды.
Общие правила наложения административных наказаний………….. 23
3.1 Понятие и виды административных наказаний……………………… 23
3.2 Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность………………………………………………………… 33
3.3 Обстоятельствами, отягчающими административную
от-ветственность………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список……………………………………………….. 44
Список сокращений………………………………………………………… 43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Административное правонарушение..doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

17. Административные правонарушения в области воинского учета. К их числу относятся: непредставление в военный комис­сариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому уче­ту; уклонение от медицинского обследования и т.д.

Глава 2. Понятие и основные черты административной ответственности

   2.1 Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юриди­ческой ответственности, устанавливаемой путем издания норма­тивных правовых норм, определяющих основания ответственно­сти, меры, которые применяются к нарушителям, порядок рас­смотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Административная ответственность характеризуется следую­щими признаками:

1.        она наступает за правонарушение, представляющее мень­шую степень общественной опасности, чем преступление. Вслед­ствие этого противоправные деяния, влекущие административ­ную ответственность, именуются административными проступ­ками (правонарушениями);

2.        субъектами данного вида ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, учрежде­ния, организации;

3.        она устанавливается как законодательством РФ, так и зако­нами субъектов РФ. Нормы административной ответственности об­разуют самостоятельный институт административного права;

4.        за административное правонарушение предусмотрены административные наказания. Материальная ответственность вы­ражается в имущественных санкциях;

5.        административные наказания применяются широким кру­гом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнитель­ной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями); административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличает­ся от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответ­ственности (администрацией за причиненный ущерб предпри­ятию его работником и т.д.);

6.   применение административного наказания не влечет су­димости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно примене­но, считается административно наказанным в течение установ­ленного срока;

7.   меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим произ­водство по делам об административных правонарушениях

Кроме того, основная особенность административной ответ­ственности состоит в том, что ее основанием является наличие юридического состава административного правонарушения, а мерами ответственности - административные наказания

Таким образом, административная ответственность - это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в приме­нении к нарушителю карательных административных санкций.

2.2 Основания освобождения и ограничения адми­нистративной ответственности

Существуют основания освобождения и ограничения адми­нистративной ответственности. Рассмотрим некоторые из них.

Согласно ч.2 ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоя­тельств дела, данных о лице, совершившем административное пра­вонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несо­вершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть ос­вобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законода­тельством о защите прав несовершеннолетних. При малозначитель­ности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об админи­стративном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответст­венности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Исключает административную ответственность и невменяе­мость (ст. 2.8 КоАП РФ). Не подлежит административной ответ­ственности физическое лицо, которое во время совершения про­тивоправных действий (бездействия) находилось в состоянии не­вменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, вре­менного психического расстройства, слабоумия или иного болез­ненного состояния психики.

Основания освобождения от административной ответственно­сти необходимо отличать от обстоятельства, исключающего непра­вомерность действия (бездействия). Имеется в виду крайняя необхо­димость. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данно­го лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам об­щества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значи­тельным, чем предотвращенный вред.

Ограничения административной ответственности связаны, прежде всего, с особенностями субъектов административных пра­вонарушений, предусмотренными административным законода­тельством или учитываемые правоприменителями в рамках ад­министративного усмотрения. В частности, КоАП РФ исключает возможность применения некоторых административных наказа­ний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта адми­нистративного правонарушения.

Так, возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припа­сов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не мо­жет применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существо­ванию. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий  охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство явля­ется основным законным источником средств к существованию. Лишение специального права в виде права управления транс­портным средством не может применяться к лицу, которое поль­зуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за ис­ключением случаев управления транспортным средством в состо­янии опьянения, уклонения от прохождения в установленном по­рядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установлен­ных правил места дорожно-транспортного происшествия, участ­ником которого он являлся. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существо­ванию. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды администра­тивных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, ли­цам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, федеральных органов нало­говой полиции и таможенных органов несут административную ответственность за административные правонарушения в соответ­ствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологи­ческого благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законода­тельства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, погранич­ного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требо­ваний прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распро­страняется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут административную ответствен­ность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде администрати­вного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Лица, на которых распространяется действие дисциплинар­ных уставов или специальных положений о дисциплине, за ис­ключением вышеобозначенных лиц, в случаях, предусмотренных этими актами, несут за совершение административных правона­рушений при исполнении служебных обязанностей дисциплинар­ную ответственность, а в остальных случаях административную ответственность на общих основаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Административные наказания, их виды.

Общие правила наложения административных наказаний

3.1 Понятие и виды административных наказаний.

Административное наказание является установленной госу­дарством мерой ответственности за совершение администрати­вного правонарушения и применяется в целях воспитания лица, со­вершившего административное правонарушение, в духе уважения к закону и правопорядку, а также в целях предупреждения совер­шения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или при­чинение ему физических страданий, а также нанесение вреда дело­вой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП РФ).

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные взыскания:

1. предупреждение;

2. административный штраф;

3. возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного пра­вонарушения;

4. конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5. лишение специального права, предоставленного физиче­скому лицу;

6. административный арест;

7. административное выдворение за пределы Российской Фе­дерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8. дисквалификация;

9. административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться админист­ративные взыскания, перечисленные в п. 1-4, 9 ст. 3.2 КоАП РФ.

Предупреждение, административный штраф, административ­ный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применя­ться только в качестве основных административных взысканий.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного право­нарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного пра­вонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правона­рушение, а также административное выдворение за пределы Рос­сийской Федерации иностранного гражданина или лица без гра­жданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного взыскания.

За одно административное правонарушение может быть на­ложено основное либо основное и дополнительное администра­тивное взыскание из взысканий, указанных в санкций применяе­мой статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ об админист­ративной ответственности.

Рассмотрим более подробно перечисленные виды админист­ративных взысканий.

Предупреждение — мера административного взыскания, вы­раженная в официальном порицании физического или юридиче­ского лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

По своему содержанию предупреждение как административ­ное наказание представляет собой карательную санкцию исклю­чительно морального характера, поскольку выражается, по сути, в официальном (от имени государства) и легальном причинении правонарушителю морального вреда. В то же время, как подчер­кивается в административно-правовой литературе, по сравнению с другими административными наказаниями доза карательного воздействия в таком предупреждении минимальна, и оно в боль­шей мере носит воспитательно-превентивный характер1 [ссылка]

Вместе с тем предупреждение, результат применения которого является все же определяющим для прав нарушителя, по всей ви­димости, может влечь серьезные для него ограничения морального характера, поскольку карательная составляющая данного административного наказания усиливается прежде всего такими фактора­ми, как его применение в связи с административным правонару­шением и наступление ввиду такого применения состояния адми­нистративной наказанности в течение определенного законом сро­ка1[ссылка]. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по кото­рому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергну­тым такому наказанию, отнесено к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность.

От предупреждения как меры административного наказания следует отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административ­ными наказаниями. Устное замечание является профилактиче­ской мерой (носит исключительно предупредительный характер, т.е. предшествует административному правонарушению или мо­жет быть с ним не связано), формой освобождения от админист­ративной ответственности при малозначительности администра­тивного правонарушения (носит также исключительно предупре­дительный характер, применяется в связи с административным правонарушением, но не представляет собой реализацию адми­нистративной ответственности, которая связана с наступлением состояния административной наказанности) либо видом дисцип­линарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка. Кроме того, в отличие от предупреждения как меры администра­тивной ответственности замечание выносится в устной форме.

Информация о работе Административные наказания, их виды