Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 12:39, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена.
Основные задачи:
1. Выявление основных признаков административного правонарушения;
2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, а также.
3. Определение понятия административной ответственности, а также видов административных наказаний.
Введение…………………………………………………………………… 4
1. Понятие и признаки административного
правонарушения. Признаки (элементы) состава
административного правонарушения………………………………... 6
1.1 Понятие и признаки административного
правонарушения (проступка)……………………………………........ 6
1.2 Юридический состав административного правонарушения……....... 8
1.3 Отграничение административного правонарушения
от преступления………………………………………………………… 11
1.4 Система административных
правонарушений……………………………………………………….. 13
2. Понятие и основные черты административной………………………. ответственности……. 18
2.1 Понятие и признаки административной ответственности……............ 18
2.2 Основания освобождения и ограничения
адми¬нистративной ответственности………………………………….. 19
3. Административные наказания, их виды.
Общие правила наложения административных наказаний………….. 23
3.1 Понятие и виды административных наказаний……………………… 23
3.2 Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность………………………………………………………… 33
3.3 Обстоятельствами, отягчающими административную
от-ветственность………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список……………………………………………….. 44
Список сокращений………………………………………………………… 43
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
3.2 Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
3. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
4. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
5. добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
6. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.
Законами субъектов РФ об административных правонарушениях могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ об административных правонарушениях или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
3.3 Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ (один год);
3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4. совершение административного правонарушения группой лиц;
5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое совершенное административное правонарушение.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о противодействии коррупции, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Лицо, на которое наложено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного наказания.
Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с наложением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Заключение
В последние годы в нашей стране осуществляется административная реформа. Её стратегия определена в Указах Президента и Постановлениях правительства РФ. В конце 2004 года подготовлена Федеральная целевая программа «Административная реформа». Её стратегия включает: завершение перестройки федеральных органов и распространение реформы на уровень региональных и местных органов; введение новых процедур и регламентов; повышение качества решений; обеспечение результативности государственного управления, его качества и доступности; снижение уровня коррупции; расширение объёма оказываемых гражданам услуг; повышение общественного доверия к государству. Такие задачи стоят сейчас, в конечном счёте, перед правоприменителями административного права, и эти задачи предполагают коренную ломку традиционных представлений – стереотипов роли исполнительной власти (в смысле её независимости и обособленности от других ветвей власти) в их сознании, в нашем сознании.
Административное право является одной из самых подвижных отраслей российского права и постоянные изменения, вносимые в КоАП, нередко затрагивают и административные наказания. Именно с административным правом мы ежедневно сталкиваемся – и оно должно незамедлительно реагировать на все происходящие в обществе изменения. Из этого следует, что непрерывное изучение такого основополагающего административно-правового института как наказания необходимо.
В данной работе были рассмотрены понятие административного правонарушения, состав административного правонарушения, административная ответственность, а также административные наказания.
Проступки – это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правового порядка, существующего в обществе. Разграничение проступков осуществляется в зависимости от сферы тех общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения. Исходя из приведённого определения, административные проступки – это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей. Правонарушением при этом признаётся только виновное поведение субъектов права. Противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае, если в действии или бездействии правонарушителя имеется вина, потому что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями. Вина – психическое отношение правонарушителя к своему поведению, встречается в форме умысла и неосторожности.
В результате деятельности компетентных органов, для правонарушителя юридическая ответственность означает применение к нему санкций правовых норм, указанных в них определённых мер ответственности. Это его обязанность претерпевать меры государственного принуждения, применяемые на основе норм права.
Итак, юридическая ответственность – это сложное социально – правовое явление. В него включаются как минимум две стороны: государство и правонарушитель. Между ними складывается правоохранительное отношение, в котором государство в лице его компетентных органов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель – как обязанная. При этом и управомоченная сторона, и обязанная, действуют в рамках закона и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение. Таковы отношения ответственности исследуемой отрасли.
Искоренимо ли такое социальное явление, как умышленные административные проступки? При ответе на этот вопрос, остаётся согласиться с теоретиками права и государства, которые в заключительных, обычно малообъемных, разделах своих учебников, посвящённых теории правового государства, правопорядку и демократии, законности и свободы, что достижение состояния правового государства - это достижение реальной свободы субъектов правоотношений, охраняемой государством. Поэтому, правопорядок – результат действия законности, реализованной свободы субъектов, всех и каждого; свободное, а не принуждаемое, воплощение в жизнь прав и свобод, обязанностей людей. Остаётся надеяться, что административная реформа, которая продолжается в настоящее время, будет всячески этому способствовать.
Библиографический список
I. Список нормативных актов:
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях принятый 30.12.2001 вступивший в силу с 01.07.2002, № 195 – ФЗ. – М.: Юрист, 2002.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 196-ФЗ от 30.12.2001 г (в ред. № 270-ФЗ от 30.12.2006 г.)
3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Юрист, 2003.
II. Список научной и учебной литературы:
1. Аверина Е.А. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: «Академия», 2008. – с. 135.
2. Агапов А. Б. Административная ответственность. – М.: Статут, 2005. – с. 131.
3. Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Статут, 2005. – c. 95.
4. Алёхин А. П. Административное право Российской Федерации / А.П. Алёхин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: Юристъ, 2007. – с. 247.
5. Козлов Ю.М. Административное право: учебник / Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов. – М.: «Академия», 2009. – с. 313.
6. Максимов И.В Предупреждение как мера административного наказания. – М.: Юрист, 2004. – с. 34.
7. Манохин В.М. Российское административное право: учебник. 2-е изд. / В.М.Манохин. Ю.С. Адушкин. – М.: Юрист. 2009. – с. 202.