Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 23:35, курсовая работа
Целью данной работы является выявление проблем управления многоквартирными домами, а также формулирование предложений по их преодолению.
Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
Дать понятие и выявить цели управления многоквартирными домами
Рассмотреть создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами
Проанализировать выбор способа управления многоквартирным домом
Изучить способы управления многоквартирными домами
ВВЕДЕНИЕ
3
1
Теоретические аспекты управления многоквартирными домами
5
1.1
Понятие и цели управления многоквартирными домами
5
1.2
Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами
9
1.3
Выбор способа управления многоквартирным домом
10
2
Способы управления многоквартирными домами
15
2.1
Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме
15
2.2
Управление товариществом собственников жилья и жилищно-строительным кооперативом
18
2.3
Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
23
2.4
Управление управляющей организацией
24
2.5
Сравнительный анализ способов управления многоквартирными домами
29
3
Анализ состояния управления многоквартирными домами в городе Ростове-на-Дону и перспективы управления
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Требуемый показатель о достижении МКД, находящихся в управлении ТСЖ не менее, чем 10% в настоящее время в городе достигнут и составляет 21,7% от общего количества МКД в городе (7250). Работа по созданию ТСЖ продолжается в соответствии с «Планом мероприятий по созданию благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в городе Ростове-на-Дону на 2012-2015годы», утвержденным постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 05.03.2012 № 133.
Достигнутые показатели стали возможны, прежде всего, в результате разъяснительной работы, проводимой администрациями районов и службами ЖКХ среди населения города.
Помимо методической поддержки, Администрация города оказывает собственникам реальную практическую помощь. Одной из существенных проблем управления ТСЖ является недостаток квалифицированных кадров. Чтобы восполнить этот пробел, с целью развития инициативы собственников по управлению многоквартирными домами, в 2012 году обучено в ДГТУ 50 председателей ТСЖ. Неоднократно были организованы выездные конференции и «круглые столы» с участием СМИ города по вопросам управления многоквартирными домами и содержания общего имущества.
С целью доведения информации до жителей о действующих управляющих компаниях, администрациями районов были размещены информационные стенды в подъездах многоквартирных домов, в службах ЖКХ районов организованы консультационные пункты, во время приемов граждан руководителями и специалистами ведется соответствующая разъяснительная работа.
Рисунок 3.1 – Распределение многоквартирных домов по способам управления (в процентном соотношении)
Из приведённых выше диаграммы видно, что большая часть жилищного фонда (73%) города Ростова-на-Дону управляется управляющими организациями. Под их управлением преимущественно находятся высотные многоквартирные дома различного времени постройки.
ТСЖ в городе занимает второе место (21,7%) по площади управления многоквартирными домами, такой способ управления преимущественно выбирают собственники квартир в новостройках.
В 206 домах (2,9%) способ управления ЖСК.
Четвертое место занимает непосредственное управление (2,4%) данный вид управления выбран собственниками малоэтажных домов, количество квартир в которых не более 8.
Рынок предоставления услуг по управлению многоквартирными домами города Ростова-на-Дону постепенно развивается, но недостаточно привлекателен в связи с высоким уровнем изношенности коммунальной инфраструктуры и несвоевременную оплату потребителями коммунальных услуг. Конкурентная среда плохо развита, однако, количество хозяйствующих субъектов, входящих на рынок растет. Таким образом, рынок находится в стадии формирования и развития.
Проблемы, возникающие при реализации вышеизложенных способов управления в городе Ростове-на-Дону схожи с общероссийскими проблемами.
Ряд управляющих
организаций отмечают, что существуют
проблемы взаимодействия, проблемы договорных
отношений с ресурсоснабжающими
организациями в связке: ресурсоснабжающие
организации – управляющие
Существуют
также проблемы возмещения денежных
средств, затраченных на капитальный
ремонт общего имущества многоквартирных
домов с собственника жилых и
нежилых помещений –
Острый
вопрос для ТСЖ, создаваемых в
старых многоквартирных домах, –
отсутствие помещений, в которых
можно расположить правление, бухгалтерию
и другие, необходимые для деятельности
ТСЖ, службы. В данном случае, местным
властям необходимо оказывать помощь
вновь создаваемым
Следующей проблемой является несовершенство законодательства и механизмов взаимодействия ТСЖ с городскими структурами. Вследствие этого особенно важным является проведение разъяснительной работы по вопросам управления многоквартирным домом среди собственников, их информирования обо всех изменениях законодательства.
Другая проблема безынициативность, непонимание и лень наших граждан. К примеру, для решения вопроса необходимо провести собрание членов ТСЖ. Одно дело – собрать жильцов дома, где 10-15 квартир. И совсем другое – жильцов 200-300-квартирного дома. Собрать всех членов ТСЖ в определенное время и в определенном месте для решения глобальных вопросов бывает очень трудно. Кто-то не может прийти, а кто-то просто не хочет тратить свое свободное время на посещение собраний. Впрочем, уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и от решаемых вопросов.
Подводя итоги проблематики ТСЖ, можно сказать неудивительно, что в городе данный способ управления выбран всего в 21,7% рассматриваемых случаев. Однако по итогам сравнительного анализа преимущества ТСЖ являются очевидными по отношению к другим способам управления многоквартирным домом.
В настоящее время одной из главных задач реформирования сферы ЖКХ является задача усиления роли собственников жилья в решении вопросов содержания многоквартирных домов, повышение их заинтересованности в управлении.
Необходимо
четко регламентировать права и
обязанности управляющих
Власти города должны систематически, равноправно и конструктивно сотрудничать с жилищной общественностью, результатом чего будет наличие эффективной обратной связи в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Необходимо создание Координационного совета по развитию самоуправления в жилищной сфере города с целью поддержки инициатив и консолидации усилий жилищных объединений – ТСЖ и ЖСК, представителей управляющих и ресурсоснабжающих организаций, обеспечения их конструктивного диалога с органами государственной власти и местного самоуправления по созданию условий для развития самоуправления в жилищной среде. Кроме того, это будет способствовать реализации прав и обязанностей собственников квартир как заказчиков рынка услуг ЖКХ, повышению качества жизни населения города, формированию эффективных способов защиты прав собственников и их объединений. Также совет необходим для выработки и осуществления механизмов и форм их участия в процессе реализации реформы в жилищной сфере и осуществления управления многоквартирными домами.
Создание совета позволит усилить административный контроль над деятельностью ТСЖ, управляющих компаний. Последние должны сделать свою деятельность прозрачной – опубликовывать в СМИ и Интернете:
а) общую информацию об управляющей организации или ТСЖ;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) фирменное
наименование юридического лица, фамилия,
имя и отчество руководителя управляющей
организации или фамилия, имя
и отчество индивидуального
б) реквизиты
свидетельства о
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
е) перечень
многоквартирных домов, в отношении
которых договоры управления были расторгнуты
в предыдущем календарном году, с
указанием адресов этих домов
и оснований расторжения
ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
В рамках
информации об основных показателях
финансово-хозяйственной
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
1) услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
2) заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
1) план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
2) сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
3) сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
4) сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов).
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок, указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость
каждой работы (услуги) в расчете
на единицу измерения (на 1 кв. метр общей
площади помещений в
В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
а) перечень
коммунальных ресурсов, которые управляющая
организация закупает у ресурсоснабжающих
организаций, с указанием конкретных
поставщиков, а также объема закупаемых
ресурсов и цен на такие ресурсы,
по которым управляющая