Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 18:35, дипломная работа
Целью дипломной работы является – рассмотреть правовые особенности банкротства, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
– определить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);
– охарактеризовать основные процедуры несостоятельности банкротства;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Институт несостоятельности (банкротства) в системе гражданского права ……………………………………………………………………………….5
1.1.Правовое регулирование отношений несостоятельности (банкротства): история и современность ………………………………………………………...5
1.2.Понятие несостоятельности (банкротства) и его систематизирующие признаки………………………………………………………………………….12
Глава 2. Правовой режим банкротства граждан в Российской Федерации …22
2.1. Критерии банкротства граждан…………………………………………….22
2.2. Процедура банкротства гражданина……………………………………….32
2.3. Последствия признания гражданина банкротом………………………….38
Глава 3. Особенности банкротства гражданина и индивидуального предпринимателя………………………………………...………………………43
3.1 Банкротство индивидуальных предпринимателей………………………...43
3.2 Банкротство граждан не предпринимателей ………………………………55
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованных источников и литературы…………………………...67
В целом законопроект позволит стимулировать граждан-должников и их кредиторов к цивилизованным методам реструктуризации потребительской задолженности с учетом текущей рыночной ситуации и перспективными изменениями на кредитных рынках.
Также Президент РФ В. Путин 22 марта 2013 года поручил разработать регламент об отнесении дел о банкротстве гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, к ведению судов общей юрисдикции.
Во исполнение поручения Президента РФ в целях устранения пробела в правовом регулировании отношений, возникающих в случае банкротства гражданина-должника, Пленум ВС РФ своим Постановлением от 16.04.2013 N 12 предложил внести ряд изменений в ГПК РФ, в частности дополнить его главой 32.1 "Признание гражданина несостоятельным (банкротом)".50
Необходимость рассмотрения имущественных требований к гражданину-должнику, вытекающих из ненадлежащего исполнения последним долговых обязательств перед кредитором, в том числе и посредством процедуры банкротства этого гражданина, в судах общей юрисдикции согласно их компетенции, а не в арбитражных судах обусловлена как обстоятельствами объективного характера, так и субъектным составом данных правоотношений в силу следующих причин.
Гражданин-должник, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя, участвует в имущественных правоотношениях с целью личного потребления (приобретения) товаров, работ, услуг, не предназначенных для предпринимательской деятельности, в связи, с чем не является субъектом экономической деятельности.
Поскольку заключаемые с участием такого гражданина договоры не носят экономического характера, взыскание образовавшейся вследствие их ненадлежащего исполнения задолженности направлено в первую очередь на исполнение гражданином своих обязательств перед конкретным кредитором и на возможность вновь стать полноценным субъектом гражданско-правовых отношений, а не на обеспечение финансового оздоровления и дальнейшего экономического развития или выведение из гражданского оборота, как это предусмотрено в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как показывает опыт мировой юстиции по рассмотрению судами дел о банкротстве граждан, в большинстве стран эти дела разрешаются судами общей юрисдикции либо находящимися в их ведении специально созданными для рассмотрения таких дел судами (например, в Германии указанные дела рассматриваются судом, находящимся под юрисдикцией центрального земельного суда по гражданским делам; в США - специальными судами по делам о банкротстве, входящими в систему судов общей юрисдикции).
Гражданин-должник, не наделенный статусом индивидуального предпринимателя, в отношении которого будет разрешаться вопрос о признании его банкротом, кроме того, является участником иных правоотношений, например семейных, жилищных, трудовых. Без учета особенностей действующего правового регулирования таких правоотношений, не связанных с долговыми обязательствами гражданина, невозможно проведение процедуры банкротства в целом.
В случае рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве гражданина разрешение вопросов определения размера долговых обязательств должника, установления объема конкурсной массы и т.п. будет связано с необходимостью исследования иных вопросов, вытекающих из семейных, гражданско-правовых, трудовых и иных отношений, субъектом которых является гражданин-должник, что в силу характера и субъектного состава этих отношений предметом разрешения арбитражных судов быть не может. Иное противоречило бы общим принципам разграничения юрисдикционных полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, установленным в главе 7 Конституции РФ и нормах федеральных конституционных законов.
Отнесение же дел о банкротстве граждан к ведению судов общей юрисдикции будет способствовать обеспечению реализации права граждан-должников на доступ к правосудию, поскольку иное, учитывая построение системы арбитражных судов, будет сопряжено с необходимостью участия граждан в делах, рассматриваемых судами, значительно удаленными от места их жительства.
Рассмотрение дел о банкротстве граждан судами общей юрисдикции не потребует никаких дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Кроме того, исходя из накопленного судами общей юрисдикции опыта в обеспечении защиты экономически слабой стороны процесса, каковой в данном случае является гражданин-должник, рассмотрение таких дел именно судами общей юрисдикции будет способствовать усилению социальной защиты граждан в рамках дел о банкротстве.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в ГПК РФ" предусматривается дополнение подраздела IV "Особое производство" раздела II ГПК РФ главой 32.1 "Признание гражданина несостоятельным (банкротом)", устанавливающей процессуальный механизм и особенности рассмотрения судами указанной категории дел по правилам особого производства с распространением на них общих положений, сформулированных для данного вида судопроизводства в главе 27 Кодекса, включая правила о субъектном составе лиц, участвующих в деле, и порядке рассмотрения и разрешения дела.
Рассмотрение судами общей юрисдикции дел о признании гражданина банкротом предполагается осуществлять в порядке особого производства, учитывая следующее.
Предлагаемые законопроектом особенности рассмотрения и разрешения дел о банкротстве граждан, предусмотренные в главе 32.1, сводятся к следующему:
- устанавливается территориальная подсудность данной категории дел - по месту жительства гражданина-должника;
- правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина несостоятельным (банкротом) наделяются должник, кредиторы, а также иные лица, которым такое право предоставлено законодательством о несостоятельности (банкротстве), например уполномоченные органы;
- помимо общих требований, установленных ГПК РФ, предусматриваются особые требования к содержанию заявления о признании гражданина банкротом и перечню прилагаемых к нему документов, подтверждающих заявленные требования;
- заявление о признании гражданина банкротом рассматривается судом по правилам, установленным ГПК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства;
- предусматривается возможность заключения мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации;
- устанавливается порядок обжалования принимаемых судом в ходе рассмотрения дела о признании гражданина банкротом судебных постановлений как тех, возможность обжалования которых предусмотрена ГПК РФ (например, определениями об оставлении заявления без движения, о приостановлении производства по делу и т.д.), так и тех, право на обжалование которых предоставлено законодательством о банкротстве (например, определениями об утверждении перечня имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, об отказе в утверждении мирового соглашения и др.).
В связи с дополнением ГПК РФ главой 32.1 "Признание гражданина несостоятельным (банкротом)" законопроектом предусматривается внесение ряда корреспондирующих изменений в нормы ГПК РФ, регулирующие действия суда на стадии принятия искового заявления (ст. 135), и нормы, определяющие основания для оставления судом заявления без рассмотрения (ст. 222).
Предлагаемые для внесения в ГПК РФ изменения, предусматривающие порядок рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом), могут вступить в силу только после того, как будет введен в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Согласно п. 2 ст. 23.1 Закона N 127-ФЗ положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.
Принятым ГД РФ в первом чтении проектом Закона вносятся изменения и дополнения в Закон N 127-ФЗ и иные федеральные законы в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника, а именно в Федеральные законы от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях", от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ.51
Таким образом, после вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в вышеуказанные федеральные законы, вводится в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Заключение
Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.
Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.
В России начинает действовать система банкротств, что сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов, партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.
Следует констатировать, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути таковыми являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности.
В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то большинство ее участников. Представляется необходимым внести в ст. 206 Закона о банкротстве изменения, установив, что ее нормы применяются наряду с нормами ст. 103 Закона о банкротстве.
В самом деле — предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с тяжелым багажом прошлого, сменит не справляющееся с управлением руководство, которое ныне в России иным образом сменить нельзя. А это позволит провести здоровую техническую, маркетинговую и кадровую политику, привлечь необходимые для развития производства инвестиции. В связи со сказанным необходимо внести изменения в нормы ст. 209 Закона о банкротстве, указав, что в случаях назначения управляющего он обязан не только осуществлять управление имуществом должника и его реализацию, но и проводить всю необходимую работу с кредиторами. Представляется необходимым внести в п. 2 ст. 208 Закона о банкротстве изменения, установив, с какого момента начинает исчисляться 2-месячный срок для предъявления кредиторами требований.
Кредиторы получают шанс спасти свои деньги, общество структуру экономики, приспособленную к рынку, население нужные товары, персонал предприятия необходимую работу.
В заключении дипломной сделаны выводы и выдвинуты предложения по совершенствованию российского законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Методологической базой работы выступили общенаучный диалектико-материалистический метод познания, а также системный, сравнительно-правовой методы и различные приемы (анализ, синтез, метод дедукции и индукции) формально-логического характера.
Информационные источники включают в себя учебную и специальную литературу, нормативные акты, научные труды ученых правоведов, а также статьи и публикации в периодической печати, правоприменительная практика реализации административного принуждения, статистические данные.
Список использованной литературы
I. Официальные нормативные акты и документы