Банкротство кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процедуры банкротства, как юридического лица, так и кредитной организации, а также проведение сравнительного анализа данных процедур.

Содержание работы

Введение 3
Несостоятельность (банкротство) юридических лиц 5
Общие положения 5
Процедуры банкротства. 7
Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций 26
Общие положения 26
Конкурсное производство 29
Заключение 33
Список используемой литературы: 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 60.67 Кб (Скачать файл)
  1. Финансовое оздоровление предполагает осуществление следующих таких мер, как: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) или иными лицами, изменение организационной структуры, изменение структуры активов и пассивов, приведение в соответствие размера уставного капитала, иные меры.
  2. Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией. Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев. Руководителем временной администрации является служащий Банка России. Функции временной администрации зависят от того ограничены или приостановлены полномочия исполнительных органов кредитной организации. Если полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены, а также в случае не исполнения денежных обязательств и не уплаты обязательных платежей в срок превышающий семь дней с момента наступления даты их удовлетворения, Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов сроком не превышающим трех месяцев. В случае установления оснований для отзыва лицензии временная администрация направляет об этом ходатайство в Банк России. Все расходы связанные с деятельностью временной администрации удовлетворяются за счет денежных средств должника. Смета расходов утверждается Баком России и удовлетворяется во внеочередном порядке. Деятельность временной администрации прекращается в случае устранения причин, послуживших к ее назначении и после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
  3. Реорганизация кредитной организации, осуществляется в форме слияния или присоединения18. Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в следующих случаях: кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности за последней месяц более чем на 20 процентов, кредитная организация допускает снижение собственных средств, а также не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей, превышающие семь дней и более с даты момента наступления даты из удовлетворения.

При возникновении  оснований для осуществления  мер по предупреждению банкротства  кредитная организация, ее учредители (участники), исполнительный орган (единоличный  или коллегиальный) обязаны принимать  необходимые и своевременные  меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации. Банк России в свою очередь, в случае возникновения тех же оснований, вправе потребовать осуществление  мер по финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить  временную администрацию.

Следует заметить, что такие процедуры, как  наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, характерные  для банкротства юридических  лиц, в случае банкротства кредитной  организации не применяются.

Если  осуществление действий, о которых  мы говорили выше, не приносит должного результата и платежеспособность кредитной  организации невозможно восстановить, то в отношении кредитной организации  вводится процедура конкурсного  производства.

 

Конкурсное производство

 

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства принимается, если установлены  признаки банкротства. В решении в обязательном порядке должны содержаться указания на: 1) открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на один год и может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве не более чем на шесть месяцев. После открытие конкурсного производства наступают следующие последствия: продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии, сведения о финансовом состоянии больше не являются конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну,  также все требования по денежным обязательствам могут быть предъявлены только с соблюдением правил, а также иные последствия. 2) утверждение конкурсного управляющего. В случае с кредитными организациями конкурсным управляющим выступает агентство. Если у кредитной организации не было лицензии на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, то конкурсными управляющими могут быть арбитражные управляющие соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих. 3) размер ежемесячного вознаграждения. За осуществление полномочий конкурсного управляющего Агентству вознаграждение не выплачивается.

За время  конкурсного производства конкурсный управляющий должен установить требования кредиторов, сформировать конкурсную массу, выявить признаки преднамеренного, фиктивного банкротства, принять меры по розыску и возврату имущества  кредитной организации, находящегося у третьих лиц, и др.19Не реже одного раза в месяц конкурсный управляющий должен представлять отчет о своей деятельности собранию кредиторов.

Объявление  о решении арбитражного суда о  признании кредитной организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства публикуется конкурсным управляющим в следующих печатных изданиях: в "Вестнике Банка России"; в официальном издании, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти в соответствии с Законом о банкротстве; в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации за счет средств кредитной организации - должника, а при отсутствии у нее средств - за счет средств лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о возбуждении в отношении кредитной организации дела о банкротстве (ст. 50.17 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Исполнение  обязательств перед кредиторами  осуществляется в очередности установленной  федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей предусмотренных статьей 50.36 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций ».

Очередность удовлетворения требований кредиторов осуществляется в следующем порядке, в первую очередь удовлетворяются:

  1. требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;
  2. требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенными с ними договорами банковского вклада и (или) договорами банковского счета;
  3. требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
  4. требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации

Вне очереди  за счет конкурсной массы исполняются  текущие требования. Под текущими понимаются:

требования кредиторов по субординированным20 кредитам удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

Требования  физических лиц, являющихся кредиторами  кредитной организации по заключенным  с ними договорам банковского  вклада и (или) договорам банковского  счета, по возмещению убытков в форме  упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых  в третью очередь.

Конкурсный  управляющий в ходе конкурсного  производства обязан использовать один корреспондентский счет, для расчета  с кредиторами и других расходов. Другие счета подлежат закрытию, а  денежные средства, находящиеся на них подлежат переводу на единый расчетный  счет.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного  управляющего о результатах конкурсного  производства суд выносит определение  о завершении конкурсного производства, а в случае  погашения требований кредиторов – определение о прекращении  производства по делу о банкротстве. Процедура конкурсного производства завершается после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного  управляющего (п. 1 ст. 50.44 Закона о банкротстве кредитных организаций). После завершения конкурсного производства конкурсный управляющий выполняет обязанности по подготовке документов для государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и представлению их в Банк России.

С внесением  в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации, определяется момент прекращения существования юридического лица.

 

Заключение

Подводя итог выше указанных процедур, хотелось бы заметить, что изложить все нюансы, не представляется возможным, в силу ограниченности объема курсовой работы. Но уже исходя из написанного можно сделать кое-какие выводы. Закон о несостоятельности (банкротстве) в том виде, в котором он сейчас, действует с 26 октября 2002г. С того времени он претерпел много изменений, но и они не решили все существующие вопросы.

Наиболее  очевидными проблемами банкротства  представляются следующие: недостаточность  конкурсной массы, сроки проведения процедур, неэффективные процедуры  применяемы при банкротстве.

В идеальном  варианте процедура банкротства  должна проводиться быстро, максимально  эффективно, без лишних материальных потерь и затрат.

Важным  элементом является установление причин банкротства, во-первых, для привлечения  к ответственности лиц, по чьей вине произошло банкротство, при наличии  таковых, а во-вторых, для того, чтобы  в будущем не повторить тот  же сценарий, который привел к банкротству  должника.

С существующими  тенденциями и веяньями в обществе должен также возрасти процент мировых соглашений. Ведь зачастую, можно договориться и выйти из ситуации с наименьшими потерями, как по отношению к кредиторам, так и к должнику.

Для закона о банкротстве от 2002 г., появилась  новая процедура – финансовое оздоровление, которая преследует цель восстановление платежеспособности должника. Насколько она эффективна, сказать  сложно, более эффективной процедурой в этом плане кажется внешнее  управление, ведь именно эта стадия предполагает такие меры по восстановлению платежеспособности, как перепрофилирование предприятия, закрытие не рентабельных производств, продажа части имущества  и другие. В сравнение также  можно взять процесс банкротства кредитной организации, также рассмотренную в данной курсовой работе. В данном процессе не применяются иные процедуры, кроме как конкурсное производство, что с одной стороны видится вполне здравым решением. Во-первых, эти процедуры можно было бы перевести как обязанность должника, т.е при обнаружении признаков банкротства учредители (участники) должника, а также исполнительный орган должен провести мероприятия по финансовому оздоровлению, перепрофилированию производства, в общем принять все возможные меры по восстановлению платежеспособности. В случае, если проводимые меры не возымели должного результата, подготовить соответствующую документацию, передать ее в суд и тогда назначить процедуру конкурсного производства.

С другой стороны меры по восстановлению платежеспособности должника должны проводиться под  наблюдением, для достижения должного эффекта и исключения возможности  преднамеренного банкротства. Тут  же возникают сложности, кто и  каким образом будет осуществлять этот надзор.

Найти баланс интересов очень сложно, точно  также как и решить все проблемные вопросы без ущерба какого-либо лица участвующего в деле о банкротстве. Ведь любой кредитор хочет удовлетворения всех своих требований, вне зависимости  от того к какой очереди он относится. Должник может быть заинтересован, как в восстановлении платежеспособности и продолжении бизнеса, так и  в сохранении наибольшего количества денежных средств после ликвидации юридического лица. Также есть и  третья, независимая, по сути, сторона, в лице арбитражного управляющего, которая также может преследовать свои корыстные интересы, к примеру, затягивание процесса банкротства.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)»;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. (ред. от 28.11.2011);
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской  Федерации от 24.07.2002 г. (ред. от 08.12.2011);
  5. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. N 97 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах о несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 3.
  6. Инструкция Центрального банка РФ от 11 ноября 2005 г. N 126-И "О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Письмо Центрального банка РФ от 25 марта 1999 г. N 108-Т "О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // Вестник Банка России. 1999. 26 марта. N 19.
  8. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 3.
  9. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 15 августа 2003г., №74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  10. Журнал «Банковское право» 2009г., №5, Криволевич Е.А. «Правовые аспекты банкротства кредитных организаций»;
  11. Журнал «Российская юстиция» 2010г., №9, Меркушева О.В. «Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  12. Журнал «Юридическая работа в кредитной организации» 2010г., №2, Дорохина Е.Г. «Вопросы реформирования законодательства о банкротстве»;
  13. Журнал «ЭЖ-Юрист» 2011г., №40, Р.Опалев «Проблемные вопросы банкротства»;
  14. Журнал «Банковское право» 2011г., №1, О.Ю.Егорова «Выявление обстоятельств банкротства банков»;
  15. Постатейный комментарий к закону «О несостоятельности (банкротстве)» под ред. В.Ф.Попондопуло // СПС «Консультант Плюс»
  16. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. С.А.Карелина
  17. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под общ. ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2004.;
  18. Журнал  «Безопасность бизнеса» 2011г., №4, Тальчиков С. А., Тютюнник М. А. «Отдельные вопросы заключения мирового соглашения в деле о банкротстве»
  19. Журнал «Предпринимательское право» 2011г., №4 Е.С.Пирогова «Защита прав юридического лица – должника в рамках дел о несостоятельности (банкротстве)»;
  20. Журнал «Законы России: опыт, анализ, практика» 2011г., №3 Т.П. Шишмарева «Права учредителей (участников) юридического лица в процедурах несостоятельности (банкротства)»;
  21. Учебник «Банковское право. Банковская система Российской Федерации» (1 том) Л.Г. Ефимова, «Статут»,2010г.;
  22. Журнал «Предпринимательское право» 2011г., №4 И.В. Фролов «Проблемы прокредиторской и продолжниковой концепции современного Российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) »;
  23. Журнал «Арбитражный управляющий» 2011г., №6 Е.В. Запорожко, Ю.С. Касицкая, Н.В. Баблоян «В конкурсном производстве»;
  24. Журнал «Право и политика» 2007г., №6 О.Е. Логачев «Центральный банк Российской Федерации как участник правоотношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций »;
  25. Журнал «Закон» 2007г., №7 Л.В. Пулова «Порядок и особенности судебного разбирательства дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  26. Т.П. Шишмарева «Совершенствование законодательства о несостоятельности (бенкротстве)»;
  27. В.Ф. Попондопуло, Е.В. Слепчеко «Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве в условиях финансового кризиса»;

Информация о работе Банкротство кредитных организаций