Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:35, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение процедуры банкротства, как юридического лица, так и кредитной организации, а также проведение сравнительного анализа данных процедур.
Введение 3
Несостоятельность (банкротство) юридических лиц 5
Общие положения 5
Процедуры банкротства. 7
Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций 26
Общие положения 26
Конкурсное производство 29
Заключение 33
Список используемой литературы: 35
При возникновении
оснований для осуществления
мер по предупреждению банкротства
кредитная организация, ее учредители
(участники), исполнительный орган (единоличный
или коллегиальный) обязаны принимать
необходимые и своевременные
меры по финансовому оздоровлению и
(или) реорганизации кредитной
Следует заметить, что такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, характерные для банкротства юридических лиц, в случае банкротства кредитной организации не применяются.
Если
осуществление действий, о которых
мы говорили выше, не приносит должного
результата и платежеспособность кредитной
организации невозможно восстановить,
то в отношении кредитной
Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается, если установлены признаки банкротства. В решении в обязательном порядке должны содержаться указания на: 1) открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на один год и может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве не более чем на шесть месяцев. После открытие конкурсного производства наступают следующие последствия: продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии, сведения о финансовом состоянии больше не являются конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну, также все требования по денежным обязательствам могут быть предъявлены только с соблюдением правил, а также иные последствия. 2) утверждение конкурсного управляющего. В случае с кредитными организациями конкурсным управляющим выступает агентство. Если у кредитной организации не было лицензии на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, то конкурсными управляющими могут быть арбитражные управляющие соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих. 3) размер ежемесячного вознаграждения. За осуществление полномочий конкурсного управляющего Агентству вознаграждение не выплачивается.
За время конкурсного производства конкурсный управляющий должен установить требования кредиторов, сформировать конкурсную массу, выявить признаки преднамеренного, фиктивного банкротства, принять меры по розыску и возврату имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц, и др.19Не реже одного раза в месяц конкурсный управляющий должен представлять отчет о своей деятельности собранию кредиторов.
Объявление
о решении арбитражного суда о
признании кредитной
Исполнение обязательств перед кредиторами осуществляется в очередности установленной федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей предусмотренных статьей 50.36 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций ».
Очередность удовлетворения требований кредиторов осуществляется в следующем порядке, в первую очередь удовлетворяются:
Вне очереди за счет конкурсной массы исполняются текущие требования. Под текущими понимаются:
требования кредиторов по субординированным20 кредитам удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.
Требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых в третью очередь.
Конкурсный управляющий в ходе конкурсного производства обязан использовать один корреспондентский счет, для расчета с кредиторами и других расходов. Другие счета подлежат закрытию, а денежные средства, находящиеся на них подлежат переводу на единый расчетный счет.
После рассмотрения
арбитражным судом отчета конкурсного
управляющего о результатах конкурсного
производства суд выносит определение
о завершении конкурсного производства,
а в случае погашения требований
кредиторов – определение о прекращении
производства по делу о банкротстве.
Процедура конкурсного
С внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации, определяется момент прекращения существования юридического лица.
Подводя итог выше указанных процедур, хотелось бы заметить, что изложить все нюансы, не представляется возможным, в силу ограниченности объема курсовой работы. Но уже исходя из написанного можно сделать кое-какие выводы. Закон о несостоятельности (банкротстве) в том виде, в котором он сейчас, действует с 26 октября 2002г. С того времени он претерпел много изменений, но и они не решили все существующие вопросы.
Наиболее очевидными проблемами банкротства представляются следующие: недостаточность конкурсной массы, сроки проведения процедур, неэффективные процедуры применяемы при банкротстве.
В идеальном варианте процедура банкротства должна проводиться быстро, максимально эффективно, без лишних материальных потерь и затрат.
Важным элементом является установление причин банкротства, во-первых, для привлечения к ответственности лиц, по чьей вине произошло банкротство, при наличии таковых, а во-вторых, для того, чтобы в будущем не повторить тот же сценарий, который привел к банкротству должника.
С существующими тенденциями и веяньями в обществе должен также возрасти процент мировых соглашений. Ведь зачастую, можно договориться и выйти из ситуации с наименьшими потерями, как по отношению к кредиторам, так и к должнику.
Для закона о банкротстве от 2002 г., появилась новая процедура – финансовое оздоровление, которая преследует цель восстановление платежеспособности должника. Насколько она эффективна, сказать сложно, более эффективной процедурой в этом плане кажется внешнее управление, ведь именно эта стадия предполагает такие меры по восстановлению платежеспособности, как перепрофилирование предприятия, закрытие не рентабельных производств, продажа части имущества и другие. В сравнение также можно взять процесс банкротства кредитной организации, также рассмотренную в данной курсовой работе. В данном процессе не применяются иные процедуры, кроме как конкурсное производство, что с одной стороны видится вполне здравым решением. Во-первых, эти процедуры можно было бы перевести как обязанность должника, т.е при обнаружении признаков банкротства учредители (участники) должника, а также исполнительный орган должен провести мероприятия по финансовому оздоровлению, перепрофилированию производства, в общем принять все возможные меры по восстановлению платежеспособности. В случае, если проводимые меры не возымели должного результата, подготовить соответствующую документацию, передать ее в суд и тогда назначить процедуру конкурсного производства.
С другой
стороны меры по восстановлению платежеспособности
должника должны проводиться под
наблюдением, для достижения должного
эффекта и исключения возможности
преднамеренного банкротства. Тут
же возникают сложности, кто и
каким образом будет
Найти баланс интересов очень сложно, точно также как и решить все проблемные вопросы без ущерба какого-либо лица участвующего в деле о банкротстве. Ведь любой кредитор хочет удовлетворения всех своих требований, вне зависимости от того к какой очереди он относится. Должник может быть заинтересован, как в восстановлении платежеспособности и продолжении бизнеса, так и в сохранении наибольшего количества денежных средств после ликвидации юридического лица. Также есть и третья, независимая, по сути, сторона, в лице арбитражного управляющего, которая также может преследовать свои корыстные интересы, к примеру, затягивание процесса банкротства.