Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 22:10, дипломная работа
Целью исследования является рассмотрение охраны прав несовершеннолетних и интересов как комплексного института российского законодательства.
Задачами исследования являются:
- проследить эволюцию правовой защиты несовершеннолетних;
- формирование понятия и характеристика прав, свобод и интересов несовершеннолетних;
- обозначить реалии правовой защиты несовершеннолетних на современном этапе развития России;
- определение средств, методов и процессуальных особенностей, системы нормативных актов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
- охарактеризовать деятельность органов государственной власти России в сфере обеспечения прав и интересов несовершеннолетних;
- рассмотреть реализацию защиты прав несовершеннолетних Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае, а также по обзорам практики защиты несовершеннолетних в России.
Введение
ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ПЕЧАТАЕТСЯ
ЗАГЛАВНЫМИ (БОЛЬШИМИ) БУКВАМИ
ЖИРНО…………………………………………………..
1.1. Название раздела (параграфа)…………………………………..
1.2. Название раздела (параграфа)…………………………………..
ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ПЕЧАТАЕТСЯ
ЗАГЛАВНЫМИ (БОЛЬШИМИ) БУКВАМИ
ЖИРНО…………………………………………………..
2.1. Название раздела (параграфа) …………………………………..
2.2. Название раздела (параграфа) …………………………………..
Библиографический список…………………………………………..
Приложение …………………………………………………………..
Законом предусмотрена ответственность и за совершение административных правонарушений, посягающих на здоровье населения. К административной ответственности могут привлекаться лица за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ), за незаконный оборот (приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта) наркотических средств, психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП РФ), если они не составляют крупного размера, виновные также привлекаются к административной ответственности в виде административного штрафа. Если гражданин добровольно сдает приобретенные наркотические средства, то он освобождается от административной ответственности.
К распространенным административным правонарушениям в области охраны собственности относится мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты. Хищение признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает 1000 рублей.
Гражданско-правовой ответственности несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет подвергаются на общих основаниях и самостоятельно несут ответственность за причиненный вред (п. 1 ст. 1074 ГК РФ).
Родители (попечители) отвечают перед потерпевшим лишь в той части, в какой не могут отвечать своим имуществом и доходами сами несовершеннолетние. Условием ответственности родителей (попечителей) является вина в ненадлежащем воспитании и надзоре за детьми. Помимо этого на тех же началах несут ответственность за несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет учреждения, которые в силу закона являются попечителями несовершеннолетних (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Также, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по совершаемым ими сделкам (п. 3 ст. 26 ГК РФ). При этом не имеет значения, совершена сделка самостоятельно несовершеннолетним или с письменного согласия его законного представителя. Это означает, что в качестве ответчика всегда должен привлекаться несовершеннолетний причинитель, и именно применительно к его действиям должен быть решен вопрос об основаниях гражданско-правовой ответственности. Однако в случае, когда у несовершеннолетнего недостаточно имущества, дополнительную ответственность несут его родители, усыновители или попечитель.
Таким образом, уголовная, административная, гражданско-правовая, материальная ответственности представляют разновидности юридической ответственности. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой особое правоотношение ответственность. Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная. При этом и правомоченная и обязанная стороны действуют в рамках закона и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.
2.2.Основания ответственности несовершеннолетних
Ответственность за вред, причиненный
несовершеннолетними в возрасте до 14 лет.
Малолетние в возрасте до 6 лет, как и несовершеннолетние
до 14 лет, являются полностью неделиктоспособными
- они не отвечают за последствия своих
действий, вопрос об их вине не ставится
и не рассматривается. Не несут они и имущественную
обязанность возместить причиненный ими
вред. Такая обязанность может быть возложена
либо: а) на их родителей (усыновителей)
или опекунов (граждан или воспитательные,
лечебные учреждения, учреждения социальной
защиты и другие аналогичные учреждения,
являющиеся опекунами в силу ст. 35 ГК), либо
б) на соответствующее учреждение - юридическое
лицо, если малолетний находился в нем
или был под его надзором в момент причинения
вреда, либо в) на иное лицо (физическое
или юридическое), осуществляющее надзор
за ребенком на основании договора (пп.
1-3 ст. 1073 ГК).
Обязанность родителей (усыновителей)
или опекунов возместить причиненный
вред основана на том, что они должны осуществлять
воспитание ребенка, а также надзор за
ним (ст. 63, 150 Семейного кодекса). Соответственно,
противоправность их поведения как условие
наступления ответственности выражается
в недостаточном воспитании ребенка, попустительстве
или поощрении опасных форм его поведения,
безнадзорности, отсутствии внимания
к ребенку и т.п. Обязанность возместить
причиненный вред возлагается на обоих
родителей и является равной долевой (ст.
321 ГК). Один из родителей может быть освобожден
от ответственности лишь в случае, если
по вине другого он был лишен возможности
принимать участие в воспитании ребенка*(268).
Конечно, для возложения обязанности
возместить причиненный вред необходимо
выявить и установить причинно-следственную
связь между ненадлежащим выполнением
родительских обязанностей и вредом, который
причинен ребенку. Вина родителей (усыновителей),
опекунов презюмируется, т.е. они должны
доказать отсутствие своей вины в ненадлежащем
воспитании или надзоре.
Единственное исключение, когда
родители могут не являться субъектами
деликтной ответственности за вред, причиненный
детьми, установлено в ст. 1075 ГК. Согласно
этой норме на родителей, лишенных родительских
прав*(269), ответственность за причиненный
ребенком вред может быть возложена лишь
в течение 3 лет после лишения их родительских
прав. В то же время такая ответственность
может наступить лишь при условии, что
действия ребенка вызваны ненадлежащим
осуществлением именно родительских обязанностей
(уклонение от воспитания, нравственного
развития и обучения, аморальное, антиобщественное
поведение родителей, недопустимые приемы
воспитания и т.п.). Ответственность родителей,
ограниченных в родительских правах (ст. 73,
74 Семейного кодекса), наступает по правилам
ст. 1073, 1074 ГК. Правила ст. 1075 ГК в этом случае
неприменимы.
Условия ответственности опекуна
- гражданина или специального учреждения,
осуществляющего функции опеки (школы-интернаты,
учреждения социальной защиты - приюты,
дома ребенка, детские дома и др., лечебные
заведения) аналогичны условиям ответственности
родителей (усыновителей). Дело в том, что
в обязанности лиц, выполняющих функции
опеки, входит осуществление воспитания
детей и надзора за их поведением, т.е.
выполнение обязанностей, аналогичных
родительским. Опекун является законным
представителем ребенка. Поэтому и противоправность,
и вина опекунов определяются в порядке,
предусмотренном для установления условий
деликтной ответственности родителей
(усыновителей).
Иная ситуация складывается,
если вред причинен ребенком в то время,
когда он находился под надзором учреждения
(воспитательного, образовательного, лечебного
и др.) или иного лица, на которое не возложено
выполнение функций опеки (детский сад,
школа, кружок, спортивный лагерь и т.п.).
Юридически указанные учреждения обязаны
(помимо своих основных функций) лишь осуществлять
надзор за находящимися в них детьми; поэтому
противоправность их поведения выражается
в ненадлежащем надзоре, а вина (которая
предполагается) - в наличии упущений при
его осуществлении.
Не исключается и возможность
одновременного возложения обязанности
возместить причиненный вред как на родителей,
так и на учреждение, под надзором которого
в соответствующий момент должен был находиться
или находился ребенок. В этом случае действует
принцип долевой ответственности.
Обязанность родителей (усыновителей)
или опекунов возместить вред, причиненный
ребенком в возрасте до 14 лет, не прекращается
и тогда, когда ребенок достигает возраста
полной дееспособности (п. 4 ст. 1073 ГК). Иными
словами, они лишены права регрессного
требования к причинителю вреда при достижении
им полной дееспособности (п. 4 ст. 1081 ГК).
Лишь в исключительных случаях
и посредством специального иска потерпевшего
или лица, обязанного к возмещению вреда,
обязанность возместить вред может быть
возложена на фактического причинителя.
При этом должна иметься совокупность
следующих условий: а) вред причинен жизни
и здоровью потерпевшего; б) ответственными
за вред выступают граждане - родители
(усыновители), опекуны и др.; в) указанные
лица умерли или не имеют достаточных
средств; г) причинитель вреда стал дееспособным
и обладает достаточными средствами для
возмещения вреда.
2. Ответственность за вред,
причиненный несовершеннолетними в возрасте
от 14 до 18 лет. Несовершеннолетний в возрасте
от 14 до 18 лет вполне способен осознавать
значение своих действий, в связи с чем
признается полностью деликтоспособным;
именно он будет ответчиком по иску о возмещении
вреда.
Однако далеко не всегда несовершеннолетний
обладает собственным заработком или
достаточным имуществом. По этой причине
обязанность по возмещению вреда может
быть субсидиарно возложена на его родителей
(усыновителей) или попечителей. Ответственность
указанных лиц наступает на общих основаниях.
Противоправность и вина оцениваются
с позиций наличия у них обязанности по
воспитанию и надзору за ребенком. Этим
объясняется отсутствие у лиц, возместивших
вред, права в регрессном порядке требовать
у несовершеннолетнего (в том числе и по
достижении им 18 лет) сумм возмещенного
ими вреда (п. 4 ст. 1081 ГК).
Поскольку ответственность
родителей является в данном случае субсидиарной,
она не наступает, если у причинителя (несовершеннолетнего)
достаточно собственного заработка или
иных средств для возмещения вреда. При
отсутствии или недостаточности таких
средств ответственность родителей (усыновителей)
или попечителя наступает, соответственно,
в полном объеме или в недостающей части.
Если причинитель вреда находился
в воспитательном, лечебном, образовательном
учреждении, на которое не возложены обязанности
попечителя, указанное учреждение несет
субсидиарную ответственность за вред,
если не докажет отсутствие своей вины,
которая в этих случаях определяется исходя
из необходимости осуществления надзора
за несовершеннолетним (но не его воспитания).
Обязанность возмещения родителями
(усыновителями), попечителями вреда, причиненного
детьми в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается,
когда: причинитель достигает совершеннолетия;
у него появляются доходы или имущество,
достаточные для возмещения вреда; он
приобретет полную дееспособность в связи
со вступлением в брак или эмансипацией.
З а к л ю ч е н и е
Проблема защиты прав несовершеннолетних существовала в России во все времена, не решена она и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно обоснованного комплекса мер, создающих систему правовых условий для реализации прав детей. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни, сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из-за жестокого обращения с ними, рост количества дел о лишении родительских прав – неутешительные факты из жизни российского государства.
Защита прав несовершеннолетних связана со множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами, и, прежде всего недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав несовершеннолетних.
Принятый в последнее время федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2011) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией РФ, в целях создания правовых социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.
Между тем, Конвенция о правах ребенка ООН, основной международный документ, регулирующий права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия, и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры. Это положение Конвенции находит свое отражение в ст.2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.
Несмотря на большое количество нормативных и законодательных актов, действующих в России, все же наблюдается их несовершенство в совокупности в части защиты детей и несовершеннолетних в правах, что является неблагоприятным фактором, который при определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ обеспечения безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение, как для теории семейного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав детей.
В целях улучшения координации мероприятий в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и на федеральном, и на региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей.
Важным направлением осуществляемых мероприятий является усиление эффективности использования несудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах. Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет, прежде всего, о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.
В последнее время все чаще пропагандируется основанная на зарубежном опыте идея создания системы ювенальных судов (судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые более эффективно защищали бы права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних.
Представляется, однако, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите семьи и детства к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и институтов.
В целях реализации требований Конвенции о правах ребенка нуждаются в дополнительной проработке и рассмотрении государственными органами и общественными организациями предложения:
1) о введении в семейное
2) о разработке в Российской
Федерации предлагаемых
а) об охране здоровья ребенка;
б) об экологической безопасности ребенка;
в) об основных принципах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних;
г) об охране прав детей-инвалидов;
д) об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера;
3) о внедрении в Российской
Федерации зарубежного опыта
по проведению комплексных
4) об улучшении качества
На сегодняшний день законодательство в области защиты прав и интересов несовершеннолетних продолжает изменяться, но данный факт вполне объясним тем, что со временем меняется и отношение к разрешению тех или иных проблем. Законодательство не должно стоять на месте, ему необходимо развиваться, совершенствуя и вырабатывая политику в области защиты интересов и прав детей.
Совершенствование законодательства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан имеет огромное значение как для семьи, так и для государства. В первом случае семья, имеющая детей, будет иметь определенные гарантии, на охрану прав несовершеннолетних, а во втором – развитое законодательство, в совокупности с его применением, является показателем развитости государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (1993) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. – 1994. – 8 декабря (ред. от 00.00.2014).
Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: Принят 29.12.1995 г. по состоянию на 21.07.2007 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - Ст. 16
Федеральный закон Российской «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Федеральный закон №159-ФЗ, принят 21.12.1996 г., по состоянию на 22.08.2004 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №52. - Ст. 5880
Информация о работе Договор доверительного управления имуществом в российском гражданском праве