Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:02, дипломная работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, т.к. практически каждый гражданин в той или иной степени подвержен риску при заключении того или иного вида договора, а договор мены тем более вызывает очень много споров по поводу его заключения. От того насколько правильно составлен и заключен договор мены настолько гражданин, заключивший его застрахован от разного рода неприятностей и подвохов.
Введение
Глава I. Договор мены в Российском Гражданском праве
1.1. Понятие договора мены, его признаки
1.2. Содержание договора мены
1.3. Правовая природа договора мены
1.4. Бартерная сделка как разновидность договора мены
Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА МЕНЫ
2.1. Субъекты договора мены
2.2. Предмет договора мены
2.3. Права и обязанности сторон
2.4. Форма договора мены
Глава III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА МЕНЫ
3.1. Некоторые особенности правового регулирования договора мены
3.2. Рассмотрение дел по договору мены в высших инстанциях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Во-вторых, для внешнеторгового
бартера предусмотрен только эквивалентный
по стоимости обмен (даже без частичного
использования платежных
В-третьих, при совершении бартерных сделок в качестве предмета могут использоваться не только вещи в форме товара, но также работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности
В системе традиционно формализованного осуществления внешнеторговых операций бартерные сделки выделяются особым контролем со стороны финансовых и таможенных органов. Данный порядок обусловлен тем, что внешнеторговый бартер объективно представляет собой вариант заключения притворной сделки. В связи с этим главными подконтрольными параметрами бартерной сделки являются реальность, количество и качество исполнения (особенно в случае обмена работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности) и соблюдение условия «эквивалентности».
Существенным условием является предмет договора, то есть номенклатура, количество и качество, если речь идет о вещах в форме товара, или перечень работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (с определением в тексте договора перечня документов, подтверждающих факты выполнения работ, оказания услуг и предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности).
Согласование предмета бартерной сделки представляет сложность в сравнении с иными видами обязательств, поскольку обычные платежные средства здесь могут применяться только в качестве условно-расчетной величины. Каждый из контрагентов в качестве возмещения предлагает товар, стоимость которого должна соответствовать принципу эквивалентности.
Кроме того, в качестве условий договора необходимо выделить срок и условия экспорта/импорта, чтобы исключить вариант скрытого кредитования, а также порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.
Гражданским законодательством (ГК РФ и иными законодательными документами) не раскрывается, что такое товарообменные (бартерные) операции. В то же время глава 31 ГК РФ посвящена договорам мены. Рассмотрим подробнее, какие общие и отличительные черты имеют эти понятия.
Так, в соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом к договору мены применяются правила о купле-продаже (глава 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. Причем, в данном случае каждая из сторон одновременно признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (ст. 570 ГК РФ).
Как видно из приведенных положений, договора мены как раз и являются бартерными операциями в части обмена товарами. Однако при этом необходимо учитывать, что сами термины «бартер» и «мена» не совсем идентичны, несмотря на то, что бартерные сделки, как правило, заключаются именно в форме договора мены.
В этой связи следует еще раз обратить внимание, что согласно вышеуказанным требованиям гражданского законодательства договор мены применим лишь при обмене сторонами товарами, то есть материальными ценностями, и не регулирует бартерные сделки в части обмена одной или обеими сторонами результатами выполненных работ или оказанных услуг.
На практике же предприятия зачастую совершают обмен как товарами, так и результатами работ или услуг. В этом случае необходимо иметь в виду, что подобного рода бартерные операции могут быть произведены с точки зрения гражданского законодательства только в виде зачета встречного требования (ст. 410 ГК РФ). В этом состоит одно из различий между договором мены и бартерными операциями в части работ (услуг).
Необходимо обратить внимание, что единственное определение бартера приведено в Указе Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (далее по тексту - Указ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок), согласно которому бартерная сделка предусматривает обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.
Таким образом, в отличие от договора мены, предметом бартерной операции может быть как обмен товарами, так и результатами работ, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. При этом право на результаты работ возникает у заказчика с момента их передачи; а услуга непосредственно потребляется ее заказчиком.
Ст. 568 ГК РФ предусматривается, что товары, подлежащие обмену по договору мены, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. К такого рода затратам относятся все связанные с данной операций расходы (например, по перевозке этих товаров, по оформлению соответствующих прав на обмениваемое имущество, страхование грузов и т.п.).
В тоже время, законодательством (ст. 568 ГК РФ) предусмотрено, что в том случае, когда договором обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
В этом состоит второе отличие мены от бартера. Гражданское законодательство (ст. 568 ГК РФ) относит к мене обмен как равноценными, так и неравноценными товарами и устанавливает на случай неравноценного обмена специальные правила об оплате разницы в ценах. Согласно приведенному выше Указу о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок к бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.
Таким образом, налицо явное противоречие действующего законодательства и повсеместно принятой практике заключения предприятиями бартерных сделок по обмену как равноценным, так и неравноценным имуществом (работами или услугами). Поэтому следует обратить особое внимание, что необходимо разделять договора, заключаемые сторонами в целях неравноценного обмена имуществом (товаром, продукцией собственного производства) и обмена одной или обеими сторонами результатами выполнения работ (оказания услуг).
В первом случае сделки будут регулироваться положениями гражданского законодательства в части договоров мены, а во втором – в части зачета встречных требований (взаимозачет). Соответственно этому различию предприятиям необходимо заключать либо договора мены, либо производить взаимозачет с частичной оплатой разницы в стоимости работ (услуг), предоставленных одной стороной, и товаров (работ, услуг), предоставленных другой стороной4.
Для характеристики договора мены с
целью выявления его
Договор мены носит универсальный
характер и может применяться
для регулирования
Правда, в юридической литературе высказывалось мнение о недопустимости участия в договоре мены государства и иных публично-правовых образований; мнение это, надо сказать, ни на чем не основано и ничем не аргументировано. В самом деле, разве можно признать в качестве серьезного аргумента, например, довод, выдвинутый И.В. Елисеевым: «выступление государства в гражданско-правовом договоре мены невозможно, поскольку натуральный обмен противоречит основным принципам бюджетного устройства страны».
В соответствии с ГК (п. 1 ст. 124) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения, - а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Исходя из этого, например, нередко осуществляется обмен зданиями, сооружениями, нежилыми помещениями между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в целях размещения соответствующих органов власти и управления, а также государственных и муниципальных учреждений. Как можно ставить под сомнение такого рода сделки?
ГК (гл. 31) не предъявляет никаких специальных требований к субъектам договора мены. Однако нельзя не учитывать, что передача имущества другому лицу в обмен на иное имущество является одной из форм распоряжения имуществом. Поэтому каждая из сторон, участвующая в договоре мены, по общему правилу должна быть собственником обмениваемого имущества либо обладать иным ограниченным вещным правом, включающим в себя правомочие по распоряжению соответствующим имуществом.
Например, таким правомочием наделен субъект права хозяйственного ведения (государственное или муниципальное унитарное предприятие), которое вправе распоряжаться (в том числе путем обмена) закрепленным за ним имуществом с учетом предусмотренных законом ограничений. В частности, для заключения договора мены в отношении недвижимого имущества требуется согласие собственника (ст. 295 ГК); распоряжение имуществом должно осуществляться унитарным предприятием в рамках его целевой правоспособности (ст. 49 ГК). Напротив, учреждение как субъект права оперативного управления, не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Однако, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и может быть обменено последним на другое имущество по своему усмотрению (ст. 298 ГК).
В случаях, предусмотренных законом или договором, правомочия по распоряжению имуществом могут быть предоставлены лицу, не являющемуся субъектом права собственности или иного ограниченного вещного права на это имущество. В частности, при осуществлении обмена имущества во исполнение договора комиссии стороной по договору мены этого имущества является комиссионер, действующий от своего имени (ст. 990 ГК); в таком же порядке заключает договор мены агент, действующий от своего имени по поручению и за счет принципала на основании агентского договора (п. 1 ст. 1005 ГК); право на заключение сделок от своего имени (в том числе в качестве стороны договора мены) предоставлено также доверительному управляющему в отношении имущества, переданного ему по договору доверительного управления (п. 3 ст. 1012 ГК).
Как уже отмечалось, в качестве стороны по договору мены могут выступать государство (Российская Федерация и субъекты Российской Федерации), а также муниципальные образования в части обмена государственного или муниципального имущества, не закрепленного за юридическими лицами. Возникающие при этом правоотношения будут регулироваться нормами, определяющими участие юридических лиц в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК), а стало быть, и нормами о договоре мены.
Граждане могут заключать
Таким образом, стороной по договору мены может быть всякое физическое или юридическое лицо, признаваемое субъектом гражданских прав и обязанностей. Приобретая товар у контрагента по договору мены, каждая из сторон этого договора по общему правилу становится его собственником. Однако в некоторых случаях, предусмотренных законом или договором, субъект договора мены не приобретает права собственности на полученный товар.
К числу таких субъектов
Во-вторых, не становятся собственниками приобретенных по договору мены товаров также граждане или юридические лица, наделенные полномочиями на совершение указанных действий от своего имени в силу договора комиссии, агентского договора или договора доверительного управления.
Предметом договора мены являются действия каждой из сторон по передаче в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороны обмениваемого товара. Как и в случае с договором купли-продажи, мы исходим из того, что предмет договора мены включает в себя два рода объектов: объектом первого рода служат действия обязанных лиц по передаче друг другу обмениваемых товаров; объектом второго рода являются сами обмениваемые товары.
В специальных нормах гражданского кодекса, посвященных договору мены, не указано, что понимается под товаром в отношении этого договора. В связи с этим к определению товара для договора мены применяют нормы о купле-продаже. Из пунктов 1 статей 454 и 455 ГК РФ следует, что под товаром в договоре купли-продажи понимаются вещи.