Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Во время подготовки курсовой работы были использованы следующие методы: общие (формальнологический), частные (исторический, социологический, статистический), а также специальные методы (сравнительно-правовой, формально-правовой). Среди задач данной работы следует отметить:
раскрытие сущности понятия договора перевозки;
рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных перевозок грузов;
определение международных перевозок;
исследование различных аспектов ответственности перевозчика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования 6
1.1 Договор перевозки по дореволюционному российскому гражданскому праву 6
1.2. Договор перевозки по советскому гражданскому праву. 11
1.3. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство 19
2. Правовая природа договора перевозки 27
2.1 Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов 39
2.2. Порядок оплаты за перевозку груза 50
3. Международные перевозки 53
3.1. Порядок расчетов за международные автомобильные перевозки 56
3.2. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении 59
4. Ответственность перевозчика 68
Заключение 91
Список использованных источников: 93

Файлы: 1 файл

курсовая 95 стр.docx

— 120.74 Кб (Скачать файл)

Важнейшим среди положений, отличающих транспортное законодательство, является принцип ограниченной имущественной  ответственности транспортных организаций, в то время как гражданское  законодательство предусматривает  полное возмещение убытков.

Ответственность перевозчиков за сохранность грузов, принятых к  перевозке, определяется уставами, кодексами (правилами), действующими на соответствующем  виде транспорта.

Ответственность перевозчиков за необеспечение сохранности грузов наступает при наличии тех  же условий, которые являются обязательными  при гражданской ответственности  за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возложение ответственности на перевозчиков за несохранность перевозимого груза.

К условиям ответственности  перевозчиков за несохранность перевозимых  грузов относятся: а) неправомерное  поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства); б) наличие  причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке  и ущербом, когда ответственность  выражается в возмещении убытков; в) наличие самих убытков; г) вина перевозчика.

Установление ответственности  перевозчика за несохранность перевозимого груза не означает, что в любом  случае утраты или повреждения груза  перевозчик должен нести такую ответственность.

Действие становится противоправным только тогда, когда оно нарушает нормы права, а вместе с тем  и соответствующие субъективные права, охраняемые объективным правом.

Транспортными уставами, кодексами  и правилами перевозок грузов определены обязанности перевозчиков, исполнение которых должно обеспечить целость и сохранность перевозимых  различными видами транспорта грузов. Несовершение ими действий, направленных на сохранность грузов, как и совершение действий, которые причинили ущерб  грузу, является деянием неправомерным  и при наличии других условий  влечет за собой ответственность.

Ответственность наступает  лишь тогда, когда противоправное действие окончательно завершилось и причинило  определенный реальный ущерб.

По мнению отдельных авторов, сам факт обнаружения груза с  повреждением еще не говорит о  противоправности поведения перевозчика. Они считают, что нельзя возлагать  на перевозчика ответственность  за повреждение груза, если им выполнены  все требования, направленные на сохранность  груза, доставленного с повреждениями 21

.

С этим утверждением можно  согласиться лишь в том случае, если при этом будут установлены  неправомерное поведение грузоотправителя или наличие определенных причин (например, действие непреодолимой  силы и т.д.), освобождающих перевозчика  от ответственности согласно действующим  на транспорте правилам.

Однако если не будут установлены  неправомерные действия со стороны  грузоотправителя либо будут отсутствовать  причины, освобождающие перевозчика  от ответственности, а грузу причинен ущерб, ответственность за этот ущерб  должен нести перевозчик, у которого находился этот груз <176>, так как  презюмируется, что груз был передан  перевозчику в исправном состоянии  и в соответствии с транспортным законодательством перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения в неповрежденном состоянии. Ответственность может  быть возложена на перевозчика лишь в том случае, если существует связь  между обнаруженной несохранностью груза и неправомерными действиями (бездействием) последнего.

Перевозчик несет ответственность  за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его  к перевозке и до выдачи грузополучателю  или уполномоченному им лицу. Однако ответственность перевозчика наступает  только в том случае, если он не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли  вследствие обстоятельств, которые  перевозчик предотвратить не мог, и  устранение которых от него не зависело. Кроме этого, для предъявления претензий  к перевозчику по фактам утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза необходимо обеспечить документальное подтверждение указанных фактов. Причем законодательство требует, чтобы  документально были зафиксированы  и подтверждены не только сами недостатки полученного груза, но и сумма  понесенных убытков.

Данное требование основано на том, что согласно ст. 750 ГК РБ ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:

В случае утраты или недостачи  груза – в размере стоимости  утраченного или недостающего груза;

В случае повреждения (порчи) груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере  его стоимости;

В случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением  его ценности, - в размере объявленной  стоимости груза или багажа.

Некоторые авторы высказывают  сомнение в необходимости разграничения  понятий "порча" и "повреждение" груза. Между тем это не однозначные  понятия. Под порчей груза, по нашему мнению, следует понимать такое внутреннее изменение груза, которое препятствует использованию его по назначению, хотя он и может быть использован  в какой-то мере его получателем. Под повреждением груза следует  понимать результат внешнего, физического  воздействия на груз, который может  быть исправлен, и груз в дальнейшем может быть использован по назначению.

При утрате или недостаче  груза при его перевозке перевозчик лишается возможности полностью  или частично передать материальные ценности в пункте назначения. В  этих случаях определение ущерба, подлежащего возмещению, не вызывает на практике каких-либо затруднений.

Дело обстоит сложнее, если ненадлежащее исполнение договора выразилось в повреждении груза. Тогда ущерб выражается в уменьшении ценности груза или его обеспечении. В зависимости от характера груза  и возникших повреждений его  использование оказывается возможным  лишь после ремонта, замены поврежденных частей и деталей и т.д. Причиняемый  в таких случаях убыток определяется суммой, на которую понизилась ценность груза.

Транспортное законодательство прямо не предусматривает взыскание  расходов на восстановительный ремонт поврежденной при перевозке продукции  в качестве способа установления суммы, на которую понизилась ее ценность. Однако практика придерживается принципа: если поврежденную продукцию можно  исправить, то с перевозчика взыскиваются связанные с этим затраты, а также  расходы по экспертизе, если она  проводилась получателем груза.

Сохранность грузов при перевозке  их на различных видах транспорта обеспечивается соблюдением соответствующих  правил перевозки, обращения с грузом в пути и т.п. В зависимости  от свойств груза для обеспечения  его сохранности устанавливаются  кроме общих правил еще и особые меры и правила предосторожности при перевозке. В них учитываются  особые свойства груза, способные вызвать  неблагоприятные последствия, если не будут приняты необходимые  меры защитного и предупредительного характера.

Необходимость соблюдения особых условий и мер предосторожности для сохранения груза обусловливает  обязательность включения всех сведений о перевозимом грузе в перевозочные документы. Перевозчик не несет ответственности  за утрату, повреждение либо порчу  груза, которые наступили вследствие сдачи груза к перевозке без  указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий  или мер предосторожности для  его сохранения при перевозке. По грузам, перевозимым на основании  особых правил или требующим соблюдения особых мер предосторожности при  перевозке, грузоотправитель обязан проставлять  в накладной предусмотренный  правилами перевозок данного  груза штемпель или надпись об особых свойствах груза.

В этой части исполнения договора перевозки особенно важно  выполнение как перевозчиком, так  и грузоотправителем правил сдачи-приемки  груза по количеству, качеству, сохранности  тары и упаковки. Зачастую грузополучатели  несут убытки из-за небрежного отношения  к соблюдению порядка действий при  приемке груза. Иногда работники  грузополучателя не утруждают себя соблюдением формальностей по причине  незнания своих должностных обязанностей и, как следствие, грузополучатель  теряет возможность доказать как  сам факт утраты части груза, так  и размер понесенных убытков. Наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или  повреждением (порчей) груза, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную  плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного  груза, если эта плата не входит в  стоимость груза. В качестве иллюстрации  приведем пример из судебной практики.[15]

Председатель хозяйственного суда Н-ской области рассмотрел заявление  ответчика – транспортно-экспедиторского  предприятия "Б", в котором сторона  просила пересмотреть состоявшиеся судебные решения.

Решением хозяйственного суда Н-ской области от 20.10.2005 г. Были удовлетворены исковые требования о взыскании в пользу истца  – ЗАО "К" 2,0 млн. руб. за оказанные  услуги по перевозке груза. Ответчик просил отменить состоявшееся решение  суда, ссылаясь на его необоснованность и незаконность.

Как усматривалось из материалов дела, 1.07.2005 г. Между сторонами был  заключен договор на транспортно- экспедиторское обслуживание и перевозку грузов автомобильным транспортом в  международном сообщении.

В соответствии с условиями  договора ответчик подал заявку на перевозку груза с указанием  стоимости доставки в размере 5,0 млн. руб. Согласно международной товарно-транспортной накладной истец произвел перевозку  груза из Республики Польша в г. Тольятти Российской Федерации.

Ответчик оплатил расходы  по перевозке груза только в сумме 3,0 млн. руб. В оплате остальной суммы  отказано в связи с повреждением груза при перевозке.

Истец обратился в суд  с иском о взыскании 2,0 млн. руб. задолженности за оказанные услуги по перевозке.

Решение суда правомерно и  не подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно ст. 193 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом  и в установленный срок в соответствии с указаниями закона, договора, а  при отсутствии таких указаний –  в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

Материалами дела подтверждается факт осуществления истцом перевозки  груза по заявке ответчика с согласованием  стоимости фрахта в 5,0 млн. руб.

Поскольку согласно ст. 31 Хозяйственно-процессуального  кодекса Республики Беларусь каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как  на основание своих требований и  возражений, а истец факт выполнения услуг по перевозке доказал, суд  обоснованно удовлетворил иск.

Доводы ответчика о  причинении ущерба грузу при перевозке  на сумму 2,0 млн. руб. не приняты судом  правомерно как бездоказательные.

Представленный ответчиком акт позволяет определить только то, что оборудование, перевозимое  истцом, имеет повреждения. Но определить сумму, соответствующую обесцениванию  груза и подлежащую оплате перевозчиком (ст. 25 КДПГ), представленные ответчиком акт и претензия не позволяют. Акт являться доказательством по определению размера ущерба не может, так как является односторонним.

В судебном решении от 20.10.2005 г. Было указано, что оборудование имеет  поверхностные повреждения, которые  произошли при неправильной погрузке.

Грузополучатель не представил ответчику доказательства, подтверждающие процент обесценивания каждой единицы  товара, а акт представлен только в судебном заседании.

Неправильная приемка  продукции не была оспорена ответчиком, который не принял мер к определению  реального размера убытков, молчаливо  согласившись с размером ущерба, определенного  грузополучателем.

Хозяйственный суд Н-ской области постановил: решение хозяйственного суда Н-ской области от 20.10.2005 г. По данному  делу оставить без изменения [7].

Заключение

 

В итоге проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

  • Договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 739 ГК);
  • Обязательным при осуществлении автомобильных перевозок является соблюдение требований к автомобильным транспортным средствам и коммуникациям автомобильного транспорта, включающим в себя габаритные размеры, параметры массы и иные технические характеристики автомобильных транспортных средств, а также обязательным является соблюдение требований законодательства по вопросам заключения и выполнения данного рода договоров;
  • За последние годы смешанные перевозки получили ускоренное, но неравномерное развитие в разных регионах мира, главным препятствием в развитии смешанных перевозок является отсутствие действенных унифицированных законодательных норм в международном регулировании смешанного сообщения, недостаток капиталовложений, а также отсутствие адекватной транспортной инфраструктуры;
  • Ответственность стороны по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым.

Список использованных источников:

 

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З// Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1999. № 7-9. Ст. 101.
  2. Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ). Женева, 19 мая 1956 года (Вступила в силу для Республики Беларусь 4 июля 1993 г.)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 4 ноября 2003 г. N 3/1174
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №127, 1/5085 (опубликован-19 ноября 2003).
  4. Закон Республики Беларусь от 21 июля 2001 г. N 50-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 25 июля 2001 г. N 2/793
  5. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. N 20 "Об утверждении правил автомобильных перевозок"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 21 августа 2002 г. N 8/8480
  6. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г. N 13 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 20 июня 2005 г. N 6/442
  7. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. N 35 "Об обзоре судебной практики применения положений Женевской конвенции от 19 мая 1956 года "О договоре международной перевозки грузов"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 10 марта 1997 г. N 58-Ц
  8. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 27 июня 2002 г. N 19 "Обзор судебной практики разрешения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортно-экспедиционной деятельности"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 21 июля 2002 г. N 3/238
  9. Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 июля 2005 г. N 210-Ц "Об утверждении методических рекомендаций по расчету тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь".
  10. Судебная практика по спорам, вытекающим и договоров перевозки, рассмотренным хозяйственным судом Гомельской области за 8 месяцев 2005 года.
  11. Гражданское право: Учеб./ Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства; под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. 461 с.
  12. Егиазаров В.А.Транспортное право: Учеб.пособие. М., 1999. 217 с.
  13. Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. 909 с.
  14. Авчинкин Д.В. Международные перевозки: правовые аспекты перемещения грузов и пассажиров: Учеб. пособие. Мн.: Амалфея, 1999. 303 с.
  15. В.А. Шапошников. Ответственность перевозчика// Налоги и бухгалтерский учет. 2005. № 23. С. 52-60.
  16. М.Е. Щербина. Расчеты по международным договорам на транспортно- экспедиционное обслуживание// Юрист. 2006. № 3(58). С. 32-34.
  17. Д.В. Авчинкин. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов в международном транспортном сообщении// Юстиция Беларуси. 2004. № 5. С. 61-64.

Информация о работе Договор перевозки грузов автомобильным транспортом