Договор перевозки грузов: общие положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Транспортная деятельность неразрывно связана с иными сферами экономики и тем самым обеспечивает реализацию процесса товарообмена. Договор перевозки обслуживает договоры купли-продажи, подряда, материально-техническое снабжение всех форм предпринимательства, оптовую торговлю, снабжение населения товарами, формирование государственных резервов. Юридическим обоснованием перевозки грузов является заключение договора перевозки грузов.
Объектом исследования данной курсовой выступает договор перевозки грузов. Предметом исследования является понятие и структурные элементы договора перевозки грузов, наиболее важные его виды, а так же ответственность, возникающая за совершение каких-либо противоправных действий (либо бездействие).

Содержание работы

Глава 1. Общие положения о договоре перевозки грузов 5
1.1. Понятие, признаки и виды договора перевозки грузов 5
1.2. Источники правового регулирования договора перевозки грузов 8
Глава 2. Содержание договора перевозки грузов
2.1. Элементы договора перевозки грузов
2.2. Права и обязанности сторон договора перевозки грузов
Глава 3. Правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов
3.1. Основания и объем ответственности перевозчика
3.2. Основания ответственности грузоотправителя и грузополучателя
3.3. Претензии и иски по перевозкам грузов
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСРВАЯЧ ГКt Word (5).doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Гражданский кодекс РФ воспроизводит традиционное правило транспортного права, согласно которому перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, и дает этому договору следующее определение: по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Можно выделить следующие  признаки договора перевозки грузов:

- договор перевозки  грузов является реальным, так как считается заключенным с момента фактической передачи груза, включающей два действия - передача груза отправителем и приемка его перевозчиком. Несмотря на то что грузополучатель не участвует в заключении договора, он также включается в договорные отношения. В отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным, когда перевозчик обязался предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки;

опубликованию";

- договор срочный,  поскольку перевозчик обязан  доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные договором, или в иные разумные сроки;

- договор перевозки  грузов является по своему  характеру возмездным и взаимных. Он является возмездным, так как  за перевозку перевозчик получает  вознаграждение и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза.

- договор перевозки  грузов носит публичный характер. Однако, по справедливому замечанию Елдашева Г.А. : "Для признания договора перевозки грузов публичным договором требуются следующие условия: во-первых, в качестве перевозчика должны выступать юридические лица или индивидуальные предприниматели, принявшие на себя обязательство доставить вверенный груз; во-вторых, указанные субъекты гражданского права должны обладать функциями общественного возчика, который обязан осуществлять перевозки по требованию любого, кто обратится; в-третьих, указанная коммерческая организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, подлежащий обязательному

ГК в ст. 798 определил  особенности этого договора, относящиеся  к любому виду транспорта. Во-первых, такой договор заключается перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов; во-вторых, этот договор отнесен к числу долгосрочных договоров; в-третьих, сторонам этого договора предоставлена возможность по взаимному согласию устанавливать сроки предъявления грузов к перевозке, их объемы и любые другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок, которые не предусмотрены транспортными уставами и кодексами и не противоречат гражданскому законодательству.

Таким образом, договор  перевозки грузов - один из важнейших  хозяйственных договоров, благодаря  которому осуществляется связь между  промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.

 

 

 

 

Глава 2. Содержание договора перевозки грузов

1.2 Элементы  договора перевозки грузов

 

Предмет. Часть вторая ГК РФ содержит большое количество обязательств, возникающих из договоров, различие между которыми можно провести по предмету. Самую общую классификацию обязательства предлагал О.С. Иоффе. и обязательства по перевозкам грузов он относил к обязательствам по оказанию услуг. Ученый обособил обязательства по перевозке в самостоятельную группу обязательств, несмотря на то, что в дальнейшем, при характеристике предмета, квалифицировал предмет договора как выполнения работ по перемещению материальных ценностей, что наиболее близко связано с обязательствами по производству работ и обязательствам по оказанию услуг.

Некоторые ученые обращали внимание на то, что договором перевозки охватываются действия, которые составляют предмет других обязательств. Например, в договоре перевозки обнаруживаются элементы следующих договоров: подряда, хранения, имущественного найма, поручения. Тем не менее квалификация договора зависит не от сопутствующих моментов а от его основной цели. Перевозочные отношения имеют специфику, не позволяющую эффективно регулировать их нормами глав о подряде, поручении, хранении. Специфика перевозки заключается в характере выполняемой перевозки: пространственное перемещение грузов осуществляется с использованием транспортных средств. В настоящий момент основополагающей точкой зрения является то, что предметом договора перевозки грузов является услуга по доставке (пространственному перемещению) перевозчиком вверенного ему груза в пункт назначения.

Субъекты. Интересна динамика представления об участниках договора перевозки научно- правового исследования субъективного состава данной группы правоотношений. Длительное время многими правоведами роль истинных субъектов правоотношений по перевозке отводилась лишь грузоотправителю и перевозчику. В большей степени это можно объяснить тем,

что в качестве договора перевозки как такового рассматривался прежде всего реальный договор перевозки грузов. Таким образом, грузополучатель в таком случае оставался в качестве своего рода третьего лица в правоотношении. Мнение, по которому договор перевозки грузов рассматривается как договор в пользу третьего лица, довольно распространено в юридической литературе.

На сегодняшний день структура правоотношений по перевозке  настолько сложна, построена посредством  взаимодействия и взаимозависимости  различных этапов единого процесса, что цель данного процесса - непосредственная доставка объекта перевозки в пункт назначения - уже зачастую не может быть достигнута при участии лишь двух этих субъектов правоотношений по перевозке будет справедливо причислить и других лиц (многочисленные аэропорты, порты, пограничные железнодорожные станции и др.)которые отмечают, что будущий получатель заказной продукции уже в процессе заключения соответствующего договора, в котором он значился получателем, дает согласие на заключение договора перевозки на совершение других действий, вытекающих из перевозки. Другие авторы считают грузополучателя или самостоятельным субъектом, или третьей стороной в обязательстве (В.А. Егиазаров, М.А. Тарасов, М.Г. Масевич и т.д.). Третьи считают грузополучателя и грузоотправителя одной стороной (Л.И. Рапорт, М.К. Александров - Дольник).

В литературе, посвященной субъектам договора перевозки грузов, имеется несколько точек зрения. Согласно первой, самой распространенной, этот договор является разновидностью договора в пользу третьего лица.(О.А. Красавчиков, О.С. Иоффе, В.В. Витрянский, Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов и др.) Так, Красавчиков пишет, что в связи с возложением на грузополучателя обязанностей "договор перевозки грузов…является своеобразным договором в пользу третьего лица. Договор в пользу третьего лица при перевозках грузов имеет определенные юридические предпосылки - договор между отправителем и получателем. Следовательно, участниками правоотношений по перевозке являются грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель". О.С. Иоффе добавляет, что грузополучателем, согласился на совершение в его пользу договора перевозки. Его мысль повторяют Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов,

Немалая роль в этом разнообразии понимания и регулирования статуса  участников перевозочных отношений  отводится международным договорам, а также актам национального  законодательства. Например, в Конвенции ООН (Гамбург, 31 марта 1978г.) "О морской перевозке грузов" число участников договора перевозки увеличивается на счет фактического перевозчика. В ст. 1 этой Конвенции содержатся следующие определения: 1) "перевозчик" означает любое лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем заключен договор морской перевозки грузов. "Фактический перевозчик" означает любое лицо, которому перевозчиком поручено осуществление перевозки груза или части перевозки, и включает любое другое лицо, которому поручено такое осуществление перевозки; 2) "Грузоотправителем" означает любое лицо, которым или от имени или от лица которого заключен договор морской перевозки груза с перевозчиком, или любое лицо, которым или от имени или от лица которого груз фактически сдается перевозчику в связи с договором морской перевозки; 3) "Грузополучатель" означает лицо, управомоченное на получение груза.

Правовое положение  основных участников договоров перевозки  груза определено статьей 2 Уставом  железнодорожного транспорта. Статус перевозчика законодательно, и практически определен достаточно полно. Им может быть транспортная организация - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеющий соответствующую лицензию. Если на стороне перевозчика выступает не одна, а несколько транспортных организаций (предпринимателей) или перевозка осуществляется не одним, а несколькими видами транспорта, перевозчики вправе заключить договоры об организации работы по обеспечению перевозок. В таком договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявление груза для перевозки, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Перевозки груза, предусмотренные договорами, производятся на основании заявок. Отправителем может быть любое физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или представляет владельца (собственника) груза, что должно быть указано в договоре. Естественно, что его полномочия оформляются соответствующими договором и доверенностью. Грузополучатель - фигура, вызывающая наибольшие споры. На него возложены действия, включенные в предмет договора и определенные правомочиями при получении груза: право требования к полноте и качеству доставленного груза, срокам доставки и др., а также выполнение обязанностей по приему груза, организации выгрузки, очистке подвижного состава.

Объект. Объектом договора по перевозке грузов являются перевозимые  перевозчиком грузы. Если материальным объектом договора перевозке является перевозимый груз, то в качестве юридического объекта здесь выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя не только транспортировку грузов, но и иные действия, связанные, например, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю.

Форма договора. Договор  перевозки груза заключается  в письменной форме, в виде отдельного документа. Юридическим подтверждением договорных отношений могут также  быть различные грузосопроводительные (перевозочные) документы - транспортные накладные, дорожные ведомости, квитанции, корешок дорожной ведомости, вагонный лист, передаточная ведомость. Отправитель, предъявляя груз к перевозке, представляет станции отправления на каждую отправку заполненный, сброшюрованный комплект документов, именуемых в дальнейшем "перевозочные документы". Бланки их одинаковы по размеру и расположению общих граф реквизитов, что дает возможность заполнять одновременно весь комплект на пишущей машинке под копировальную бумагу. Перевозочные документы приспособлены для обработки на компъютере и сочетают текстовые данные с их кодовыми эквивалентами.

Срок. Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными  предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затраченного на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность. Следует иметь ввиду, что сроки доставки грузов зависят от особенностей работы транспорта данного вида.

По общему правилу  перевозчик обязан доставить груз в  пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными  уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок (ст.792 ГК). Однако транспортные уставы и кодексы содержат лишь общие правила о сроках доставки в статьях: ст.152 КТМ, ст.109 ВК, ст. 76 КВВТ РФ). Исключение составляет лишь УЖТ, который регулирует порядок исчисления таких сроков. Исчисления срока доставки грузов на железнодорожном транспорте начинается с 24 часов дня приема грузов к перевозке.

Завершая данную главу  можно сделать вывод о том, что договор перевозки груза - один из наиболее проблемных среди  договоров об оказании услуг фактического характера. Этому способствует и увеличение видов и способ перевозки, и расширение круга субъектов отношений по перевозке, и изменение видов грузов. Трудности добавляет объем правовых источников, официальных толкований и комментариев.

2.2. Права и обязанности сторон договора перевозки грузов

 

Содержание договора составляют права и обязанности  участников.

Обязанности перевозчика:

1) Обязанность перевозчика  по доставке груза в пункт  назначения. Основной обязанностью  перевозчика, вытекающей из договора перевозки груза, является доставка груза в пункт назначения, который указывается в транспортной накладной либо коносаменте. В качестве пункта назначения могут быть указаны железнодорожная станция, аэродром, морской или речной порт.

 

2) Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если выполнено одно из следующих условий: а) до истечения срока указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку на железнодорожной станции назначения; б) вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателя; в) в случае прибытия грузов на станцию назначения до истечения указанного в транспортной накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами произошла по вине грузополучателя.

Информация о работе Договор перевозки грузов: общие положения