Договор перевозки грузов: общие положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Транспортная деятельность неразрывно связана с иными сферами экономики и тем самым обеспечивает реализацию процесса товарообмена. Договор перевозки обслуживает договоры купли-продажи, подряда, материально-техническое снабжение всех форм предпринимательства, оптовую торговлю, снабжение населения товарами, формирование государственных резервов. Юридическим обоснованием перевозки грузов является заключение договора перевозки грузов.
Объектом исследования данной курсовой выступает договор перевозки грузов. Предметом исследования является понятие и структурные элементы договора перевозки грузов, наиболее важные его виды, а так же ответственность, возникающая за совершение каких-либо противоправных действий (либо бездействие).

Содержание работы

Глава 1. Общие положения о договоре перевозки грузов 5
1.1. Понятие, признаки и виды договора перевозки грузов 5
1.2. Источники правового регулирования договора перевозки грузов 8
Глава 2. Содержание договора перевозки грузов
2.1. Элементы договора перевозки грузов
2.2. Права и обязанности сторон договора перевозки грузов
Глава 3. Правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов
3.1. Основания и объем ответственности перевозчика
3.2. Основания ответственности грузоотправителя и грузополучателя
3.3. Претензии и иски по перевозкам грузов
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСРВАЯЧ ГКt Word (5).doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 На практике в  случае несохранности груза транспортные организации нередко ссылаются на ответственность отправителя. Поэтому когда из обстоятельств дела с достаточной очевидностью не вытекает наличие ответственности только одного перевозчика, получатели груза адресуют свои претензии одновременно и грузоотправителю, который, например, ненадлежаще затарил груз, что вызвало его несохранность. Основанием предъявления таких претензий является не нарушение договора перевозки, а несоблюдение обязательств отправителя в отношении получателя по купле-продаже, поставке и др. (см. об этом § 3 настоящей главы).

 Транспортным законодательством  предусмотрены требования о предоставлении  документов, которыми заявитель  должен обосновать свою претензию.  Так, в ст. 120 УЖТ дан подробный  перечень возможных претензий с указанием документов, которые следует приложить, и сведений, которые должны в них содержаться. Претензии необходимо заявлять, как правило, по каждой отправке с приложением подлинника транспортного документа, коммерческого акта или жалобы на отказ в его составлении, обоснования и расчета суммы претензии.

 Претензионный порядок  предусматривается и при предъявлении  требований перевозчику в связи  с нарушением обязательств по  подаче транспортных средств,  использованию подвижного состава  или контейнеров грузовладельцев, других обязательств, не вытекающих из договора перевозки, но связанных с организацией транспортного процесса (ст. 120 УЖТ, ст. 158, 163 УАТ, подп. 5 п. 4 ст. 161 КВВТ).

 В случае полного  или частичного отклонения претензии  грузовладельца или неполучения на нее ответа в 30-дневный срок к перевозчику может быть предъявлен иск (п. 2 ст. 797 ГК). ГК не определяет срока на заявление самой претензии. Этот вопрос решается транспортными уставами и кодексами по-разному. В силу ст. 406 КТМ и ст. 161 КВВТ претензии заявляются в течение срока исковой давности (см. ниже). При этом только КТМ предусмотрено, что на время рассмотрения претензии перевозчиком течение срока исковой давности приостанавливается (ст. 407).

 Согласно ст. 123 УЖТ,  ст. 163 УАТ и ст. 126 Воздушного кодекса претензии должны заявляться в течение 6 месяцев. УЖТ и УАТ предусмотрен также 45-дневный срок для заявления претензий о штрафах и пени. Арбитражные суды не рассматривают указанные сокращенные сроки как пресекательные, предъявление претензии за рамками этих сроков не является основанием к возвращению искового заявления*(148). Кроме того, УЖТ и Воздушный кодекс предусматривают право самого перевозчика принять к рассмотрению претензию по истечении установленных сроков, если причина их пропуска будет признана им уважительной.

 Срок исковой давности  по требованиям, вытекающим из  перевозки груза, согласно п. 3 ст. 797 ГК составляет один год  с момента, определяемого в  соответствии с транспортными  уставами и кодексами. Таким  моментом является, как правило, день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии (ст. 125 УЖТ, п. 2 ст. 164 КВВТ). Однако на отдельных видах транспорта этот момент определяется по-другому. Так, согласно п. 2 ст. 128 Воздушного кодекса течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузовладельцем ответа на претензию, а в случае неполучения такого ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки. По требованиям возмещения ущерба за утрату груза на морском транспорте согласно п. 2 ст. 408 КТМ срок исковой давности исчисляется по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан, а в смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Для требований в связи с перевозкой багажа УЖТ предусматривает давность в один год со дня наступления соответствующего события (ст. 125). На других видах транспорта в силу специальных указаний уставов и кодексов (п. 3 ст. 164 КВВТ) либо в силу отсутствия таковых применяется общий срок исковой давности - 3 года (ст.  196 ГК).

 На требования о  возмещении вреда, причиненного  жизни и здоровью пассажиров, сроки исковой давности не  распространяются. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска. Такой, вытекающий из ст. 208 ГК порядок основан на ст. 800 ГК, которая, подчиняя ответственность перевозчика в этих случаях общим правилам об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК), изымает ее из сферы специального транспортного законодательства.

 Для исков транспортных  организаций к грузовладельцам  срок давности в силу общей  редакции п. 3 ст. 797 ГК составляет один год. Для возможных исков к пассажирам УЖТ (ст. 126), КВВТ (ст. 164) также предусматривают давность в один год. На других видах транспорта специальных норм по этому поводу нет, поэтому должен применяться общий срок, установленный ст. 196 ГК, - 3 года. Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозок, подлежат приостановлению, перерыву и восстановлению согласно общим нормам ГК (гл. 12). Законом предусмотрена выплата процентов на сумму признанной перевозчиком претензии или сумму, выплачиваемую по решению суда (ст. 395 ГК, ст. 413 КТМ, ст. 168 УАТ).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, и основные его положения, регулирующие отношения, связанные с заключением  договора перевозки, с подачей транспортных средств, ответственностью за их неиспользование, утрату, повреждение грузов, предъявлением претензий и т.д., продолжают оставаться неизменными уже многие годы. Это позволило использовать в настоящей работе высказывания и суждения известных юристов прошлых лет по различным спорным аспектам транспортного законодательства, которые продолжают быть актуальными и по сей день и помогают лучше понять и оценить действующее транспортное законодательство, сделать правильные выводы в отношении некоторых проблем, существующих в транспортных обязательствах в настоящее время, и, кроме того, выработать свою точку зрения на те или иные положения транспортного законодательства. Таким образом, человек, изучающий данную тему, получает информацию о теоретическом обосновании тех или иных проблем, закладывая научный фундамент своей будущей специальности.

Круг отношений, рассматриваемых  в настоящей работе, весьма широк. Это отношения, связанные с понятием транспортного права, системой и  структурой транспортного законодательства всех видов транспорта, понятием и  заключением договоров перевозки на различных видах транспорта, с ответственностью транспортных организаций и клиентуры за ненадлежащее исполнение транспортных обязательств, иными транспортными договорами и т.д.

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно - правовые акты

1. Гражданский Кодекс  Российской Федерации от 22.12.95 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №44. - Ст.4147; Собрание законодательства  РФ. -2010. - № 30.- Ст.3998.

2. Кодекс торгового  мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ: принят ГД ФС РФ 31.03.1999//Собрание законодательства РФ. - 1999. - №25; в ред.: ФЗ РФ от 07.11.2011//Российская газета. - 2011. - №64.

3.Воздушный Кодекс  от 19.03. 1997 №60-ФЗ: принят ГД ФС РФ 19.02. 1997//Собрание Законодательства  РФ. - 1997. - №33; в ред.: ФЗ РФ от 06.12.2011//Российская газета. - 2011. - № 62.

4.Кодекс внутреннего  водного транспорта от 07.03.2001 №24-ФЗ: принят ГД ФС РФ 7.02.2001 // Собрание  законодательства РФ. - 2001. - N 44. - Ст. 4147; в ред.: ФЗ РФ от 7.11.2011//Российская газета- 2011. - N 56.

5.Закон РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта": принят ГД ФС РФ 24.12.2002 // Собрание законодательства РФ.- 2003. - N 65. - Ст. 4195; в ред.: ФЗ РФ от 19.07.2011//Российская газета. - 2011.- август.

6. Конвенция ООН "О  морской перевозке грузов" 31.03.1978: принята в Гамбурге.

II. Материалы судебной практики:

7. Постановление Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа № А24-580/2011 от 15.11.2011 "О взыскании долга по договору перевозки груз

III. Специальная литература:

 

13.Антюхин, А.Н. Договор об организации перевозок грузов: правовая природа и практическое значение/А.Н. Антюхин//Транспортное право.-2007.-№4. -С.16.

8.Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева. - М. : Велби, 2009. -456 с.

 

8.Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева. - М. : Велби, 2009. -456 с.

14.Дутова, Н.В. Дутов, И.С. Договор перевозки груза/Н.В. Дутова, И.С. Дутов//Закон. -2003. - №7. - С.37-38.

12. Иоффе, О.С. Обязательственное право/О.С. Иоффе. - М.: Юридическая литература, 1975. - 356 с.

16.Каменков, В.С. Специфика субъектов правоотношений в договоре перевозки/В.С. Каменков//Юрист. - 2007. - №8. - С. 53.

17.Кулаков, В.В. О правовом положении грузополучателя в обязательстве перевозки/В.В.Кулаков//Российский судья. - 2008. - №6. - С.32-33.

11.Морозов, С.В. Система транспортных организованных договоров/ С.В. Морозов. - М.: Норма, 2011. - 342 с.

9.Транспортное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. /под ред. В.А. Егиазарова. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. - 544 с.

10.Транспортное право: уч.пособие/ Морозов С.Ю., научн.ред.: В.П. Воложанин, В.Д. Рузанова. - М.: Вольтер Клувер, 2007. - 310 с.

 

15.Шорников, Д.В. Предметная обособленность договора перевозки грузов/Д.В. Шорников//Закон и право. - 2010. - №3. - С. 69-70.

 

 

 

 

 

I. Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; 2009. – 21 января.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон 5 августа 2000 г. (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340; 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7619.
  1. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. (в ред. от 25 декабря 2012 г.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ. – 2002. – № 18.  – Ст. 1720; 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7592.

  1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 25 августа 1992 г. (в ред. от 14 июля 2001 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1992. – № 9 – Ст. 608; Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 30. – Ст. 3166.

II. Материалы судебной практики:

  1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июня 2007 г. № 250/07 «Согласно ст. 17 Закона РФ «О страховании», если страховая выплата не произведена в установленный срок, страховщик уплачивает страхователю штраф в размере 1 процента за каждый день просрочки. Суд не обсудил вопрос о возможности уменьшения суммы штрафа на основании ст. 333 ГК РФ» // Вестник ВАС РФ. – 2007. –  № 10.
  2. Постановление Шестового Арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2010  г. № 06АП-3465/2010 по делу № А73-3335/2010 «По делу о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращенным // Документ опубликован не был.

 

 

III. Специальная литература:

  1. Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 310 с.
  2. Абрамов В.Ю. Страховая сумма, неполное и дополнительное имущественное страхование // Юридическая и правовая работа в страховании. – 2012. – № 3. – С. 16-18.
  3. Лачуев К.Г. Правовая природа прав доверительного управляющего по договору доверительного управления имуществом. http://www.yurclub.ru/docs/civil/article91.html.

 


Информация о работе Договор перевозки грузов: общие положения