Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа
Транспортная деятельность неразрывно связана с иными сферами экономики и тем самым обеспечивает реализацию процесса товарообмена. Договор перевозки обслуживает договоры купли-продажи, подряда, материально-техническое снабжение всех форм предпринимательства, оптовую торговлю, снабжение населения товарами, формирование государственных резервов. Юридическим обоснованием перевозки грузов является заключение договора перевозки грузов.
Объектом исследования данной курсовой выступает договор перевозки грузов. Предметом исследования является понятие и структурные элементы договора перевозки грузов, наиболее важные его виды, а так же ответственность, возникающая за совершение каких-либо противоправных действий (либо бездействие).
Глава 1. Общие положения о договоре перевозки грузов 5
1.1. Понятие, признаки и виды договора перевозки грузов 5
1.2. Источники правового регулирования договора перевозки грузов 8
Глава 2. Содержание договора перевозки грузов
2.1. Элементы договора перевозки грузов
2.2. Права и обязанности сторон договора перевозки грузов
Глава 3. Правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов
3.1. Основания и объем ответственности перевозчика
3.2. Основания ответственности грузоотправителя и грузополучателя
3.3. Претензии и иски по перевозкам грузов
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы
Нарушение грузоотправителями своих обязанностей может выразиться следующим образом:
а) поданные транспортные средства не используются;
б) поданные перевозчиком транспортные средства признаются неиспользованными в случае их простоя при отказе от уже поданных транспортных средств или при их недогруженности (например, из-за отсутствия груза); в) последовал отказ от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных средств. Такой отказ может быть сделан только до их подачи перевозчиком. договор перевозка груз обязательство ответственность
3.2. Основания
ответственности
Ответственность перевозчиков и грузоотправителей за несохранность грузов. Обеспечение сохранности грузов является одной из важнейших задач перевозчика. Ответственность перевозчиков за сохранность грузов, принятых к перевозке, определяется уставами, кодексами (правилами), действующими на соответствующем виде транспорта. К условиям ответственности перевозчиков за несохранность перевозимых грузов относятся: а) неправомерное поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства); б) наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков; в) наличие самих убытков; г) вина перевозчика. Транспортными уставами, кодексами и Правилами перевозок грузов определены обязанности перевозчиков, исполнение которых должно обеспечить целость и сохранность перевозимых различными видами транспорта грузов. Несовершение ими действий, направленных на сохранность грузов, как и совершение действий, которые причинили ущерб грузу, является деянием неправомерным и при наличии других условий влечет за собой ответственность. Ответственность наступает лишь тогда, когда противоправное действие окончательно завершилось и причинило определенный реальный ущерб.
По смыслу ст.796 ГК перевозчик отвечает за такую несохранность груза, которая произошла во время его нахождения во владении перевозчика, в том числе и в тот период, когда объект принят к перевозке, но еще не погружен на транспортное средство, либо наоборот, уже выгружен из него, но еще не выдан получателю. Моменты принятия и выдачи груза обычно фиксируются в соответствующих транспортных документах. В соответствии с ГК перевозчик отвечает за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошел вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. ГК не предоставляет транспортным уставам и кодексам возможность устанавливать какие-либо основания освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза. Перевозчик, желая освободиться от ответственности, должен представить доказательства, подтверждающие отсутствие его вины в необеспечении сохранности груза при перевозке. При этом судом должны приниматься во внимание все обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно ГК ответственность перевозчика за несохранность груза носит ограниченный характер. Так, в соответствии с п.2 ст.796 ГК размер ответственности перевозчика, не обеспечивающего сохранность груза, определяется: в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза; в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости; в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза.
Термин несохранность
расшифровывается законодателем путем перечислен
Ответственность перевозчиков за просрочку доставки грузов. Данная ответственность наступает при нарушении правил, изложенных в ст. 792 ГК, согласно которым перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, указанные транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Мерами гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза является штраф или пени.
Согласно ст.116 КВВТ за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если он докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело. Так же бездействия перевозчика, когда он мог предотвратить наступление соответствующих негативных последствий, и это целиком зависело от него, являются противоправными. Несколько иные правила действуют в отношении договора железнодорожной перевозки. В соответствии со ст.97 УЖТ за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, но не более чем в размере провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков обстоятельств.
Просрочка в доставке грузов приобретает особое значение при перевозке скоропортящихся грузов. Срок транспортабельности таких грузов определяется грузоотправителем в зависимости от качественного состояния груза на момент отправки, его индивидуальных свойств и условий перевозки. За просрочку в доставке груза при междугородных автомобильных перевозках перевозчик уплачивает грузополучателям штраф в размере 15% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажет, что просрочка произошла по его вине. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке не может превышать 90% провозной платы.
При морских перевозках перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения - в разумный срок, который требуется от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств.
За просрочку доставки груза в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имеет место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
2.3 Прекращение договора перевозки грузов
Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо он прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание.
Некоторая специфика по отношению к другим видам обязательств существует при правовом регулировании отношений по досрочному прекращению договора перевозки груза в связи с невозможностью исполнения. Дело в том, что транспортные уставы и кодексы предусматривают ряд конкретных случаев невозможности исполнения договора. Так, в соответствии со ст.46 Устава железнодорожного транспорта в случае, если вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий блокады, эпидемии или других не зависящих от перевозчиков или владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, возникли препятствия к дальнейшей перевозке грузов, лишившие перевозчика возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, перевозчик запрашивает грузополучателя о дальнейшей судьбе грузов и уведомляет об этих обстоятельствах также таможенный орган в отношении грузов, находящимся под таможенным контролем. Перечисленные обстоятельства не носят исчерпывающего характера. Их наличие и причинную связь с невозможностью исполнения договора должен доказывать перевозчик.
После получения от грузоотправителей иди грузополучателей решения о новой железнодорожной станции назначения перевозчик при наличии возможности доставляет грузы на железнодорожные станции, указанные грузоотправителями или грузополучателями, с оплатой этих перевозок в установленном порядке. При этом размер провозных платежей определяется исходя из кротчайшего расстояния перевозки грузов. В случае непредставления грузополучателем иди грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение 4 суток после получения запроса перевозчик может возвратить такие грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата грузов по указанным в ст.46 Уставе железнодорожного транспорта причинам может их реализовать.
На морском транспорте вопросы прекращения договора перевозки урегулированы более детально. Договор морской перевозки прекращается без обязанности одной стороны возместить другой убытки, если после его заключения и до отхода судна из места погрузке вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон: судно погибнет или будет насильственно захвачено; судно будет признано непригодным к плаванию; погибнет груз, индивидуально определенный; погибнет груз, определяемый родовыми признаками, если до его гибели он уже должен быть предъявлен к перевозке и отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего. Договор также прекращается, если указанные выше обстоятельства произошли во время рейса. Статья 156 КТМ РФ предусматривает случай отказа от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон без возмещения другой стороне убытков при абсолютной невозможности исполнения договора. Стороны вправе отказаться от исполнения договора, если до отхода судна от мечта погрузки наступят следующие обстоятельства: 1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза; 2) блокада места отправления или места назначения; 3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза; 4) привлечения судна для государственных нужд; 5) запрещения соответствующих властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения. КТМ РФ предусматривает также возможность одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки. Согласно ст. 310 ГК односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом: 1) стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика по грузу; 2) отправитель или фрахтователь не внес полностью фрахта перед отправителем судна и не предоставил дополнительного обеспечения.
Договор перевозки груза речным транспортом также может быть прекращен при наступлении обстоятельств, перечисленных в ст.84 КВВТ РФ. К таким обстоятельствам относится непреодолимая сила, военные действия, запрещение властей или иные не зависящие от перевозчика причины. Перевозчик уведомляет об этом грузоотправителя, грузополучателя и организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запрашивает распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом. В случае, если по истечении 4 суток перевозчик не получит распоряжения грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю и реализовать его.
При осуществлении воздушных
перевозок перевозчик может в
одностороннем порядке
- нарушение грузовладельцем,
грузоотправителем паспортных, таможенных,
санитарных и иных установленны
- отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами.
3.3. Претензии и иски по перевозкам грузов
Особенностью предъявления требований к перевозчику груза (грузобагажа) является претензионный порядок. Отсутствие письменной претензии, предъявленной в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, делает невозможным заявление к перевозчику судебного иска (п. 1 ст. 797 ГК). Обязательная претензионная процедура дает перевозчику возможность своевременно расследовать допущенные нарушения, собрать необходимые доказательства, что во многих случаях ведет к удовлетворению требований грузовладельца без обращения в судебные органы, существенной экономии средств и времени.
По указанным причинам
претензии могут заявляться так
Претензии, вытекающие
из перевозки груза,
Информация о работе Договор перевозки грузов: общие положения