Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 23:59, курсовая работа
Актуальность договора перевозки возрастает в наши дни, т.к. в период рыночных отношений договоры требуют детального регулирования во избежание недоразумений и споров между участниками в противовес административно-командным отношениям, когда в регулировании отношений между субъектами хозяйствования большую роль играло государство. В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозки, приобретают важное значение. Транспорт является связующим звеном не только в национальной, но и мировой экономике. Он охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной и четкой работы транспортных организаций, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная и бесперебойная работа различных отраслей экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и правовая природа договора перевозки 7
2. Заключение договора перевозки 19
3. Содержание и исполнение договора перевозки 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и правовая природа договора перевозки 7
2. Заключение договора перевозки 19
3. Содержание и исполнение договора перевозки 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность договора перевозки возрастает в наши дни, т.к. в период рыночных отношений договоры требуют детального регулирования во избежание недоразумений и споров между участниками в противовес административно-командным отношениям, когда в регулировании отношений между субъектами хозяйствования большую роль играло государство. В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозки, приобретают важное значение. Транспорт является связующим звеном не только в национальной, но и мировой экономике. Он охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной и четкой работы транспортных организаций, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная и бесперебойная работа различных отраслей экономики.
Целью исследования является обратить внимание на проблемные и спорные вопросы такого института гражданского права как договор перевозки.
Задачи исследования: изучить правовую природу договора перевозки; дать определение понятиям "договор перевозки груза", "договор перевозки пассажира" и "договор фрахтования"; описать основные характеристики указанных договоров и выявить их существенные условия; рассмотреть содержание и проанализировать исполнение данного договора на практике; определить основное значение рассматриваемого института гражданского права.
При написании работы были использованы методы анализа, синтеза, а также формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический.
Правоотношения по перевозке, как международной, так и национальной, регулируются достаточно широким кругом нормативно-правовых актов, к примеру, Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки груза 1956 г. (далее КДПГ), ратифицированная Республикой Беларусь в 1993 г., Соглашение о международном железнодорожном сообщении 1951 г., к которому Республика Беларусь присоединилась в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1993 г. № 676; Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее ГК Республики Беларусь); Законы Республики Беларусь, среди которых можно назвать: Закон Республики Беларусь "Об основах транспортной деятельности"; Закон Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", Закон Республики Беларусь "О перевозках опасных грузов", Закон Республики Беларусь "О железнодорожном транспорте" и многие другие; акты Президента Республики Беларусь; Постановления Совета Министров Республики Беларусь, например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь "О предельных индексах изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь"; всевозможные Правила и Инструкции; нормативно-правовые и нормативные акты других органов государственного управления.
Однако заметим, что указанные акты решают в основном внутренние транспортные проблемы и зачастую они противоречат актам, принятым в сопредельных государствах, например, до настоящего времени не определены юридический порядок перемещения безакцизных грузов, валюта расчетов за товары и услуги, взаиморасчеты по понесенным убыткам за хранение контрабандного груза и другое.
Заметим также, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права, в силу чего международные конвенции и соглашения, ратифицированные Республикой Беларусь, имеют преимущество перед национальным законодательством в случае противоречия норм.
Законодательство дореволюционн
Постоянное совершенствование национального законодательства Республики Беларусь приводит к интенсивному формированию самостоятельных сфер юридического регулирования общественных отношений, что проявляется в появлении новых отраслей и подотраслей права. Так, например, недавно оформились таможенное, налоговое, банковское право и ряд других. В перспективе намечается создание военного, медицинского, спортивного права, кроме этого начата активная кодификация и институализация обособленных правовых институтов.
Однако в то же время
не предусматривается
В дореволюционной России не существовало транспортного права как отрасли права и как научной дисциплины. Вопрос о создании теоретических основ науки транспортного права был поднят в советские времена с появлением соответствующих кодексов и уставов.
Следует отметить, что в литературе неоднократно поднимался вопрос о выделении транспортного права или его отдельные части в самостоятельную отрасль права. Например, сейчас речь идет о формировании новой транспортной отрасли — морского торгового флота.
Говоря о самостоятельности отрасли права, необходимо иметь ввиду, что она должна включать ряд институтов, органически связанных общими принципами, определенный характер общественных отношений и самое главное: эти отношения должны быть настолько специфичными, что исключается возможность оставления их в пределах одной из действующих отраслей. Таким образом, появление новой отрасли возможно лишь, тогда когда можно сформулировать общие положения, принципы и методы регулирования для всех норм.
Транспортное право определяется предметом и методом, характерными для административного, гражданского, трудового права, которые не отражают его специфику. Особенность транспортного права является сочетание властно-организационных отношений, регулируемых административным правом, и имущественных отношений, подчиненные общим началам гражданского права. На наш взгляд, указанные особенности, а также обилие нормативного материала не являются достаточными основаниями для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль.
Предметом транспортного
права являются общественные отношения
между транспортными
1. Понятие и правовая природа договора перевозки
Законом Республики Беларусь "Об основах транспортной деятельности" определено понятие транспортная деятельность. Это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или других законных основаниях.
В соответствии с указанным законом транспортные работы и услуги выполняются на основе договоров перевозки грузов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), пассажиров и багажа, транспортной экспедиции и иных договоров, заключаемых субъектами транспортной деятельности в порядке и форме, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа, а также за выполнение других транспортных работ и услуг взимается плата, которая определяться по соглашению сторон. Актами законодательства Республики Беларусь может быть установлена фиксированная плата (тариф, ставка, сбор), а также льготы по оплате транспортных работ и услуг отдельным категориям граждан. Если установленная органом государственного управления фиксированная плата (тариф, ставка, сбор) не покрывает затрат на транспортные работы и услуги, то непокрытая часть этих затрат возмещается из средств соответствующего бюджета в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствующих нормативно-
1) относящиеся к осуществлению перевозок грузов и пассажиров;
2) относящиеся к осуществлению перевозок только пассажиров.
К первым относятся, например,
выпуск на линию (отправление в рейс)
транспортного средства с неисправностями,
при наличии которых запрещаетс
Согласно ст. 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза, его повреждение, произошедшие с момента принятия груза к перевозке до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке. Один из самых эффективных методов защиты имущественных интересов автоперевозчика — страхование гражданской ответственности (CMR-страхование), когда страховая компания принимает на себя ответственность грузоперевозчика.
Можно застраховать ответственность перед таможенными органами в связи с уплатой таможенных пошлин, налогов и сборов, взимаемых при ввозе (вывозе) груза. По данному виду страхования не предусмотрено страховое покрытие ответственности за нарушения, связанные с операциями, попадающими под действие указанной Конвенции. Также можно застраховать ответственность перед третьими лицами в случаях причинения им вреда перевозимым грузом, приведшего к гибели (увечью, травме, заболеванию) третьих лиц либо гибели или повреждению имущества третьих лиц. В данном случае имеется в виду ответственность автоперевозчика за ущерб, причиненный лицам, не являющимся стороной по договору страхования, например, в результате падения грузов на пешеходов, загрязнения грузом окружающей среды и др. Необходимо отметить, что CMR-страхование предполагает возмещение ущерба, нанесенного именно грузом, а не самим транспортным средством.
При осуществлении транспортной деятельности производится обязательное страхование (осуществляется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь) и добровольное страхование жизни, здоровья и имущества пассажиров, а также страхование багажа и грузов, рисков и транспортных средств (осуществляется на основе соответствующих договоров страхования).
В соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами" объектом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа.
Минимальный размер страховой суммы при этом составляет: за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении страхового случая — 3000 евро, а за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа пассажира — 1000 евро.
Размер выплаты страхового возмещения зависит от степени тяжести вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, размера страховой суммы: в случае смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого телесного повреждения он составляет установленный минимальный размер страховой суммы; в случае причинения потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения — 60 процентов установленного минимального размера страховой суммы; в случае причинения потерпевшему легкого телесного повреждения — 20 процентов установленного минимального размера страховой суммы.
Страховое возмещение в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, принадлежащего потерпевшему, выплачивается исходя из причиненного ущерба в пределах размера страховой суммы, установленного договором страхования. Ущерб рассчитывается в случае: утраты или недостачи багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего багажа; повреждения (порчи) багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа — в размере его стоимости.