Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 23:59, курсовая работа
Актуальность договора перевозки возрастает в наши дни, т.к. в период рыночных отношений договоры требуют детального регулирования во избежание недоразумений и споров между участниками в противовес административно-командным отношениям, когда в регулировании отношений между субъектами хозяйствования большую роль играло государство. В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозки, приобретают важное значение. Транспорт является связующим звеном не только в национальной, но и мировой экономике. Он охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной и четкой работы транспортных организаций, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная и бесперебойная работа различных отраслей экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и правовая природа договора перевозки 7
2. Заключение договора перевозки 19
3. Содержание и исполнение договора перевозки 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
В качестве грузоотправителя и грузополучателя может выступать любое физическое или юридическое лицо (оно должно отвечать требованиям правосубъектности, которые применяются ко всем участникам гражданского оборота).
Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет [27, с. 138].
На наш взгляд, существенными условиями договора перевозки груза являются условия данного договора, предусматривающие действия сторон, составляющие предмет договора перевозки груза, а также условия, в отношении которых одной из сторон должно быть сделано заявление о необходимости достижения соглашения, т.е. стороны должны включить в договор перевозки груза условия о конкретной доставке груза и выдаче его получателю, возлагаемой на перевозчика, а также условия о выплате отправителем груза установленной платы за его перевозку [33,с. 35].
Также как и для договора перевозки груза, законодательством не определены существенные условия для договора пассажира и багажа. Значит необходимо руководствоваться общими положениями ГК Республики Беларусь. В силу ч.2 п.1 ст. 402 ГК Республики Беларусь существенными для договора перевозки пассажира будут условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Отметим, что предметом договора перевозки груза являются условия доставки груза из пункта отправления в пункт назначения и выдачи его получателю, а также действия грузоотправителя по уплате за перевозку установленной платы.
Предмет договора перевози пассажира — условия доставки пассажира из пункта отправления в пункт назначения, а также его багажа и выдачи последнего пассажиру по прибытии в пункт назначения, а также действия пассажира по уплате за перевозку установленной платы.
Таким образом, прежде всего, договор перевозки играет роль регулятора отношений между его участниками в транспортном праве, призван обеспечить платежи за выполнение предусмотренных по договору обязательств, является средством доказывания в случае возникновения споров между сторонами. В литературе нет единого мнения относительно правовой природы рассматриваемого договора.
2. Заключение договора перевозки
Договор перевозки составляется, как правило, в двух формах — совместно подписанного документа и безусловного акцепта твердой формы. Первая форма применяется, когда у сторон имеется намерение установить долгосрочные отношения, а вторая — в случаях начальных и эпизодических контактов между сторонами.
Согласно КДПГ договор перевозки устанавливается накладной, которая составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий сохраняется у перевозчика. КДПГ не определяет форму накладной. Соответствующие органы государственного управления утверждают форму накладной, которая должна содержать обязательные и дополнительные реквизиты, обозначенные в КДПГ.
В том случае, когда подлежащий перевозке груз должен быть погружен на разные автомобили или же когда дело касается различного рода грузов или различных партий грузов, отправитель или перевозчик имеет право требовать составления накладных в количестве, соответствующем количеству автомобилей или разных грузов или партий грузов.
При выполнении международных автомобильных перевозок грузов составляется товарно-транспортная накладная международного образца (CMR-накладная), которая устанавливает договор перевозки груза, а, следовательно, составления самого договора не требуется (он может быть заключен в устной форме). В то время как белорусское законодательство (в частности ст. 36 Закона Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках") требует обязательного составления соответствующего договора. В международных отношениях договор перевозки в форме совместно подписанного сторонами документа составляют, как правило, при намерении установить долгосрочные отношения, связанные с перевозками грузов в международных автомобильных сообщениях. Такой договор называют бланкетным или "Генеральным соглашением".
Проанализировав национальное законодательство, приходим к выводу, что перевозка различными видами транспорта оформляется в разных формах. В соответствии со ст. 63 Закона Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" автомобильная перевозка грузов товарного характера оформляется товарно-транспортной накладной. Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортной накладной, к автомобильной перевозке приниматься не должны. Автомобильная перевозка грузов нетоварного характера (грунта в отвалы, снега и иных грузов, по которым не ведется складской учет) может оформляться актом замера или актом взвешивания. Порядок составления таких актов, а также порядок приема и сдачи грузов нетоварного характера устанавливаются Правилами автомобильных перевозок грузов.
Товарно-транспортная накладная составляется по установленной форме. Обязанность ее составления возлагается на грузоотправителя, но сторонами договора автомобильной перевозки груза может быть установлено иное.
В товарно-транспортной накладной указываются: дата и место ее составления; наименования и адреса грузоотправителя, автомобильного перевозчика и грузополучателя; место, дата принятия груза и пункт его доставки; принятое обозначение характера груза, его коммерческое наименование, код груза, род упаковки; масса груза; число грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация; платежи, связанные с автомобильной перевозкой (провозные, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также иные платежи, взимаемые с момента заключения договора и до выдачи груза грузополучателю. В случае необходимости товарно-транспортная накладная может содержать другие данные, например, указание на то, что перегрузка груза не разрешается; сумму, подлежащую оплате при выдаче груза грузополучателю; объявленную ценность груза и сумму, представляющую специальный интерес в доставке.
Законодательством может быть предусмотрена необходимость оформления дополнительных грузосопроводительных документов (сертификаты соответствия, ветеринарные и фитосанитарные сертификаты, сертификаты происхождения товаров и т.п.). В этом случае грузоотправитель обязан заблаговременно их оформить и приложить к товарно-транспортной накладной.
Согласно ст. 30 Устава железнодорожного транспорта общего пользования грузоотправитель должен представить железнодорожной станции отправления на каждую отправку груза заполненную накладную, состоящую из листов оригинала накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости (дополнительный экземпляр дорожной ведомости), квитанции о приеме груза (дубликат накладной), являющуюся договором на перевозку груза. К накладной должны быть приложены сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других процедур на всем пути следования груза. Накладная составляется на определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю вместе с грузом. В подтверждение приема груза к перевозке железнодорожная станция под расписку в соответствующей графе корешка дорожной ведомости выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза.
В соответствии со ст. 97 Воздушного кодекса Республики Беларусь договор воздушной перевозки груза удостоверяются грузовой или почтовой накладной, формы которых устанавливаются специально уполномоченными органами в области гражданской авиации, а для почтовой накладной совместно со специально уполномоченным органом в области почтовой связи.
В силу ст. 69 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь заключение договора перевозки груза внутренним водным транспортом подтверждается составлением коносамента, который оформляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Кроме коносамента оформляются другие перевозочные документы, являющиеся обязательными для всех лиц, участвующих в перевозке грузов внутренним водным транспортом. Формы и порядок заполнения перевозочных документов устанавливаются Правилами перевозок грузов.
Согласно ст. 86 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь
после приема груза к морской перевозке перевозчик по требованию отправителя обязан выдать коносамент либо иной документ в подтверждение получения груза для морской перевозки. Такой документ является первостепенным доказательством заключения договора морской перевозки груза и приема его перевозчиком. После погрузки груза на судно перевозчик по требованию отправителя обязан выдать бортовой коносамент, в котором дополнительно указывается, что груз находится на борту определенного судна, а также дата погрузки.
Договор перевозки груза считается заключенным с момента получения перевозчиком груза, вверенного ему отправителем. В соответствии с КДПГ накладная служит удостоверением принятия груза перевозчиком и доказательством условий договора.
Для выполнения действий, связанных с организацией перевозок грузов, необходимо их предварительное согласование с перевозчиками и грузоотправителями, которое достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах.
Для возникновения правоотношений по перевозке грузов недостаточно одного юридического факта, договор перевозки груза завершает накопление юридического состава. Совокупность юридических фактов, порождающих договорное отношение перевозки груза, … зависит от характера взаимоотношений сторон в договор перевозки. Следует отметить, что основания для его заключения неодинаковы. По характеру связей между сторонами правоотношения по перевозке груза … можно разделить на устанавливаемые при длительных взаимоотношениях сторон и разовые правоотношения [29, с. 67].
Для обоих указанных случаев необходимым элементом юридического состава является заявка (разовый заказ) на перевозку груза. Следует отметить, что применительно к разным видам перевозок документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму. К примеру, для перевозок грузов в прямом смешанном сообщении вместо заявки применяются ежесуточная заявка, недельный календарный план, месячный график подачи судов.
Заявка (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) — важнейшее средство организации перевозки грузов, в котором конкретизируется задание, определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку, например, объемы грузов, сроки.
Другими формами,
регулирующими организации
Порядок и сроки подачи заявки могут устанавливаться договором или соответствующим законодательством. К примеру, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом определено, что заявка предоставляется автомобильному перевозчику не позднее 48 часов до начала перевозки. Это же положение действует в случае получения перевозчиком разового заказа при отсутствии договора об организации перевозок грузов.
В юридической литературе нет единого мнения о значении и правовой природе заявки. К примеру, Б.Л. Хаскельберг, К.К. Яичков, С.С. Алексеев, А.В. Расулов рассматривают заявку как одностороннюю сделку, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны (грузоотправителя) и которая создает обязанности для совершившего ее лица и перевозчика. В.А. Егизаров, Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов считают заявку оперативно-регулирующим документом, в котором уточняется порядок выполнения перевозки в данный период. По мнение Г.С. Гуревича направление грузоотправителем заявки и принятие ее транспортной организацией равнозначно заключению договора перевозки. Согласно точке зрения Т.Е. Абовой заявка выступает основанием возникновения самостоятельного обязательства по подаче транспортных средств перевозчиком и предъявление груза к перевозке грузоотправителем. Оно структурно обособленно от отношений по договору перевозки, его невыполнение влечет самостоятельную имущественную ответственность.
Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является обоснование В.В. Витрянского о том, что заявка грузоотправителя соответствует условиям оферты, а ее принятие перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты.
Учитывая вышеизложенное
… полагаем возможным рассматривать
правоотношения сторон по перевозке
груза автомобильным
Отметим особенности формы договора перевозки пассажира. По общему правилу в силу соответствующих актов законодательства заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Билет — документ, оформляющий договор пассажирской перевозки, удостоверяющий его заключение и внесение пассажиром провозной платы. Исключениями из этого правила можно назвать перевозку пассажиров в нерегулярном сообщении, которая оформляется документом установленной формы (формуляром поездки или списком пассажиров), а также туристские и экскурсионно-прогулочные маршруты, удостоверяемые путевкой.