Договор подряда в системе гражданско-правовых договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в силу ежедневной необходимости субъектов гражданского права в выполнении работ и оказании услуг правоотношения в сфере подряда имеют значительный удельный вес в гражданском обороте. Однако, в настоящее время, существует сложность конструкции договора подряда в гражданском праве России, которая повлекла за собой то, что представление о подряде не всегда является однозначным.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДОГОВОРЕ ПОДРЯДА: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ 6
1.1. Понятие договора подряда и его значение 6
1.2. Стороны и содержание договора подряда 8
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРА ПОДРЯДА 14
2.1. Договор бытового подряда 14
2.2. Договор строительного подряда 17
2.3. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ 22
2.4. Подрядные работы для государственных нужд 26
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДОГОВОРА ПОДРЯДА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 30
3.1. Отграничение договора подряда от иных договоров: проблемы и решения 30
3.2. Решение проблемных вопросов договора подряда в судебной практике 35
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48
Приложение 1 52
Права и обязанности подрядчика 52
Приложение 2 53
Права и обязанности заказчика 53

Файлы: 1 файл

dogovor_podryada_v_sisteme_grazhdanskopravovyh_dogovorov.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Основой законодательного регулирования подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является § 4 гл. 37 ГК. Однако большую роль в их регламентации традиционно играют и иные нормативные акты. К числу наиболее значимых актов следует отнести Градостроительный кодекс, Закон об архитектурной деятельности, Закон об инвестиционной деятельности и др. Среди подзаконных актов необходимо выделить утвержденное 27 декабря 2000 г. Правительством РФ Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации. Кроме того, как и в области строительного подряда, действует большое число нормативно-технических актов, регулирующих порядок разработки и утверждения технической документации и проведения изыскательских работ. 

Предмет договора - проектные и (или) изыскательские работы, результатом которых являются техническая документация или данные о проведенных изысканиях. Изыскательские работы - начальная стадия проектирования. Они выполняются в целях получения: материалов о природных условиях территории, на которой будут выполняться строительные работы, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду; материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий и принятия конструктивных решений; материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий (ст. 47 Градостроительного кодекса). Проектная документация представляет собой материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для выполнения строительных работ (ст. 48 Градостроительного кодекса). В зависимости от сложности строительных работ проектирование может осуществляться в одну или две стадии. При одностадийном проектировании разрабатывается лишь рабочий проект со сводным сметным расчетом. При двухстадийном проектировании на первом этапе разрабатывается технический проект со сводным сметным расчетом, а на втором - готовится рабочий проект с конкретной сметой30. 

Предмет договора определяется в задании на проектирование, а также в иных исходных данных, необходимых для составления технической документации.  

Подрядчик обязан проверить задание на проектирование и иные исходные данные и в случае обнаружения в них недостатков предупредить об этом заказчика.  

Предмет договора, определенный в задании на проектировании и иных исходных данных, не может быть изменен подрядчиком в одностороннем порядке. Подрядчик вправе отступить от него только с согласия заказчика. Нарушение подрядчиком этой обязанности предоставляет заказчику право отказаться от принятия и оплаты работы (п. 2 ст. 759 ГК). 

Стороны договора. Заказчиком в рассматриваемом договоре может быть любое юридическое или физическое лицо. В то же время круг возможных подрядчиков ограничен, поскольку некоторые виды проектно-изыскательских работ относятся к числу лицензируемых (лицензируемой признается деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, а также деятельность по инженерным изысканиям для строительства указанных объектов).  

Срок проектно-изыскательских работ не относится к числу существенных условий данного обязательства. Если он не указан в договоре, работы должны быть выполнены в разумный срок после возникновения обязательства (п. 2 ст. 314 ГК). 

Цена проектных и изыскательских работ обычно формулируется в виде сметы, содержащей постатейный перечень затрат подрядчика на выполнение работы. Цена не является существенным условием данного договора. Если цена не предусмотрена в договоре, работы должны быть оплачены по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы (п. 3 ст. 424 ГК). 

Основные обязанности подрядчика указаны в ст. 760 ГК. Подрядчик обязан: выполнить работы в точном соответствии с заданием, иными исходными данными, договором и установленными нормативными требованиями; согласовать готовую техническую документацию с заказчиком, а в случаях, предусмотренных законодательством, и с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.  передать заказчику по акту сдачи-приемки готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ. 

Заказчик обязан (ст. 762 ГК): оплатить работу, а также возместить подрядчику дополнительные расходы, которые вызваны изменением исходных данных вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика. Если порядок оплаты не определен в договоре, работы должны быть оплачены после их завершения; использовать техническую документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика; содействовать подрядчику в выполнении работ в объеме и на условиях, предусмотренных договором. В круг дополнительных обязанностей может входить передача оборудования, предоставление помещения, выделение работников и т.д.; участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. 

Заказчик должен привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками технической документации или изыскательских работ. Непривлечение подрядчика к данному делу освобождает его от регрессной ответственности перед заказчиком, если он докажет, что, приняв участие в споре, он мог бы предотвратить удовлетворение иска. Подрядчик, привлеченный к участию в деле, но не принявший в нем участия, лишается права доказывать неправильность ведения дела заказчиком31.

2.4. Подрядные работы для государственных  нужд

Подрядные строительные, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или ее субъекта и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК). В отличие от обычных договоров подряда, заключаемых между самостоятельными хозяйствующими субъектами исключительно по их усмотрению, государственный контракт направлен на удовлетворение наиболее важных государственных потребностей (создание государственного резерва, поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, возведение зданий и сооружений в публичных интересах и т.д.). Особая значимость для государства и общества указанных отношений предопределила создание правового механизма, обеспечивающего выполнение этих задач32. 

Современное законодательство о подрядных работах для государственных нужд построено не на принуждении подрядчиков к заключению договоров, а на стимулировании их к выполнению соответствующих работ (льготное кредитование и налогообложение, предоставление гарантий финансирования и возмещения имущественных потерь и др.). Принуждение допускается в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом (например, в отношении подрядчиков-монополистов).  

В качестве подряда для государственных нужд может быть квалифицирован лишь такой договор, который заключен на основании выданного в установленном порядке государственного заказа и имеет необходимое финансовое обоснование (решение компетентных органов о выделении государственных денежных средств для оплаты по конкретному контракту). Следовательно, не всякие строительные и проектно-изыскательские работы, выполняемые для государственных нужд за счет источников, указанных в ст. 763 ГК, подпадают под регулирование § 5 гл. 37 ГК. Обязательным квалифицирующим признаком рассматриваемого договора является включение работ в соответствующий перечень и выдача на них в установленном порядке государственного заказа . 

Согласно ст. 763 ГК государственный контракт может заключаться в отношении двух видов подряда: строительного и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Поэтому государственный контракт необходимо рассматривать как разновидность строительного подряда или подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. 

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии со ст. 527 и 528 ГК. Согласно ст. 768 ГК детальное регулирование рассматриваемых правоотношений предполагается в законе о подрядах для государственных нужд. До его принятия следует руководствоваться действующими в настоящее время специальными подзаконными актами, в частности

Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных и изыскательских работ. Виды и объем работ должны быть определены в договоре.  

Сторонами государственного контракта выступают государственный заказчик и подрядчик. Подрядчиком может быть любое юридическое или физическое лицо, имеющее соответствующую лицензию. Однако к подрядчикам, претендующим на размещение заказа по результатам торгов, предъявляются дополнительные требования, а именно: отсутствие процедур их ликвидации или приостановления их деятельности, отсутствие существенной задолженности по налогам и др. (ст. 11 Закона о размещении заказов33). Заказчиком является государственный орган (федеральный или субъекта РФ), обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами (ст. 764 ГК). Государственный заказчик может передать часть своих функций заказчику-застройщику на основе заключенного с ним договора. Перечень таких функций регламентирован в Положении о формировании перечня строек и объектов. 

Для некоторых видов государственных контрактов законодательство предусматривает специальные требования к субъектному составу. Так, Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к подрядчикам, выполняющим работы для нужд обороны и безопасности государства (наличие у них производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ). 

Основания и порядок заключения государственного контракта. Государственные и муниципальные контракты размещаются путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Торги организовываются для определения лица, способного наилучшим образом исполнить государственный контракт. Отступление от этого порядка предусмотрено Законом о размещении заказов и касается, главным образом, подрядчиков, которые в силу своего доминирующего или монопольного положения на рынке могут быть принуждены к заключению государственного контракта.  

Государственный контракт, не связанный с торгами, заключается в соответствии со ст. 528 ГК, которая регулирует порядок заключения государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд. 

Цена и сроки начала и окончания работ являются существенными условиями рассматриваемого договора (п. 1 ст. 766 ГК). Поэтому отсутствие в контракте этих условий влечет признание его незаключенным. Если государственный контракт заключается по результатам торгов, цена и сроки определяются в соответствии с объявленными условиями торгов и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса (п. 2 ст. 766 ГК). Торги являются элементом сделки - договора подряда для государственных нужд. Поэтому условия, согласованные в результате торгов, необходимо рассматривать как условия государственного контракта. Стоимость работ в процессе выполнения контракта может изменяться вследствие объективных обстоятельств. Изменение цены производится по соглашению сторон в порядке и с последствиями, предусмотренными ст. 452 и 453 ГК. Однако возможность соглашения об увеличении цены зависит от выделения дополнительных финансовых средств уполномоченным государственным органом. 

Существенными условиями государственного контракта являются также способы обеспечения исполнения договорных обязательств. Обязанности государственного заказчика по оплате работ обеспечиваются соответствующими органами государственного управления РФ, субъекта РФ или муниципальным образованием (в зависимости от источника финансирования). Допустимо применение любых обеспечительных мер, предусмотренных гражданским законодательством: поручительство, банковская гарантия, неустойка и др. 

Поскольку законодательство, регламентирующее подряд для государственных нужд, построено по принципу экономического стимулирования подрядчиков к принятию заказов, оно содержит нормы, защищающие интересы подрядчика на случай ненадлежащего финансирования. Уменьшение государственными органами бюджетных средств, выделенных для финансирования подрядных работ, предоставляет подрядчику право потребовать изменения сроков и других условий выполнения работ. Подрядчик может также взыскать убытки, причиненные изменением сроков (ст. 767 ГК).

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДОГОВОРА ПОДРЯДА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1. Отграничение договора подряда  от иных договоров: проблемы и  решения

В законодательстве и на практике отсутствуют четкие и достаточно определенные критерии, позволяющие отграничить договор подряда от иных договоров, таких как трудовой договор, договор купли-продажи, договор поставки34.

Это связано с тем, то данные договоры регулируют однородные отношения, связанные с трудовой деятельностью человека. Однако, как справедливо отмечают А.П. Сергеев и Ю.Н. Толстой, по трудовому договору в центре внимания находится процесс труда, а по договору подряда — достижение и передача результата труда35. По трудовому договору работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, а подрядчик самостоятельно организует работу. Это значит, что он сам определяет способы выполнения работы, очередность тех или иных операций, осуществляет работу на свой риск в отличие от лица, работающего на основании трудового договора, и не несет риск, связанный с не достижением результата работы.

Информация о работе Договор подряда в системе гражданско-правовых договоров