Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что купля-продажа – один из важнейших институтов гражданского права. Известная нам история правового регулирования этого договора насчитывает почти четыре тысячи лет. В процессе многовекового развития правовых систем происходил своеобразный естественный отбор норм о купле-продаже. Случайные, неудачные положения со временем отсеиваются, уступая место более обоснованным и качественным, повышая уровень юридической техники. Правовые нормы, первоначально регулировавшие только куплю-продажу, постепенно приобрели характер общих, исходных положений для других гражданско-правовых сделок.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ………………………………………………………………………..6
1.1. История развития и становления договора розничной купли-продажи…………………………………………………………………………....6
1.2. Понятие договора розничной купли-продажи. Сфера его применения………………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ…………………………………………………………...12
2.1. Условия договора розничной купли-продажи………….………...…...12
2.2. Права и обязанности продавца по договору розничной купли-продажи…………………………………………………………………………..14
2.3. Права и обязанности покупателя по договору розничной купли-продажи ………………………………………………………………………….19
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ……………………………………..……..23
3.1 Ответственность сторон по договору розничной купли-продажи....…23
3.2 Защита прав граждан потребителей в торговом обслуживании…...…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..30
БИБЛИОГРАФИЯ …….………………………………………………………33
В ст. 520 ГК ПМР закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Следует отметить, что вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Однако из этого правила были сделаны два исключения, которые связаны с характером товара.
Первое – эти исключения предусмотрены в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. Для того, чтобы заменить их на аналогичный товар или товар другой марки, недостаточно наличия простого недостатка (абз. 6 п. 1 ст. 520 ГК ПМР). Необходимо, чтобы недостаток был существенным.
Второе исключение относится к товарам, которые по своему характеру или существу обязательства не подлежат замене. Требования об устранении недостатков товара либо о его замене могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, в силу характера не могут быть устранены недостатки в таких товарах, как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., а индивидуально-определенная вещь заменена. Из существа продажи некондиционных товаров вытекает, что покупатель не может требовать ни замены такого товара, ни устранения обнаруженных в нем недостатков.
В соответствии с п. 2. ст. 502 ГК ПМР в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.21
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец или выполняющая функции продавца на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Следует отметить, что вместо предъявления названых выше требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Согласно ст. 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 25 Закона ПМР «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право обменять в течение четырнадцати дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен.22
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
3.1 Ответственность сторон по договору розничной купли-продажи
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом своих обязанностей он несёт все неблагоприятные последствия, предусмотренные общими положениями о купле-продаже. Примером может служить, предусмотренная ответственность продавца и в случае непредставления покупателю необходимой и достоверной информации (ст.512 ГК ПМР).23 Степень ответственность различаются в зависимости от того, заключен договор розничной купли-продажи или нет.
Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора. После заключения договора покупатель вправе: в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения других убытков; предъявить требования по поводу недостатков товара, которые возникли вследствие отсутствия у него необходимой или достоверной информации; потребовать возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие непредставления необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.
Еще одной особенностью ответственности по договору розничной купли-продажи является то, что нарушение имущественных прав потребителя в договоре розничной купли-продажи (регулируемой Законом ПМР “О защите прав потребителей”) дает право требовать компенсации морального вреда.
Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.24
Так же покупатель обладает расширенным перечнем прав в случае предоставления товара ненадлежащего качества (дополнительное право на замену товара и незамедлительное устранение недостатков), а так же возмещение убытков и уплата неустойки не освобождает продавца от исполнения обязательства в натуре. К этому добавляется то, что Законом ПМР «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст.19). На практике, в связи с применением этого вида ответственности продавца нередко возникают некоторые проблемы. Так, ст.19 Закона ПМР «О защите прав потребителей», устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. 25
Во-первых, закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают неустойку и в этих случаях. В этой связи, возникает вопрос о том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-разному.
В практике было уже три различных подхода к проблеме:
1. Взыскание неустойки исходя из цены товара на момент приобретения;
2. Исходя из его цены на момент обращения в суд;
3. Исходя из цены на момент вынесения судом решения.
Последний подход представляется наиболее правильным, поскольку неустойка, установленная в законе, призвана, прежде всего, наказать продавца (или изготовителя), нарушающего права потребителей, и предотвратить подобные нарушения в дальнейшем.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение покупателем обязанностей по принятию товара так же влечёт для него негативные последствия. Продавец получает право потребовать от покупателя принятия товара в принудительном порядке путём обращения с соответствующем иском в суд. В этом случае права продавца могут быть обеспечены так же путём взыскания с покупателя стоимости товара и расходов, связанных с его хранением. Непринятие переданного товара может служить основанием для отказа продавца от исполнения договора, что влечёт расторжение договора купли-продажи. Кроме того, реализация своего права на отказ от исполнения договора покупателем, касательно договора купли-продажи по образцам, возможна при условии возмещения продавцу расходов, понесённых последним в связи с совершение действий необходимых по договору.
Если покупатель ненадлежащее исполнил либо не исполнил обязанности по оплате, то продавец вправе не только требовать оплаты товара, но и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых на сумму задолженности за весь период просрочки.
Если товар не оплачивается покупателем в связи с необоснованным отказом от его принятия, продавец вправе по своему выбору либо потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора, что влечёт его расторжение.26
3.2 Защита прав граждан потребителей в торговом обслуживании
К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п.3 ст.509 ГК ПМР). Гражданин, выступающий в роли покупателя по договору розничной купли-продажи, пользуется не только правами стороны в обязательстве в соответствии с Кодексом, но и правами, предоставленными потребителю Законом ПМР "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Таким образом, покупатель-гражданин, приобретая товары по договору розничной купли-продажи, имеет дополнительные возможности обеспечения и защиты своих прав и законных интересов, предоставляемые ему законодательством о защите прав потребителей. Указанные дополнительные возможности носят как материально-правовой, так и процессуально-правовой характер.
К материально-правовым средствам защиты могут быть отнесены следующие дополнительные возможности.
В соответствии со ст.4 Закона ПМР "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, независимо от того, позволял ли уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Убытки, возникшие в результате исполнения такого договора, ущемляющего права потребителя, подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме (ст.11 Закона ПМР "О защите прав потребителей").
В случае продажи покупателю-гражданину товара ненадлежащего качества он как потребитель вместо предъявления продавцу требований, предусмотренных ст.492 ГК ПМР, вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Законом РФ "О защите прав потребителей" (ст. 16) установлены сроки, в течение которых продавец (изготовитель) товара должен рассмотреть требования, предъявленные потребителем. Например, требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или привлеченным им для этого третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.27
Нарушение указанных сроков продавцом (изготовителем) влечет для последнего ответственность в форме уплаты потребителю неустойки (пени) в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки. При определении неустойки принимается во внимание цена на товар, существовавшая в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем) в день добровольного удовлетворения такого требования или в день принятия соответствующего судебного решения. Указанная неустойка носит штрафной характер и подлежит взысканию независимо от возмещения продавцом (изготовителем) убытков. Более того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя) от исполнения обязательств перед потребителем в натуре.28
Кроме того, при наличии вины продавца (изготовителя) в нарушении прав потребителя последний обязан компенсировать потребителю и причиненный ему моральный вред. Причем компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (п.6-1) разъяснил, что в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (т.е. не связанные с взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (изготовителя) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий.
Кроме того, в силу Закона ПМР "О защите прав потребителей" потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением их прав, без каких-либо ограничений. Освобождаются от уплаты государственной пошлины также соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей. 29
Большое значение в деле защиты прав и законных интересов покупателей-граждан по договору розничной купли-продажи (потребителей в смысле законодательства о защите прав потребителей) имеют акты официального судебного толкования соответствующего законодательства, призванные обеспечить единство судебной практики разрешения споров. В настоящее время судебная практика основывается на разъяснениях, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. № 6, от 25 октября 1996 г. № 10, от 17 января 1997 г. №2).30