Договор розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Договор розничной купли-продажи довольно часто используется среди других разновидностей договора купли-продажи. Он занимает первое место в сфере удовлетворения потребностей граждан. Изо дня в день каждый из нас совершает различные покупки и становится участником правоотношений. Но не каждый из нас это знает и понимает, поэтому эта тема очень актуальна. В связи с этим, нужно изучить договор розничной купли-продажи, а также предложить решения по проблемам, которые связанны с данной темой.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика договора розничной купли-продажи ……….. 4
1.1 Понятие, существенные условия договора ………………………………... 4
1.2 Виды договора розничной купли-продажи ………………………………... 8
1.3 Форма и порядок заключения …………………………………………….. 12
2. Содержание договора ……………………………………………………... 15
2.1 Стороны договора ………………………………………………………….. 15
2.2 Права и обязанности покупателя и продавца ……………………………. 19
3. Актуальные проблемы правоприменения и ответственность сторон по договору ………………………………………………………………… 27
3.1 Особенности ответственности. Ответственность продавца за неисполнение обязательства по договору купли-продажи. Ответственность покупателя ……………………………………………… 27
3.2 Ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя ………………………………………………………………… 29
3.3 Ответственность продавца в случае непредоставления покупателю необходимой и достоверной информации ……………………………….. 31
Заключение ……………………………………………………………………. 32
Список литературы …………………………………………………………... 34

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 358.02 Кб (Скачать файл)

 

- установленного качества, (ст.469 ГК РФ, ст.4 Закона “О защите прав потребителей). Предлагаемый покупателю товар должен соответствовать качеству, определенному договором розничной купли-продажи. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

 

- свободным от прав третьих лиц, (ст.460 ГК РФ30). По общему правилу продавец должен передать покупателю товар свободным от любых прав и притязаний третьих лиц, в отношении передаваемого товара на момент его передачи покупателю, исключение составляет случай, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

 

- в таре и упаковке, (ст.481 ГК РФ). Продаваемый товар должен быть упакован, это осуществляется продавцом или изготовителем. Тара и упаковка, по общему правилу предоставляется покупателю бесплатно, случаи платности тары (упаковки) устанавливаются правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.

Еще до заключения договора продавец обязан предоставить всю необходимую информацию о товаре. Закон не раскрывает содержание понятия "необходимая информация", и при возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду прежде всего интересы потребителя. Однако в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной.31 Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации. Данное право закреплено в ст. 8 Закона «О защите прав потребителей»32 и в п.15 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".33 Покупатель вправе до заключения договора осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Не предоставление продавцом информации о товаре признается необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли - продажи и влечет за собой обязанность торгового предприятия возместить покупателю причиненные этим убытки, а если договор заключен, -- в разумный срок отказаться от его исполнения, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

  Ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Закона «о защите прав потребителей» закрепляет право покупателя на обмен товара. В течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара покупатель имеет право на обмен купленного им. Реализация данного права, оригинального для розничной купли-продажи, сопряжена с необходимостью соблюдения ряда условий и требований в отношении как обмениваемого товара, так и к покупателю (потребителю). Так, товар должен быть: a) непродовольственным (на продовольственные товары право на обмен не распространяется); б) качественным. Поводом для обмена должны быть различные причины, не связанные с качеством товара (размер, форма, габариты, фасон, расцветка, комплектация), не удовлетворяющие покупателя. Товар должен сохранить свои потребительские свойства и не должен входить в список товаров, не подлежащих обмену (возврату). Например,  не  подлежат  возврату  или  обмену  парфюмерно-косметические  товары, товары бытовой химии, автомобили и мотовелотовары, животные и растения, полный перечень содержится в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации

Согласной п.1 статьи 7 Закона «о защите прав потребителей»34 потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. В свою очередь, изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара. Если срок службы или годности не установлен, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы, услуги) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю. Срок службы товара может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения) исходя из функционального назначения товара.  Изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя. Согласно п. 5 ст. 5 Закона продажа товара (работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.

Одним из способов обеспечения безопасности товара Закон предусматривает разработку и доведение до потребителя специальных правил использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Эти правила должны быть разработаны изготовителем, если они необходимы для обеспечения безопасности товара. Речь идет именно об особых, специальных, а не об общеизвестных правилах. Изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом. Продавец, в соответствии с Законом, обязан эти правила довести до сведения потребителя.35

Таким образом, ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил, как было указано, несет изготовитель. Это обстоятельство важно подчеркнуть, поскольку распределение обязанностей между изготовителем (исполнителем) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного лица за причиненный вред, в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными.

Две основных обязанности покупателя - оплата и принятие товара.

Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора. Когда договором предусмотрена предварительная  оплата  товара (ст. 487 ГК), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. При заключении договоров розничной купли-продажи товаров в кредит, в том числе с условием оплаты покупателем товаров  в  рассрочку,  не  подлежат  уплате  проценты  на  просроченную сумму в соответствии со ст. 395 ГК РФ со дня, когда по договору товар должен быть оплачен и до дня оплаты товара покупателем. Покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара.

Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ36) закрепляет обязанность покупателя принимать переданный ему товар, за исключением случаев, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара. Так для получения соответствующего товара необходимо сообщить адрес и наименование получателя, которому должен доставляться товар: обеспечить транспорт для перевозки товара, если обязанность по доставке лежит на нем; направить своего представителя в место нахождения продавца, если договором предусмотрено предоставления товара в этом месте, и т.п. Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ, т.е. разумный срок. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 457 покупатель вправе отказаться от товара, который передан досрочно. В том случае, если покупатель не принимает товар или отказывается от него, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. Помимо этого продавец вправе требовать возмещения убытков, причиненных вследствие нарушения покупателем своей обязанности (ст.393 ГК РФ37).

Эти правовые последствия наступают, если покупатель отказывается принять товар или не принимает его несмотря на то, что он обязан это сделать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором.

 

  1. Актуальные проблемы правоприменения и ответственность сторон по договору

3.1 Особенности ответственности. Ответственность продавца за неисполнение обязательства по договору купли-продажи

При нарушении прав потребителей изготовитель (продавец) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. покупатель - гражданин, приобретая товары по договору розничной купли - продажи, имеет дополнительные (по сравнению с покупателем - организацией) возможности обеспечения и защиты своих прав и законных интересов, предоставляемые ему законодательством о защите прав потребителей.38 Основные особенности ответственности по договору розничной купли-продажи можно усмотреть в том, что:

а) нарушение имущественных прав потребителя в договоре розничной купли-продажи (регулируемой Законом РФ «О защите прав потребителей») дает право требовать компенсации морального вреда;

б) ответственность за нарушение прав потребителя по Закону РФ «О защите прав потребителей» может быть возложена не только на продавца, но и на изготовителя товара;

в) возмещение убытков и уплата неустойки за нарушение обязательства по договору розничной купли-продажи не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре;

г) покупатель по договору розничной купли-продажи (в отличие от купли-продажи вообще) обладает более широкими правами в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества.

В ст. 503 ГК РФ и в ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1) Замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества (По общему правилу п. 2 ст. 475 ГК замена недоброкачественного товара допускается только в случае обнаружения в нем существенных недостатков. Аналогичное ограничение в розничной купле-продаже касается лишь замены технически сложных или дорогостоящих товаров. Все остальные товары подлежат замене независимо от того, насколько существенны их недостатки.

2) Соразмерного уменьшения покупной цены

3) Незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товар.

4) Возмещение расходов на устранение недостатков товара

5) Отказ от договора с возвращением уплаченной суммы. (Требование о расторжении договора розничной купли-продажи может быть предъявлено покупателем также независимо от характера обнаружившихся в товаре недостатков (тогда как по общим правилам ст. 475 ГК - лишь при обнаружении существенных недостатков))

Законодательство предусматривает ответственность продавца за неисполнение обязательства по договору купли-продажи. Это правило устанавливает исключение из нормы п.2 ст.396 ГК РФ, об освобождении должника от исполнения обязательства в натуре. И, как верно отмечает Садиков О.Н., если законом или договором установлена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом своих обязательств, уплата этой неустойки, а также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства в натуре. Так, уплата продавцом предусмотренной ст.23 Закона о защите прав потребителей неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя о замене недоброкачественного товара, устранении его недостатков, соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар цены не освобождает его от обязанности заменить товар, устранить недостатки и т.д.39

 

 

3.2 ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя

Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст.23). Согласно действующим правилам, неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона "О защите прав потребителей"40, взыскивается за каждый день просрочки установленных статьями 20, 21, 22 Закона сроков выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, замене товара с недостатками, о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара длительного пользования впредь до выполнения соответствующего требования потребителя без ограничения какой-либо суммой. В случае, если продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, одновременно нарушили сроки устранения недостатков (замены) и не предоставили по требованию потребителя на время устранения недостатков (замены) аналогичный товар или задержали его предоставление, то неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение.41 При определении неустойки принимается во внимание цена на товар, существовавшая в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем) в день добровольного удовлетворения такого требования или в день принятия соответствующего судебного решения. Указанная неустойка носит штрафной характер и подлежит взысканию независимо от возмещения продавцом (изготовителем) убытков. Кроме того, при наличии вины продавца (изготовителя) в нарушении прав потребителя последний обязан компенсировать потребителю и причиненный ему моральный вред. 42

Информация о работе Договор розничной купли-продажи