Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:44, дипломная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть общее понятие досрочной пенсии по старости, ее условия и порядок назначения, а так же определить лица, категории граждан имеющих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как по ФЗ «О трудовых пенсиях», так и по другим нормативным актам, а также определить и проанализировать проблемы досрочной пенсии. В заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию.
Задачи дипломного исследования:
- дать понятие досрочной пенсии, раскрыть ее содержание и значение;
- рассмотреть основные виды досрочной пенсии;
- описать порядок исчисления, суммирования и подтверждения различных видов досрочной пенсии.
Введение…………………………………………………………………… 2
Глава 1 Понятие, виды и условия досрочных трудовых пенсий по старости…………………………………………………………………………… 5
1.1 Понятие досрочной трудовой пенсии по старости…………… 5
1.2 Виды досрочных трудовых пенсий по старости……………… 15
1.3 Условия сохранения досрочных трудовых пенсий по старости…………………………………………………………………………… 28
Глава 2 Досрочное назначение трудовой пенсии по старости………..... 30
2.1 Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда……………………………………………………………………………….. 30
2.2 Досрочные пенсии в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями работы и проживания…………………………….. 33
2.3 Досрочные трудовые пенсии по старости в связи с медико-биологическими факторами……………………………………………………… 35
2.4 Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан…………………………………………………. 37
Глава 3 Документы, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии……………………………………………………………………………… 37
Заключение…………………………………………………………………. 45
Список нормативных актов и литературы………………………………. 49
Приложения………………………………………………………………… 52
Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии
1. Ошибка в трудовой книжке
Наиболее распространенное основание для отказа в назначении досрочной пенсии, установленной для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, – несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии.
В списках N 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета министров СССР 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991); применяются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537), наряду с профессиями указаны условия предоставления досрочного пенсионного обеспечения: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и т.д. В связи с этим для назначения досрочной пенсии заявителям приходится подтверждать не только страховой стаж и профессию, но и характер выполняемой работы13.
Обязанность по доказыванию распределяется судами в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012): на ответчика возлагается обязанность доказать отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, на истца – обязанность доказать наличие права на льготную пенсию.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в ней содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, в качестве подтверждения страхового стажа принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. При отсутствии документов о работе не по вине работника трудовой стаж нужно подтвердить показаниями двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за подтверждаемое время.
До недавнего времени доказывание характера и условий работы свидетельскими показаниями было возможным благодаря позиции ВС РФ, которая исходила из того, что действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях (Обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал 2004 г.).
К сожалению, ситуация кардинальным образом изменилась с 01.01.2010, когда вступил в силу п. 3 ст. 13 п. 3 ст. 13 Закона о пенсиях, определивший, что «допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается».
Данная правовая норма ограничила средства доказывания при определении характера работы (под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции). В силу ст. 60 ГПК РФ после 01.01.2010 такие показания признаются судами недопустимым доказательством.
2. Отсутствие наименований работ, профессий, должностей в списках, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Нередко основанием отказа в досрочном назначении пенсии по старости педагогическим работникам является формальное несоответствие указанным спискам наименования образовательного учреждения, содержащего имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ). Признавая необоснованными мотивы отказа территориальных органов ПФ РФ в зачете указанных периодов работы в специальный трудовой стаж, суды руководствуются следующим.
Согласно действующему пенсионному законодательству для назначения пенсии по старости необходимо осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, поэтому в случае, если учредительные документы образовательного учреждения содержат данные о виде учреждения, предусмотренном списками, подтверждены образовательная, воспитательная деятельность, наличие образовательных программ, суды приходят к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Кроме того, законодатель не исключает возможность дополнения наименований образовательных учреждений указанием на территориальную (ведомственную) принадлежность, а также нумерацией или оригинальным названием.
Аналогичная ситуация имеет место при оценке судами пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. По мнению судов, клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Невыполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки)
Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требование о выполнении работником нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) далеко не всегда является обязательным условием.
Так, для педагогических работников подтверждение выполнения заявителем нормы рабочего времени требуется для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 01.09.2000 (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Требование о наличии полной занятости в течение рабочего времени для работника, занятого на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, было введено Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 N 29. Согласно ему право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы, указанные в списках, в течение не менее 80% рабочего времени.
До принятия указанного Постановления Правительства РФ в нормативно-правовых актах не предусматривалась необходимость наличия полной занятости.
Поэтому считаем, что требования учреждений ПФ РФ о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22.05.1996, можно признать неправомерными в судебном порядке.
Споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел. Это свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном и исполнительном уровнях.
В заключение отметим, что судебная защита пенсионных прав – важнейшая гарантия соблюдения конституционных прав граждан. Предварительный административный порядок обжалования действий и решений пенсионных органов не является обязательным, что позволяет заявителю наиболее полно восстановить нарушенное право.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги проделанной работе: в данной дипломной работе «Досрочное назначение трудовой пенсии по старости по законодательству в Р.Ф.» были представлены общие сведенья о трудовой пенсии по старости, даны условия, порядок назначения досрочной трудовой пенсии по старости, были представлены категории граждан имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости и виды работ дающий аналогичное право, были представлены возрастные сроки для различных профессий и категорий граждан.
Конечно очень сложно описать все работы имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако я постаралась внести большую часть лиц имеющих право на такую пенсию.
Необходимость принятия Программы пенсионной реформы в Российской Федерации и определение ее приоритетов на период с 2001 по 2010 г. обусловлены изменением социально-экономических условий и особенно после финансового кризиса августа 1998 г.
Общим и безусловным требованием для любой пенсионной системы является вопрос создания государством правовых, организационных и экономических условии, обеспечивающих сохранение (согласно общественному договору) приобретенных работниками прав на пенсию такого размера, который был бы приемлемым как для их получателей, так и для плательщиков взносов.
Вызов, перед которым в настоящее время стоит Россия в области реформирования пенсионной системы, заключается в необходимости создания принципиально иных институтов пенсионного обеспечения - призванных упразднить нищету (унижающую человеческое достоинство) и удовлетворяющих общество как по размерам пенсий, так и по механизмам их финансового обеспечения. Важно подчеркнуть, что формирование новой пенсионной системы призвано не только повысить уровень социальной защиты населения, но и восстановить уважение и доверие к государственным структурам власти, повысить социальное согласие в обществе, создать оптимальные пропорции в финансовых механизмах по самоответственности трудозанятых граждан и солидарной ответственности всех социальных субъектов (работодателей, работников и государства) за материальное обеспечение по старости, болезни.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях
в Российской Федераций» содержит основные
положения, выраженные в главах, позволяющих
достаточно полно осветить основные правовые
положения об установлении, исчислении
и выплате трудовых пенсий в Российской
Федерации. Этим Законом и другими пенсионными
законами знаменуется коренная перестройка
и коренное реформирование пенсионной
системы в Российской Федерации.
Установление государственных гарантий
трудовых прав и пенсионного обеспечения
дает возможность достижения адекватности
материального положения работающего
и его будущего содержания по завершении
трудовой деятельности. В целях усиления
мотивации к труду пенсионным законодательством
устанавливается жесткая зависимость
будущего размера пенсии от результатов
работы в течение всего трудового периода
деятельности человека, при этом снижаются
ограничения с суммы заработка (дохода),
учитываемого при определении размера
пенсии.
Пенсионная реформа осуществлена в России
в беспрецедентно короткий срок. Впервые
идея о замене сложившейся российской
пенсионной системы, основанной, как и
в других развитых странах, на социальном
страховании наемных работников, на принципиально
иную — индивидуально-принудительную
накопительную пенсионную систему возникла
в 2001 г., а с 1 января 2002 г. в России новая
пенсионная система уже начала функционировать.
Пенсионная реформа осуществлена без
ее тщательной подготовки, проведения
научных исследований, элементарного
анализа последствий принятых управленческих
решений, в условиях отрицательной ее
оценки большинством специалистов, научной
общественностью, многими депутатами
и общественными организациями. Истинные
цели реформы от общества скрыты.
Реформа проводится не в интересах населения,
а в интересах властных структур, государственной
казны с целью изъятия значительной части
пенсионных платежей и использования
их на другие, не пенсионные цели; реформа
не приведет к улучшению крайне низкого,
практически нищенского уровня пенсионного
обеспечения настоящих и будущих пенсионеров,
она по существу не гарантирует людям
достойный уровень жизни в пенсионный
период.
Выводы исследования:
1. Пенсионная реформа не привела и не приведет как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе к улучшению пенсионного обеспечения подавляющего большинства пенсионеров, она по существу на долгие годы закрепляет нищенский уровень пенсионного обеспечения, созданный в последние годы самой властью.
2. В результате осуществления пенсионной реформы значительно сокращаются финансовые ресурсы, которые должны и могут направляться на выплату пенсий. При сохранении высоких налоговых платежей (взносов) застрахованных (т. е. работающих граждан), предназначенных на нужды пенсионного обеспечения, до 30% таких платежей фактически будут использоваться федеральной властью на другие, не пенсионные цели.
3. Осуществлено преднамеренное, беспрецедентное в истории страны лишение граждан тех пенсионных прав, которые они приобрели до 1 января 2002 г., влекущее зачастую потерю права на пенсию или снижение того уровня пенсии, на который они рассчитывали в соответствии с действовавшим ранее законом, подчиняя ему свое поведение.
4. Реформа полностью разрушила страховую пенсионную систему, основанную на солидарности трудящихся, и заменила ее принудительной индивидуальной накопительной системой, без достаточных гарантий возврата этих накоплений в пенсионный период жизни человека.
5. Обосновывая необходимость проведения пенсионной реформы, введения принудительной индивидуально-накопительной пенсионной системы (а не добровольной, как в других странах), идеологи реформы во многих случаях заведомо неверно информировали руководство страны и население о реальной ситуации в России, в том числе демографической.
Информация о работе Досрочные трудовые пенсии по старости по законодательству в РФ