Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа
Духовно-нравственная проблематика в русской философии права связана с рассмотрением таких вопросов как: значение культурно-нравственных ценностей для формирования правосознания; роль духовно-этических начал в формировании и реализации права; влияние духовных факторов на правовое поведение человека; соотношение индивидуалистической и коллективистской ценностных систем в определении содержания и границ правовой свободы; категориальная проработка этико-правовых понятий (правда, добро, свобода, справедливость), выявляющая их универсальный духовно-нравственный смысл и специфическое историко-культурное ценностное значение.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт управления и безопасности предпринимательства
Кафедра ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Права человека и правозащитная деятельность»
«Духовно-нравственная сущность прав человека»
(ВАРИАНТ 4)
Выполнил
Студент заочной формы обучения
направления (специальности)
030900.62 «Юриспруденция»
I курса Ю(сз)-11-12 группы
_____________ /Волков М.Ю./
Руководитель работы
Ст. препод. _________________
_____________ /Смирнова М.Х./
Оценка при защите
________________
________________
(подпись)
«___» мая 2013 г.
Уфа
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Духовно-нравственная проблематика в русской философии права связана с рассмотрением таких вопросов как: значение культурно-нравственных ценностей для формирования правосознания; роль духовно-этических начал в формировании и реализации права; влияние духовных факторов на правовое поведение человека; соотношение индивидуалистической и коллективистской ценностных систем в определении содержания и границ правовой свободы; категориальная проработка этико-правовых понятий (правда, добро, свобода, справедливость), выявляющая их универсальный духовно-нравственный смысл и специфическое историко-культурное ценностное значение.
Общая тенденция русской философии права проявилась в восприятии права как типа, условия, средства, способа выражения духовного общежития. Право рассматривалось классическими представителями XIX века (Славянофилы, Ф.М. Достоевский, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев) как часть нормативной системы более высокого уровня – духовно-культурной ценностной системы общества, в связи с чем, ими усматривалась несостоятельность правовых институтов, не имеющих легитимации со стороны этой системы. С этих позиций ими велась критика различных вариантов позитивизма.
Право понимается славянофилами как культурно-ценностный комплекс, в котором правовые нормы формируются в результате осознания людьми духовных смыслов правды, истины, любви в процессе реального взаимодействия людей и общества с властью. Право рассматривается с точки зрения соответствия его духовной культуре народа. Субъектом права и творцом правовых ценностей выступает в их учении народ, человек же рассматривается как выразитель этих ценностей.
В философии права идея целостности как характеристика духовности получает преломление в понятии любви как признании «другого». Сущность права Ф.М. Достоевского в правовой концепции мыслителя определяется взаимностью признания. Соответственно, право по Достоевскому можно определить как экзистенциальную коммуникацию, основанную на нравственном признании духовной ценности «другого» в качестве субъекта правового общения. Основным моментом в понимании Достоевским права является любовь как духовная основа акта признания. Через взаимность этих актов живет и творится право. Духовное содержание права раскрывается в философии Достоевского как деятельная сторона права. Правовые ценности свободы и равенства приобретают регулятивное значение только при переходе из идеального бытия в реальное. Без реализации в поступке право утрачивает духовное содержание, смысл обеспечения единства общественного союза.
В концепциях Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева и духовность личности, и целостность духовного союза, духовное единство достигается посредством свободы. Право рассматривается ими как один из способов бытия духовной свободы в реальном человеческом обществе. Концептуализирующим моментом в учении о праве этих мыслителей является разумно-нравственная свобода и свободная воля. Духовную природу свободы они определяли как творческое начало. Для Соловьева творческая функция правовой свободы связывается с социальным правотворчеством государства. Положительным следствием такого правопонимания и стала концепция прав человека, включающая, в том числе, и идею права на достойное существование. Творческое начало правовой свободы объективируется в правах человека. Для Чичерина творческая функция свободы реализуется в обязанности лица к социальной ответственности, выражающейся в подчинении правопорядку. Только в этом случае может быть реализован творческий потенциал правовой свободы в совместном достижении духовного единства общества в процессе культурно-исторического развития.
Глава I. Духовно-нравственные аспекты прав человека
1.1. Понятие и сущность прав человека
Рождение понятия «права человека» совпало и слилось воедино с возникновением, а точнее сказать, с возрождением так называемого «естественного права», из которого и проистекает общепринятый принцип «вечности и незыблемости» прав человека. Суть идеи естественного права заключается в следующем: наряду с писаным правом, состоящим из совокупности законов, над ним и вне его, независимо от «буквы», существует некое неписаное моральное право, которое «вдохнула» в нас мать-природа и которое проистекает из самой сущности человека, его разума, отличающего его от остального мира. Это естественное право может соответствовать, а может не соответствовать писаному законодательству. Значительную часть его содержания составляют права человека. Правовая материя как бы разделилась на две части: на право земное, «мирское», которое творит государство, и на право духовное, которое исходит от природы и от божества. Эта действительность сопровождала весь процесс развития правовых институтов и систем в разные эпохи, в том числе и института прав человека.
Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека: право на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства. Естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве. Оно возникло задолго до образования государства и может существовать помимо его. Реализация его идей и требований в праве, выраженном в принятых в государстве нормах, т.е. в законодательстве, предполагает учет, как минимум, следующих двух обстоятельств: во-первых, существующих в обществе реальных условий жизни, состояния экономики, политики; государственности, правовой системы и, во-вторых, интересов, прежде всего законопослушных граждан.
Понятие
«права человека» в жизни
Во все времена, независимо от биологической эволюции и исторического процесса, человеку были присущи стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства. Среди этих свойств выделяют, во-первых, способность человека к членораздельной речи и, во-вторых, способность к общению и совместной целесообразной деятельности. Но этого, как правильно заметил доктор философских наук, профессор А.Д. Гусев, недостаточно, чтобы человек стал человеком в подлинном человеческом смысле. Ведь перечисленные свойства были и у рабов древнего мира, и у крепостных, и у заключенных ГУЛАГа и фашистских концлагерей. Однако это не делало их свободными людьми, которые могут выбирать свой собственный путь, образ жизни и мыслей, определять свою судьбу. Причина этому одна – они были лишены основных прав и свобод человека – третьего, важнейшего свойства личности.
Философское осмысление феномена прав человека дает основание для следующих выводов:
1. Права человека являются проявлением жизненных потребностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических и культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей.
2. Права человека являются абсолютными и исторически определенными, ибо отражают конкретный период развития народа и особенности развития данного региона. Данные обстоятельства имеют существенное значение для понимания прав человека как сложного явления, которое включает разные уровни: всеобщий, особенный и частный. Это выражается в том, что права человека необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи с правами отдельных социальных общностей, народов и всего человечества. Их нельзя отождествлять и в то же время противопоставлять друг другу.
3. Важной особенностью прав человека является также то, что они выступают в качестве определенных отношений между человеком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования. Понятия «права» и «свободы» имеют смысл только в социальном контексте. Они возможны только в обществе, ибо природа человека социальна. Их не может быть у человека, полностью изолированного от других людей.
Таким образом, права человека – это права, присущие ему с рождения, это такие права, которые не привязаны к одному какому-либо способу производства, одному общественному строю, не зафиксированы «намертво» только в одной какой-либо системе и типе права и только им свойственны.
Появление же самого термина «права человека» связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 года и явился введением к Конституции американской колонии Вирджиния, где были впервые провозглашены права человека. Это был первый государственный акт, в котором от имени восставшей колонии было заявлено о правах человека. В настоящее время распространенным является следующее определение: «Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов». Имеет право на жизнь и такое определение: «права человека – это комплекс социальных, культурных, политических и экономических свойств, без которых мы не можем существовать как человеческие существа».
Права человека
можно рассматривать как
Согласно такому подходу, существуют национальные и культурные различия, различия традиций, культуры, но призыв к автономии личности в каждом человеке есть то, что объединяет людей различных широт. При рассмотрении прав человека под этим углом зрения они оказываются таким явлением, которое уже не может быть поставлено «в один ряд» с другими, выражающими особенности того или иного общества. Они становятся той целью, к достижению которой должно стремиться любое общество.
Общечеловеческое значение прав и свобод человека проявляется в том, что в них в наибольшей степени проявляется подлинно человеческое в человеке, то, что отвечает стремлениям и потребностям всех людей, не ограничивая возможности их развития. Они не могут принадлежать только отдельным группам людей, как, скажем, цвет кожи или разрез глаз. Идеология прав человека плюралистична по своей сути. Она предполагает бесконечное разнообразие форм социальной организации, предоставляет человеку максимальную возможность личного выбора.
Таким образом, права человека – это сложное, многогранное явление. Оно имманентно связано не только с государством и правом, но еще в большей степени с культурой, философией, этикой, религией, т.е. с гуманитарным знанием.
Наиболее распространенным является отношение к правам человека как к политической категории. Не игнорируя такое понимание, считаем весьма продуктивным подход, когда права человека рассматриваются как духовно-нравственная категория. Нельзя допускать противопоставления этих двух подходов и недооценки значимости второго из них. Для рассмотрения прав человека как духовно-нравственного явления есть все основания. Это, прежде сего то, что одним из ведущих принципов прав человека является принцип гуманизма. В структуре прав человека центральное место занимает право на достоинство. Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека. Отказаться от своей свободы – это отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей. Такой отказ несовместим с человеческой природой.
Достоинство, с
одной стороны, есть нравственная самооценка
человеком своей связи с
В теории естественного права, в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Вспомним первую статью Всеобщей декларация прав человека: «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Более того, есть основания утверждать, что права человека выступают как проявление культуры. Права человека предназначены для людей, принадлежащих к любой культуре. Лишение прав на основании культурного отличия представляет собой дискриминацию. Права человека не отражают особенности одной культуры и не ориентированы на нее за счет исключения других культур. Наиболее непосредственным образом права человека содействуют обеспечению уважения и защиты культурного разнообразия и самобытности путем установления культурных прав, закрепленных в документах, которые содержат нормы в отношении прав человека. В число этих документов входят: Международный Билль о правах человека; Декларация принципов международного культурного сотрудничества, Декларация о праве на развитие и др. Права человека, касающиеся культурного разнообразия и самобытности, охватывают широкий круг аспектов, включая право на участие в культурной жизни, право пользоваться достижениями искусства, право на сохранение, развитие и распространение культуры, право на охрану культурного наследия, свободу творчества, защиту лиц, принадлежащих к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, свободу собраний и ассоциаций, право на образование, свободу мысли, совести и религии, право на свободу убеждений и на свободное их выражение.
Информация о работе Духовно-нравственная сущность прав человека