Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа
Духовно-нравственная проблематика в русской философии права связана с рассмотрением таких вопросов как: значение культурно-нравственных ценностей для формирования правосознания; роль духовно-этических начал в формировании и реализации права; влияние духовных факторов на правовое поведение человека; соотношение индивидуалистической и коллективистской ценностных систем в определении содержания и границ правовой свободы; категориальная проработка этико-правовых понятий (правда, добро, свобода, справедливость), выявляющая их универсальный духовно-нравственный смысл и специфическое историко-культурное ценностное значение.
К формам нарушения
свободы мысли относится
делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием.
Право человека на свободу мысли и слова является универсальным правом, так как оно относится сразу же ко всем пяти поколениям прав человека.
Реализация свободы мысли и слова при осуществлении человеком всей совокупности гражданских, культурных прав указывает на принадлежность первых к первому, второму и третьему поколению прав человека. Примером могут служить предвыборная агитация, создание интеллектуального или художественного произведения и т.д.
В свою очередь, право на свободу мысли и слова, реализуемое в связке с моралью и религией, следует отнести к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав).
3.4. Свобода творчества
В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., Всемирной конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г. и Конституции РФ (статьи 26 и 37) закреплено право человека на труд и творчество.
Согласно статье 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Органы государственной власти Российской Федерации гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности свободу творчества (часть 2 статьи Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»). Аналогичная правовая норма содержится в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» в отношении творчества архитектора (часть 2 статья 15).
В науке под творчеством понимают процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Традиционно в науке выделяют следующие виды творчества:
1. Художественное творчество;
2. Научное творчество;
3. Техническое творчество;
4. Спортивное творчество.
В юридической науке право на творчество (свободу творчества) относят к первому и второму поколению прав – гражданским, культурным правам и свободам человека и гражданина.
Непосредственно к духовно-нравственным правам и свободам человека, которые были закреплены в международном и российском праве, относят право человека на творчество, связанное с религией (духовное творчество), моралью и этикой (морально-этическое творчество).
3.5. Педагогика (право ребенка на воспитание и развитие)
Под педагогикой понимают совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
С учетом открытия совсем нового поколения прав, предметом рассмотрения настоящего раздела являются духовно-нравственные права и свободы человека, связанные с педагогикой, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.
В Конвенции о правах ребенка (статьи 18 и 20) и Конституции Российской Федерации (статья 38) закреплено право ребенка на воспитание и
развитие.
Во Всеобщей декларации прав человека (статья 26), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статьи 13 и 14), Конвенции о правах ребенка (статьи 28 и 29) и Конституции Российской Федерации (статья 43) закреплено право каждого человека на образование.
В статье 18 Международного
пакта о гражданских и
В юридической науке право на воспитание и развитие, а также право человека на образование относят ко «второму поколению прав».
Непосредственно к духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, были закреплены в международном и российском праве, следует отнести право ребенка на духовное и нравственное воспитание и образование. В свою очередь, светское образование и воспитание следует отнести к социальным правам и свободам человека и гражданина.
Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у подрастающего поколения систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Процессы обучения и воспитания составляют систему образования.
Образование – целенаправленная познавательная деятельность человека по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков.
Право на образование предполагает приобретение знаний с учетом культурных традиций общества и мировоззренческой позиции семьи и личности. В основе большинства культур мира лежит религия, поэтому всестороннее образование и воспитание человека должно включать в себя преподавание знаний о религии, создавшей ту культуру, в которой этот человек живет. При этом должна уважаться свободы совести».
Важность процесса образования и воспитания заключена в том, что через него происходит передача от поколения к поколению знаний о духовном и материальном мире, духовно-нравственных ценностях цивилизации.
Проблемы духовно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди всех ценностей
нематериального характера, осознанных человечеством как
действительно универсальные, общечеловеческие
ценности, права и свободы человека стоят
на первом месте. Выстраданные, осознанные
и сформулированные цивилизацией за две
с половиной тысячи лет права человека
обрели современную форму и понимание.
Права человека – явление многогранное.
С самого начала их осознания людьми права
человека выражали протест против угнетения,
социальной несправедливости, что получило
воплощение еще в первых законах, направленных
против рабства, и в стремлении к свободомыслию
и веротерпимости.
Права и свободы человека – это, во-первых, система философских, мировоззренческих представлений о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей; во-вторых, определенный взгляд на устройство мира, т.е. миропонимание, мировоззрение, основанное на принципах гуманизма; в-третьих, система гуманистических ценностей, на которых строятся взаимоотношения в обществе, а также система социальных регуляторов отношений между людьми, состоящая из морально-этических принципов и норм; в-четвертых, правовое понятие, характеризующее закрепленный в нормах права статус личности в ее взаимоотношениях с государством и средство защиты от произвола и насилия со стороны государства.
Понимание сути и путей обеспечения прав человека в огромной степени зависит от внутреннего мира человека, его духовно-нравственного развития. В этом отношении важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. То есть они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал.
Суть и основное практическое значение прав человека состоит в вычленении личности из тотальности, что делает ее автономным и свободным индивидом, свобода которого ограничена такой же свободой другого человека. Однако права и свободы не только выделяют человека из определенной социальной общности, но и объединяют людей на основе их приверженности общечеловеческим ценностям. Права человека возможны только в обществе, ибо они представляют собой особый вид общественных связей и отношений, которые формируются под влиянием не только природы человека, но и конкретных социально-исторических условий, то есть их содержание во многом обусловлено той или иной ступенью исторического развития общества.
Правовая культура
создает важные интеллектуальные и
субъективно-психологические
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.
2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.
3. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. – Минск, 2008.
4. Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.
5. Гессен Ю. История еврейского народа в России. – М.: Наука, 2008.
6. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.
7. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.
8. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 марта 2010 г.). Ч.1.-Уфа: РИЦ БашГУ. 2010. с. 94-97.
9. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Ежемесячный научный журнал «Дискуссия», № 2 февраль 2010 г., с. 92-93.
10. Ивентьев С.И. Четвертое и пятое поколение
прав человека. Март 2010. http://cprsob.clan.su/load/
11. Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе
и правах человека. 27 июня 2008 г. http://www.pravmir.ru./
12. Права человека. Учебник для вузов//Под ред.Лукашева Е.А. – М.: Издательство НОРМА. 2010. с.136-139.
13. Шадриков В.Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. – 2010. - № 2.
Информация о работе Духовно-нравственная сущность прав человека