Духовно-нравственная сущность прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Духовно-нравственная проблематика в русской философии права связана с рассмотрением таких вопросов как: значение культурно-нравственных ценностей для формирования правосознания; роль духовно-этических начал в формировании и реализации права; влияние духовных факторов на правовое поведение человека; соотношение индивидуалистической и коллективистской ценностных систем в определении содержания и границ правовой свободы; категориальная проработка этико-правовых понятий (правда, добро, свобода, справедливость), выявляющая их универсальный духовно-нравственный смысл и специфическое историко-культурное ценностное значение.

Файлы: 1 файл

Контрольная по правам человека.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

К формам нарушения  свободы мысли относится имевшее  широкое распространение формы понуждения людей высказывать мнение, несоответствующим их мыслям и убеждениям. Мысль не является свободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных последствий (опасных) для человека. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право каждого человека

делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием.

Право человека на свободу мысли и слова является универсальным правом, так как оно относится сразу же ко всем пяти поколениям прав человека.

Реализация  свободы мысли и слова при  осуществлении человеком всей совокупности гражданских, культурных прав указывает на принадлежность первых к первому, второму и третьему поколению прав человека. Примером могут служить предвыборная агитация, создание интеллектуального или художественного произведения и т.д.

В свою очередь, право на свободу мысли и слова, реализуемое в связке с моралью и религией, следует отнести к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав).

 

3.4. Свобода творчества

 

В Бернской конвенции  по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., Всемирной конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г. и Конституции РФ (статьи 26 и 37) закреплено право человека на труд и творчество.

Согласно статье 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе.

Профессиональный  и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Органы государственной  власти Российской Федерации гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности свободу творчества (часть 2 статьи Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»). Аналогичная правовая норма содержится в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» в отношении творчества архитектора (часть 2 статья 15).

В науке под  творчеством понимают процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Традиционно в  науке выделяют следующие виды творчества:

1. Художественное творчество;

2. Научное творчество;

3. Техническое творчество;

4. Спортивное творчество.

В юридической  науке право на творчество (свободу  творчества) относят к первому и второму поколению прав – гражданским, культурным правам и свободам человека и гражданина.

Непосредственно к духовно-нравственным правам и  свободам человека, которые были закреплены в международном и российском праве, относят право человека на творчество, связанное с религией (духовное творчество), моралью и этикой (морально-этическое творчество).

 

3.5. Педагогика (право ребенка на воспитание и развитие)

 

Под педагогикой  понимают совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

С учетом открытия совсем нового поколения прав, предметом рассмотрения настоящего раздела являются духовно-нравственные права и свободы человека, связанные с педагогикой, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.

В Конвенции  о правах ребенка (статьи 18 и 20) и Конституции Российской Федерации (статья 38) закреплено право ребенка на воспитание и

развитие.

Во Всеобщей декларации прав человека (статья 26), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статьи 13 и 14), Конвенции о правах ребенка (статьи 28 и 29) и Конституции Российской Федерации (статья 43) закреплено право каждого человека на образование.

В статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено право родителей и опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

В юридической науке право на воспитание и развитие, а также право человека на образование относят ко «второму поколению прав».

Непосредственно к духовно-нравственным правам и  свободам человека, которые, были закреплены в международном и российском праве, следует отнести право ребенка на духовное и нравственное воспитание и образование. В свою очередь, светское образование и воспитание следует отнести к социальным правам и свободам человека и гражданина.

Воспитание  – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у подрастающего поколения систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Процессы обучения и воспитания составляют систему  образования.

Образование –  целенаправленная познавательная деятельность человека по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков.

Право на образование  предполагает приобретение знаний с  учетом культурных традиций общества и мировоззренческой позиции семьи и личности. В основе большинства культур мира лежит религия, поэтому всестороннее образование и воспитание человека должно включать в себя преподавание знаний о религии, создавшей ту культуру, в которой этот человек живет. При этом должна уважаться свободы совести».

Важность процесса образования и воспитания заключена  в том, что через него происходит передача от поколения к поколению знаний о духовном и материальном мире, духовно-нравственных ценностях цивилизации.

Проблемы духовно-нравственного  воспитания и образования подрастающего поколения можно решить через интеграцию духовного (религиозного) и светского воспитания и образования, определение на государственном уровне приоритетов человека, общества и государства и выработку идеологической позиции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Среди всех ценностей  нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные, общечеловеческие ценности, права и свободы человека стоят на первом месте. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет права человека обрели современную форму и понимание. 
Права человека – явление многогранное. С самого начала их осознания людьми права человека выражали протест против угнетения, социальной несправедливости, что получило воплощение еще в первых законах, направленных против рабства, и в стремлении к свободомыслию и веротерпимости.

Права и свободы  человека – это, во-первых, система философских, мировоззренческих представлений о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей; во-вторых, определенный взгляд на устройство мира, т.е. миропонимание, мировоззрение, основанное на принципах гуманизма; в-третьих, система гуманистических ценностей, на которых строятся взаимоотношения в обществе, а также система социальных регуляторов отношений между людьми, состоящая из морально-этических принципов и норм; в-четвертых, правовое понятие, характеризующее закрепленный в нормах права статус личности в ее взаимоотношениях с государством и средство защиты от произвола и насилия со стороны государства.

Понимание сути и путей обеспечения прав человека в огромной степени зависит от внутреннего мира человека, его духовно-нравственного развития. В этом отношении важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. То есть они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал.

Суть и основное практическое значение прав человека состоит в вычленении личности из тотальности, что делает ее автономным и свободным индивидом, свобода которого ограничена такой же свободой другого человека. Однако права и свободы не только выделяют человека из определенной социальной общности, но и объединяют людей на основе их приверженности общечеловеческим ценностям. Права человека возможны только в обществе, ибо они представляют собой особый вид общественных связей и отношений, которые формируются под влиянием не только природы человека, но и конкретных социально-исторических условий, то есть их содержание во многом обусловлено той или иной ступенью исторического развития общества.

Правовая культура создает важные интеллектуальные и  субъективно-психологические предпосылки  для осуществления одного из основных прав современного человека – права знать свои права и иметь возможность их цивилизованно защищать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной при написании работы литературы

 

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.

2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.

3. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. – Минск, 2008.

4. Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.

5. Гессен Ю. История еврейского народа в России. – М.: Наука, 2008.

6. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.

7. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.

8. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 марта 2010 г.). Ч.1.-Уфа: РИЦ БашГУ. 2010. с. 94-97.

9. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Ежемесячный научный журнал «Дискуссия», № 2 февраль 2010 г., с. 92-93.

10. Ивентьев С.И. Четвертое и пятое поколение прав человека. Март 2010. http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

11. Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. 27 июня 2008 г. http://www.pravmir.ru./Бербешина З.А. Этика и практика социального работника/ Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология. – М.: Знание, 2009.

12. Права человека. Учебник для вузов//Под ред.Лукашева Е.А. – М.: Издательство НОРМА. 2010. с.136-139.

13. Шадриков В.Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. – 2010. - № 2.


 



Информация о работе Духовно-нравственная сущность прав человека