Духовно-нравственная сущность прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Духовно-нравственная проблематика в русской философии права связана с рассмотрением таких вопросов как: значение культурно-нравственных ценностей для формирования правосознания; роль духовно-этических начал в формировании и реализации права; влияние духовных факторов на правовое поведение человека; соотношение индивидуалистической и коллективистской ценностных систем в определении содержания и границ правовой свободы; категориальная проработка этико-правовых понятий (правда, добро, свобода, справедливость), выявляющая их универсальный духовно-нравственный смысл и специфическое историко-культурное ценностное значение.

Файлы: 1 файл

Контрольная по правам человека.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Из вышеизложенного видно, что право человека на жизнь в полном смысле слова никак нельзя относить к группе гражданских прав и свобод, так

как, из смысла последних, вытекает, что наличие  права на жизнь имеют только исключительно граждане Российской Федерации, тем самым, исключая право на жизнь человека, не принадлежащего к гражданству России.

Государство, к  большому сожалению, не может должным образом обеспечить защиту права человека на жизнь. Данная проблема будет решена лишь тогда, когда государство осознает ценность личности, как

духовной сущности.

 

3.2. Право выбора

 

Право выбора относится  к духовно-нравственным правам и  свободам человека.

Как указывает  иеромонах Иов (Гумеров), «право выбора основано на свободе человеческой воли. Эта свободы есть неотъемлемое свойство образа Божия в человеке. Воля может быть ослаблена и искажена грехом, но всегда остается свободной. И чем выше человек стоит духовно, тем полней проявляется эта свобода».

Психология  под волей понимает «форму психического отражения действительности, позволяющей личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленные цели, дающей человеку возможность регулировать свои действия и психические процессы, реализовывать способность к волевой регуляции».

Этики отмечают, что формой проявления свободы выступает выбор, который делается человеком и обеспечивается его волей – духовной побудительной силой и разумом.

В науке выделяют индивидуальную и общественную волю. Для русского менталитета воля отождествляется со свободой, которая стала больше юридическим определением.

Под общественной волей понимается соединЕнная, совокупная, коллективная воля людей, означающая их способность управлять совместной

жизнью, человеческим общежитием, жизнью в обществе себе подобных (мораль, право, политика).

Право выбора на основе ценностных представлений прошлого формирует будущее.

В Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека указано, что «Признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свободы несовместимы».

Международные и национальные правовые системы  признают и закрепляют идеалы и нравственные ценности человечества и общества.

В настоящее  время Россия столкнулась с проблемой  правового нигилизма, которая связана с конфликтом науки и религии, права и морали, и

утратой духовно-нравственных ценностей.

В большинстве  случаев законодательство не основано на фундаментальных Божественных и духовно-нравственных ценностях, т.к. в России государство отделено от религии. Государство, отделив себя от религии, фактически отказалось заниматься вопросами Божественного, духовного и нравственного развития человека.

Отсутствие  в законе указанного направления  будет говорить только о его несоответствии Божественным законам и четвёртому и пятому поколениям прав человека.

В основу своего существования государство поставило  науку и нормы права, которым чужды мораль и религия. Поэтому законы имеют прямую научно-материалистическую направленность и по своей сути являются безнравственными. При этом государство духовное и нравственное развитие человека возложило на религиозные объединения и самого человека, не определив на государственном уровне духовно-нравственные ценности и приоритеты человека, общества и государства в области духовного и нравственного развития.

Государство, основываясь  на научных достижениях, провозгласило  и активно занимается улучшением материального благосостояния страны, не основанного на Божественных ценностях.

Часто государство  и отдельные финансовые группы пытаются влиять на свободу выбора и волю человека, зомбируя его, используя при этом различные виды химического, биологического и психотропного оружия, а также новые научные достижения.

 

3.3. Свобода мысли, совести и вероисповедания

 

К духовно-нравственным правам и свободам человека относят  право на свободу мысли, совести и вероисповедания, которое было неправильно отнесено юридической наукой к группе гражданских прав и свобод человека и гражданина.

Это право включает в себя свободу менять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в отправлении культа, учении и выполнении религиозных

и ритуальных обрядов. Данное право было закреплено в статье 10 Европейской Конвенции, статье 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а также в статье 1 Декларации о ликвидации всех форм

нетерпимости  и дискриминации на основе религии  или убеждений от 25 ноября 1981 года, которая была даже принята ООН без голосования.

Кроме того, указанные  Пакт и Декларация провозгласили  также запрет принуждения, умаляющее человеческую свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Так, в пункте 1 статьи 2 упомянутой Декларации указывается, что «никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, групп лиц или отдельных лиц».

В то же время, в  международных актах делается оговорка о том, что «свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц», которая недопустима, ибо, как писал А.А.Агроновский, «богатый духовный мир предпочтительней бедного духовного мира».

Хартия Европейского союза об основных свободах от 07.12.2000 г. признаёт за личностью свободу мысли, совести и вероисповедания (Глава 2 «Свободы»).

Статья 28 Конституции  России гласит: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать с ними».

Конституция России каждому гарантирует свободу мысли и слова (часть 1). Аналогичная правовая норма содержится во многих конституциях других государств.

Юридическая наука  ошибочно право на свободу совести  относит к личным (гражданским правам). При этом некоторые ученые-правоведы свободу мысли и слова относят к информационным правам.

Как нами отмечалось, свобода совести и вероисповедания  относится к духовно-нравственным правам и свободам (четвёртому поколению прав человека).

Религия, вероисповедание  представляют собой всегда область духовной жизни человека, из которой вытекают духовные права личности. Религия является одной из древнейших форм культуры и ей принадлежит особая роль в духовной и нравственной жизни общества и произошла с появлением человека.

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля, под совестью понимают нравственное сознание, нравственное чувство в человеке, в его душе, а также внутреннее сознание добра и зла.

Этимология  русского слова «совесть» означает соведение, то есть знание самого себя, или весть о себе. Совесть, как этическая категория определяется как механизм самоанализа, самооценки и самоконтроля.

Пристальный анализ совести был приведен Г.Гегелем, который дал классификацию совести. Он выделяет следующую «совесть»:

1) Совесть идеальную или истинную;

2) Формальную  совесть – совесть конкретного  человека в реальной жизни.

В этом делении  Гегель намечает проблему меры совести, которая разворачивается в двух аспектах:

• каждый человек  имеет свою меру совести;

• один и тот  же человек в разных жизненных ситуациях различно проявляет свою меру совести.

Как отмечают А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян, в жизни человека совесть выполняет ряд важнейших функций, которые сводятся к следующему:

1. Выражается в ее определении – самоанализ, самооценка и самоконтроль. Отсюда следует, что совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и

переживать  свое несоответствие должному – неисполненность  долга;

2. Совесть всегда определяет мотивацию поступков, где последняя очень важна в праве;

3. Совесть оценивает последствия поступков.

Следует подчеркнуть, что субъективно совесть может  восприниматься как хотя внутренний, но и чужой голос, как голос независимый от «Я» человека, или голос «другого Я». Отсюда делают два противоположных вывода относительно природы совести. Один состоит в том, что совесть – это

голос Бога. Другой состоит в том, что совесть  представляет собой обобщенный и перенесенный во внутренний план голос значимый, чем другие.

Как полагают отечественные этики, совесть – это голос «другого Я» человека, той части его души, которая не обращена заботами и утеснениями каждого дня.

Совесть говорит  как бы от имени вечности, обращаясь  к достоинству личности. Безусловно, что совесть – есть ответственность человека перед самым собой, как носителем высших, универсальных ценностей, которые, как отмечал О.Г.Дробницкий, возвышены, нравственны и прекрасны.

Совесть имеет  своих социальных носителей или субъектов: нация, партия, человечество и пр. Следовательно, есть смысл говорить о совести, например, нации или трудового коллектива.

Совесть, как  правило, сравнивают с голосом морали, которая с позиции государства не должна заменить право.

В российской юридической  науке существует, по нашему мнению, довольно-таки размытое понимание свободы совести, которую напрямую связывают с принадлежностью человека к религии.

Так, например, М.В.Баглай под совестью (свободой) понимает «право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выраженной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога». Это высказывание, смеем заметить, говорит лишь нам о том, что его автор не осведомлен об истинной человеческой природе совести, которая существует отдельно от веры в Бога.

Часто этики  совесть называют обратной стороной долга. В.В.Комаров определяет совесть как меру значимости нравственной ценности в ситуации морального выбора. А в структуре совести указанный автор выделяет такие компоненты, как: честь, долг, достоинство, справедливость.

Большинство исследователей совесть признают компонентом духовности личности, выступая в качестве механизма нравственной самореализации, и понимается обобщенно, как поиск добра.

Религиозные проповедники и некоторые философы определяют часто совесть как «голос Бога», говорящий в человеческой душе».

В юридической  науке часто свобода совести  упоминается в одной «связке» со свободой мысли.

В юридической  науке свобода мысли и совести означает, прежде всего, свободу индивида от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.

В конституционном  праве в свободе мысли и  слова выделяются два акцента: внутренний и внешний.

А.Н.Котов и  М.И.Кукушкин отмечают, что «свобода мысли – это свобода внутренней духовной, интеллектуальной деятельности человека, которая в значительной мере находится вне правового регулирования.

Регулировать  ведь можно только внешнее поведение. В таком случае свобода мысли выступает в качестве обязанности государства по всестороннему обеспечению полноценного внутреннего духовного мира человека. Свобода слова – возможность выражения внутреннего духовного мира человека вовне, прежде всего в общении. Поэтому допустимо даже говорить о свободе мысли и свободе слова по отдельности. Свобода мысли и слова осуществляется людьми в сфере как личной (частной), так и общественной (публичной) жизни. Она вбирает в себя как индивидуальные, так и групповые (коллективные) права, обязанности».

Многие авторы считают, что «Свобода мысли и совести значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, так как, во-первых, включает свободу придерживаться, в том числе и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека».

Свобода совести  является абсолютным правом человека и, например, в Российской Федерации не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах в силу части 3 статьи 56 Конституции России.

Совесть человека не может быть, ни при каких условиях, делегирована

в чужие руки, даже самые надежные руки. Это является незыблемым принципом.

Свобода вероисповедания – одно из основных духовных прав человека. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религии и беспрепятственное отправление культов и обрядов, реализация, которой говорит об уровне духовности личности.

Свобода мысли – личное право личности, которая означает свободу индивида от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных и нравственных ценностей, которое охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека.

Информация о работе Духовно-нравственная сущность прав человека