Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:52, курсовая работа
Цель данной работы – определить роль Европейского суда в защите прав и свобод человека.
Для реализации поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть историю создания Европейского суда;
- определить состав и структуру Европейского суда;
- изучить процесс в европейском суде.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. СОСТАВ И СТРУКТУРА 5
1.1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ 5
1.2 СОСТАВ И СТРУКТУРА СУДА 7
1.3 СТАТУС СУДЬИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА 11
2. ПРОЦЕСС В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ 14
2.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ 14
2.2 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ 16
2.3 РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Содержание
Введение
Нарушение прав
и свобод человека одна и острых
проблем стоящих перед
Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе – сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией международного права. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Его учреждение и функционирование, как на функциональном, так и на региональном уровне является одним из одним из наиболее значительных достижении в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации.
Как известно, в
международных отношениях нет надгосударственной
власти, которая могла бы контролировать
осуществление принципов и норм
международного права, в необходимых
случаях принудительно
Цель данной работы – определить роль Европейского суда в защите прав и свобод человека.
Для реализации поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть историю создания Европейского суда;
- определить
состав и структуру
- изучить процесс в европейском суде.
Теоретической базой данного исследования послужили работы таких авторов, как: Бессарабов В.Г., Бирюков П.Н., Ваксян А.З., Васильев С., Глашев А.А., Глотов С.А., Петренко Е.Г., Лаптев П.А., Травников М.А., Эрделевский А.М. и многих других.
1. Европейский Суд. История
1.1 История создания
Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.
Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.
С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет. 1
Исторические предпосылки Объединения Европы лежат в далеком прошлом. Ещё в средние века под лозунгом “Renovatio Imperii Romani” (Возрождение Римской империи) предпринимались попытки создать в Европе, по крайней мере в западной её части, некий Единый центр власти. Эти попытки - добровольного объединения и порабощения путем военной агрессии (что случалось чаще), как известно, потерпели неудачу. Тем не менее, по сей день в речах европейских политиков нередко говорится о "воссоединении" Европы, несмотря на всю неоднозначность подобных аналогий.
Современный этап объединения Европы на основе добровольного ограничения государствами своего суверенитета начался в конце 40х , начале 50 х годов ХХ столетия. Участвовать в нем пожелали сначала только шесть, западноевропейских, стран: Бельгия, Германия Имеется в виду ФРГ., Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, затем их стало 9 (1973 г.) присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, (1981 г.) вступили Греция - 10, (1986 г.) вступили Испания и Португалия - 12, (1995 г.) Австрия, Финляндия, Швеция - 15. Но на этом процесс расширения Европейского союза не завершился. В настоящее время к вступлению в эту организацию готовится ещё 13 стран, в основном восточноевропейских.2
В состав Европейского союза могут входить только такие государства, которые разделяют основные принципы Хартии прав человека и заявляют о своей готовности гарантировать их выполнения.
Это было отражено в статье 3 Устава Совета Европы, подписанного в Лондоне 5 мая 1949 года, в следующей редакции: «Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должен пользоваться правами человека и основными свободами».
С 1964 года празднуется день ( 5 мая) основания Совета Европы. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге. мая 1949 г. принят устав Совета Европы.3
От своих предшественников Союз отличает, прежде всего, универсальный характер его компетенции. Она распространилась теперь не только на экономические и связанные с ними отношения, но охватила также важные области , как внешнюю (в том числе оборонную) политику и вопросы борьбы с преступностью.
Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к настоящему времени. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.
Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.
1.2 Состав и структура суда
Европейский Суд по правам
человека состоит из судей, число
которых соответствует числу
подписавших Конвенцию
Число судей, входящих в состав Суда, равно числу Высоких Договаривающихся Сторон. Статья 20 Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Состав Европейского Суда по правам человека после вступления в силу Протокола № 11:
1. M Luzius WILDHABER (М. Люциус Вильдхабер) председатель, ШвейцарияMme Elizabeth PALM (Мадам Елизабет Палм) заместитель председателя, Швеция
2. M. Christos ROZAKIS (М. Кристос
Розакис) заместитель
3. Sir Nicolas BRATZA (Сэр Николас Братца) председатель секции, Великобритания
4. M. Matti PELLONPAA (М. Матти
Пеллонпаа) председатель
5. M. Benedetto CONFORTI (М. Бенедетто Конфорти) Италия
6. M. Antonio PASTOR RIDRUEJO (М. Антонио Пастор Ридруэхо) Испания
7. M. Luigi FERRARI BRAVO (М. Луиджи Феррари Браво) Италия
8. M. Gaukur JORUNDSSON (М. Гокур Йорундсон) Исландия
9. M. Georg RESS (М. Георг Ресс) Германия
10. M. Giovanni BONELLO (М. Джованни Бонелло) Мальта
11. M. Lucius CAFLISCH (М. Люциус Кафлиш) Швейцария
12. M. Loukis LOUCAIDES (М. Лукис Лукадес) Кипр
13. M. Jerzy MAKARCZYK (М. Джерзи Макарчик) Польша
14. M. Pranas KURIS (М. Пранас Курис) Литва
15. M.Anatoly Kovler (Анатолий Иванович Ковлер) Российская Федерация
16. M. Ireneu CABRAL BARRETO (М. Ирениу Кабрал Барето) Португалия
17. M. Riza TURMEN (М. Риза Турмэн) Турция
18. M. Jean-Paul COSTA (М. Жан-Поль Коста) Франция
19. Mme Francoise TULKENS (Мадам Френсуаз Тулкенс) Бельгия
20. Mme Viera STRAZNICKA (Мадам Вера Стразничка) Словакия
21. M. Corneliu BIRSAN (М. Корнелиу Бирсан) Румыния
22. M. Willi FUHRMANN (М. Вилли Фюрман) Австрия
23. M. Karel JUNGWIERT (М. Карел Юнгверт) Чехия
24. M. Marc FISCHBACH (М. Марк Фишбах) Люксембург
25. M. Volodymyr BUTKEVYCH (М. Владимир Буткевич) Украина
26. M. Josep CASADEVALL (М. Джозэп Казадевалл) Андора
27. M. Bostjan ZUPANCIC (М. Бостьян Зупанчик) Словения
28. Mme Nina VAJIC (Мадам Нина Вальк) Хорватия
29. M. John HEDIGAN (М. Джон Хедиган) Ирландия
30. Mme Wilhelmina THOMASSEN (Мадам Вильгельмина Томассен) Нидерланды
31. Mme Margarita TSATSA-NICOLOVSKA (Мадам
Маргарита Тсатса-Николовска)
32. M. Tudor PANTIRU (М. Тюдор Пантиру) Молдавия
33. Mme Hanne Sophie GREVE (Мадам Ханна София Грэв) Норвегия
34. M. Andras BAKA (М. Андраш Бака) Венгрия
35. M. Rait MARUSTE (М. Райт Марустэ) Эстония
36. M. Egils LEVITS (М. Эгилс Левитс) Латвия
37. M. Kristaq TRAJA (М. Кристак Тража) Албания
38. Mme Snejana BOTOUCHAROVA (М. Снежана Ботучарова) Болгария
39. M. Peer LORENZEN (Пэр Лоренцен) Дания
Для рассмотрения переданных ему дел Суд образует комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую Палату в составе семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты.
Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, является ex officio членом Палаты и Большой Палаты; в случае отсутствия такого судьи или если он не может участвовать в заседании, данное государство назначает лицо, которое выступает в качестве судьи.
В состав Большой Палаты входят также Председатель Суда, заместители Председателя Суда, Председатели Палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с Регламентом Суда. В тех случаях, когда дело передается в Большую Палату в ее заседаниях не должен участвовать ни один из судей Палаты, вынесшей постановление, за исключением Председателя этой Палаты и судьи от соответствующего государства, являющегося стороной в деле. Статья 27 Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Большая Палата состоит из семнадцати судей и трех запасных судей. Большая Палата образуется на три года и действует с момента избрания лиц на должности Председателей и их заместителей.
В состав Большой Палаты входят Председатель Суда, заместители Председателя Суда и Председатели Секций. В целях доукомплектования состава Большой Палаты, Суд на пленарном заседании, по предложению Председателя, делит всех судей на две группы, которые должны сменять друг друга каждые девять месяцев и состав которых должен, по возможности, быть географически сбалансированным и отражать разные правовые системы государств-участников Конвенции. Судьи и запасные судьи в судебных составах по рассмотрению любого дела, направленного в Большую Палату в течение каждого девятимесячного периода, назначаются поочередно в рамках каждой группы; они остаются членами Большой Палаты до завершения судебного разбирательства, даже после истечения срока их полномочий в качестве судей.
Комитет в составе пяти членов Большой Палаты, призванный рассматривать прошения. Образуется из:
- Председателя Суда,
- Председателей Секций
или, если они лишены