Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:06, реферат
Практически с самого своего возникновения после дефолта 1998-го рынок факторинга ежегодно удваивался. Доля рынка факторинга в ВВП европейских стран, по данным International Factors Group, в среднем составляет около 6%.Однако, если в начале своего развития никто просто не знал, что такое факторинг, то сейчас серьезной угрозой для дальнейшего развития становится то, что разные компании и банки под одним и тем же термином предлагают, по сути, разные услуги.
Введение……………………………………………………………………………………2
1.Основные термины и определения……………………………………………………..3
2.История развития факторинга…………………………………………………………..6
3.Факторинг в Казахстане………………………………………………………………..10
4.Факоринг. Общие положения……………………………………………………13-34
4.1. Понятие и сущность факторинга…………………………………………13
4.2. Элементы договора факторинга…………………………………………..20
4.3. Функции факторинга……………………………………………………....26
4.4. Виды факторинга………………………………………………………......27
4.5. Факторинговые услуги.
Механизм факторингового обслуживания…………………………………34
5.Отличие факторинга от кредита………………………………………………………35
6.Преимущества факторинга…………………………………………………………....38
7.Факторинг в вопросах и ответах……………………………………………………...40
8.Пример договора факторинга…………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………………..55
Литература…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Основные термины
и определения…………………………………………………
2.История развития
факторинга……………………………………………………
3.Факторинг
в Казахстане………………………………………………
4.Факоринг.
Общие положения………………………………………
4.1. Понятие и сущность факторинга…………………………………………13
4.2. Элементы договора факторинга……
4.3. Функции факторинга………………………………
4.4. Виды факторинга………………………………………
4.5. Факторинговые услуги.
Механизм факторингового обслуживания…………………………………34
5.Отличие
факторинга от кредита………………………
6.Преимущества
факторинга……………………………………………………
7.Факторинг
в вопросах и ответах…………………………
8.Пример
договора факторинга……………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
С каждым годом роль договора факторинга, как на международном, так и на внутреннем рынке Казахстана возрастает.
Практически с самого своего возникновения после дефолта 1998-го рынок факторинга ежегодно удваивался. Доля рынка факторинга в ВВП европейских стран, по данным International Factors Group, в среднем составляет около 6%.Однако, если в начале своего развития никто просто не знал, что такое факторинг, то сейчас серьезной угрозой для дальнейшего развития становится то, что разные компании и банки под одним и тем же термином предлагают, по сути, разные услуги.
Если говорить о современном факторинге, то его история насчитывает всего пару десятков лет. Существует легенда, что первые факторинговые сделки были в Древней Месопотамии три тысячи лет тому назад, однако современный факторинг как таковой, как отрасль мировой экономики, а не как финансовая операция появился всего двадцать лет назад. Современный факторинг начинается с появлением первых факторинговых компаний, которые позиционируют себя как факторинговые компании, а не как отделы банков, как в истории с североамериканскими колониями, не как отдельные предприниматели, которые представляли интересы английских мануфактурщиков.
Все это говорит о том, что факторинг - это достаточно «молодой» финансовый инструмент. Имеются лишь некие общие базовые принципы, законодательная основа в Казахстане прописана не полностью и, соответственно, данное направление в ближайшем будущем будет представлять повышенный интерес cо стороны законодателей.
Фактор – компания, которая оказывает факторинговые услуги.
Факторинговая комиссия - вознаграждение факторинговой компании за оказание факторинговых услуг в виде процента от авансируемой суммы подлежащего возврату долга
Структура факторинговой комиссии - структура вознаграждения за оказание факторинговых услуг:
+ фиксированный сбор за обработку документов;
+ фиксированный
процент от оборота поставщика,
включающий в себя (а) оплату
услуг фактора и (б) премию
за принятые фактором
+ стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика.
Регресс – обратная переуступка денежного требования. Другими словами, случай, когда поставщик (клиент) возвращает деньги факторинговой компании/Инвойс-дискаунтеру при неоплате поставки со стороны покупателя/дебитора в определенные сроки (до 120 дней после наступления срока платежа по контракту).
Факторинг с регрессом – факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика (Вас в данном контексте). В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования.
Факторинг без регресса - риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании.
Дебиторская задолженность (дебиторка) – сумма долгов, причитающихся предприятию, организации или учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Другими словами, сколько денег Вам должны Ваши покупатели.
Инвойс-дискаунтинг – уступка дебиторской задолженности для получения финансирования
Инвойс-дискаунтер – компания, которая финансирует поставки под уступленную дебиторскую задолженность. Зачастую это банк, имеющий у себя отдел факторинга со штатом не более 10-15 человек.
История развития факторинга
Факторинг - это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности.
Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает "тот, кто делает".
Факторинг начал активно
развиваться в Англии в 14 веке, что
было непосредственно связано с
развитием текстильной
Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибутора товаров.
Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами "делькредере" немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Делькредере гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.
В Европе факторинг получил
развитие начиная с 50-х годов XX века.
Именно в этот период предприятия
стали все активнее применять
рассрочку платежа при
При этом поставщики сами испытывали
недостаток оборотных средств и
часто были финансово не способны
предоставить рассрочку платежа. Факторинг
явился своевременным ответом на
возникшую у поставщиков
Начиная примерно с середины
80-х годов факторинговая
В таблице 4 в Приложении представлены данные за 1998-2003 гг. об объемах рынка факторинга в разных странах мира. Первое место в 2003 году занимала Великобритания с объемом в 160 млрд. евро, на втором месте была Италия (132 млрд евро), далее - США (86 млрд. евро). Но по темпам роста лидировали Австралия и Океания (301,6%) и Европа (84,9%).
Показатель "отношение
факторингового оборота к ВВП"
позволяет оценить
Страны Восточной Европы за 1998-2003 гг. показали феноменальные темпы роста (434%), при этом необходимо учитывать крайне малые объемы факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода. В условиях недостаточной развитости экономических и правовых систем факторинг получил ряд преимуществ. Во-первых, для нормального функционирования факторингу не нужен хорошо работающий закон, защищающий права кредиторов. Права собственности на денежные требования при их переуступке полностью переходят к факторинговой компании, и поэтому при банкротстве предприятия не могут рассматриваться в качестве активов компании, подлежащих изъятию для удовлетворения требований кредиторов. Во-вторых, в условиях информационной непрозрачности факторинговые компании фактически выполняют функции кредитных бюро, которые также не развиты в этих странах, предоставляя своим клиентам информацию о платежеспособности их покупателей.
С середины ХХ века начал развиваться международный факторинг. В 1960 году появилась первая факторинговая ассоциация - International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей.