Факторинг в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

Практически с самого своего возникновения после дефолта 1998-го рынок факторинга ежегодно удваивался. Доля рынка факторинга в ВВП европейских стран, по данным International Factors Group, в среднем составляет около 6%.Однако, если в начале своего развития никто просто не знал, что такое факторинг, то сейчас серьезной угрозой для дальнейшего развития становится то, что разные компании и банки под одним и тем же термином предлагают, по сути, разные услуги.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………2
1.Основные термины и определения……………………………………………………..3
2.История развития факторинга…………………………………………………………..6
3.Факторинг в Казахстане………………………………………………………………..10
4.Факоринг. Общие положения……………………………………………………13-34
4.1. Понятие и сущность факторинга…………………………………………13
4.2. Элементы договора факторинга…………………………………………..20
4.3. Функции факторинга……………………………………………………....26
4.4. Виды факторинга………………………………………………………......27
4.5. Факторинговые услуги.
Механизм факторингового обслуживания…………………………………34
5.Отличие факторинга от кредита………………………………………………………35
6.Преимущества факторинга…………………………………………………………....38
7.Факторинг в вопросах и ответах……………………………………………………...40
8.Пример договора факторинга…………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………………..55
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

факторинг.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………2

1.Основные термины и определения……………………………………………………..3                                                                     

2.История развития  факторинга…………………………………………………………..6                                                                            

3.Факторинг  в Казахстане………………………………………………………………..10                                                                                       

4.Факоринг. Общие положения……………………………………………………13-34 

          4.1. Понятие и сущность факторинга…………………………………………13 

          4.2. Элементы договора факторинга…………………………………………..20 

          4.3. Функции факторинга……………………………………………………....26                                                                                

          4.4. Виды факторинга………………………………………………………......27                                                                                   

          4.5. Факторинговые услуги.

                Механизм факторингового обслуживания…………………………………34     

5.Отличие  факторинга от кредита………………………………………………………35                                                                            

6.Преимущества  факторинга…………………………………………………………....38                                                                                      

7.Факторинг  в вопросах и ответах……………………………………………………...40

8.Пример  договора факторинга…………………………………………………………46

   Заключение……………………………………………………………………………..55

   Литература……………………………………………………………………………...56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          С каждым годом роль договора факторинга, как на международном, так и на внутреннем рынке Казахстана возрастает.

Практически с  самого своего возникновения после  дефолта 1998-го рынок факторинга ежегодно удваивался. Доля рынка факторинга в ВВП европейских стран, по данным International Factors Group, в среднем составляет около 6%.Однако, если в начале своего развития никто просто не знал, что такое факторинг, то сейчас серьезной угрозой для дальнейшего развития становится то, что разные компании и банки под одним и тем же термином предлагают, по сути, разные услуги.

Если говорить о современном факторинге, то его  история насчитывает всего пару десятков лет. Существует легенда, что первые факторинговые сделки были в Древней Месопотамии три тысячи лет тому назад, однако современный факторинг как таковой, как отрасль мировой экономики, а не как финансовая операция появился всего двадцать лет назад. Современный факторинг начинается с появлением первых факторинговых компаний, которые позиционируют себя как факторинговые компании, а не как отделы банков, как в истории с североамериканскими колониями, не как отдельные предприниматели, которые представляли интересы английских мануфактурщиков.

Все это говорит  о том, что факторинг - это достаточно «молодой» финансовый инструмент. Имеются лишь некие общие базовые принципы, законодательная основа в Казахстане прописана не полностью  и, соответственно, данное направление в ближайшем будущем будет представлять повышенный интерес cо стороны законодателей.

 

 

 

 

 

Основные термины и определения

 
Факторинг - финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой  компании с целью:
- незамедлительного получения  большей части платежа; и
- гарантии полного погашения  задолженности; и
- снижения расходов по ведению  счетов.
Обычно клиентом является поставщик, уступающий факторинговой компании право получения платежа за поставленные товары или оказанные услуги.
Факторинговая компания сразу оплачивает клиенту от 70 до 90% требований в виде кредита, а остаток (за вычетом процента за кредит и факторинговой комиссии за услуги) предоставляется после взыскания всего долга.
Первоначально факторинг возник как  операция торговых посредников, а затем  приобрел форму кредитования.
Договор факторинга - договор, по которому одна сторона (банк или фактор-фирма) берет на себя обязательства:
- истребования с должников финансовых  средств по неоплаченным требованиям  клиента; и (одновременно)
- уплаты клиенту соответствующих  этим требованиям денежных сумм за вычетом своего вознаграждения.
Факторинговая компания - финансовая организация, которая кредитует  клиента и на основании полученных от клиента прав на дебиторскую задолженность, взыскивает долги с должника. Обычно услуги факторинга оказывают коммерческие банки или их дочерние структуры.
Факторинговая компания выступает  в качестве посредника-комиссионера между клиентом (кредитором) и его  должником.

Фактор – компания, которая оказывает факторинговые услуги.

Факторинговая комиссия - вознаграждение факторинговой компании за оказание факторинговых услуг в виде процента от авансируемой суммы подлежащего возврату долга

Структура факторинговой  комиссии - структура вознаграждения за оказание факторинговых услуг:

+ фиксированный  сбор за обработку документов;

+ фиксированный  процент от оборота поставщика, включающий в себя (а) оплату  услуг фактора и (б) премию  за принятые фактором ликвидный,  кредитный и процентный риски;

+ стоимость  кредитных ресурсов, необходимых  для финансирования поставщика.

Факторинговые операции - способ кредитования торговых операций на основе предварительной оплаты счетов банками-комиссионерами.

Регресс – обратная переуступка денежного требования. Другими словами, случай, когда поставщик (клиент) возвращает деньги факторинговой компании/Инвойс-дискаунтеру при неоплате поставки со стороны покупателя/дебитора в определенные сроки (до 120 дней после наступления срока платежа по контракту).

 

Факторинг с  регрессом – факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика (Вас в данном контексте). В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования.

Факторинг без регресса - риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании.

 

Дебиторская задолженность (дебиторка) – сумма долгов, причитающихся предприятию, организации или учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Другими словами, сколько денег Вам должны Ваши покупатели.

 

Инвойс-дискаунтинг – уступка дебиторской задолженности для получения финансирования

Инвойс-дискаунтер – компания, которая финансирует поставки под уступленную дебиторскую задолженность. Зачастую это банк, имеющий у себя отдел факторинга со штатом не более 10-15 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития факторинга

 

Факторинг - это  одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности.

Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает "тот, кто делает".

Факторинг начал активно  развиваться в Англии в 14 веке, что  было непосредственно связано с  развитием текстильной промышленности. В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции, факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями продукции. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

Основное отличие между  факторингом того времени и сегодняшним  заключается, пожалуй, лишь в том, что  фактор перестал нести функцию дистрибутора товаров.

Большое количество факторинговых  компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами "делькредере" немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Делькредере гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.

В Европе факторинг получил  развитие начиная с 50-х годов XX века. Именно в этот период предприятия  стали все активнее применять  рассрочку платежа при поставках  товаров своим контрагентам. Такая  практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп начал формироваться устойчивый "рынок покупателя", где покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Таким образом, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, что связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер (т.е. каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом) и не всегда возможно.

При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и  часто были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг  явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков.

Начиная примерно с середины 80-х годов факторинговая индустрия  демонстрировала самые высокие  темпы роста в финансовом секторе  мировой экономики. Объем переуступленной  дебиторской задолженности в 1998 году составил 456 млрд. евро, к 2003 году он уже достиг 760 млрд. евро, таким образом, рост составил более 160%. На сегодняшний день на рынке работают около тысячи компаний, расположенных в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Австралии и Африке. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%).

В таблице 4 в Приложении представлены данные за 1998-2003 гг. об объемах  рынка факторинга в разных странах  мира. Первое место в 2003 году занимала Великобритания с объемом в 160 млрд. евро, на втором месте была Италия (132 млрд евро), далее - США (86 млрд. евро). Но по темпам роста лидировали Австралия и Океания (301,6%) и Европа (84,9%).

Показатель "отношение  факторингового оборота к ВВП" позволяет оценить относительную  важность факторинга в финансовых системах различных стран мира: первые строчки  занимают Италия (11,9%), Кипр (20,7%), Великобритания (10,5%), Португалия (9,8%). В США (0,9%), Германии (1,6%), Австрии (1,2%) значение этого показателя значительно ниже. В России по данным FCI за 2003 год доля факторингового оборота в ВВП не превышала 0,1%.

Страны Восточной Европы за 1998-2003 гг. показали феноменальные  темпы роста (434%), при этом необходимо учитывать крайне малые объемы факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода. В условиях недостаточной развитости экономических и правовых систем факторинг получил ряд преимуществ. Во-первых, для нормального функционирования факторингу не нужен хорошо работающий закон, защищающий права кредиторов. Права собственности на денежные требования при их переуступке полностью переходят к факторинговой компании, и поэтому при банкротстве предприятия не могут рассматриваться в качестве активов компании, подлежащих изъятию для удовлетворения требований кредиторов. Во-вторых, в условиях информационной непрозрачности факторинговые компании фактически выполняют функции кредитных бюро, которые также не развиты в этих странах, предоставляя своим клиентам информацию о платежеспособности их покупателей.

С середины ХХ века начал  развиваться международный факторинг. В 1960 году появилась первая факторинговая ассоциация - International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей.

Информация о работе Факторинг в Казахстане