Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 07:16, дипломная работа
В данной работе будут описаны основные полномочия ФНС России в делах о банкротстве, права и обязанности, а так же сущность нормативных актов которыми руководствуется уполномоченный орган в процедурах применяемых в делах о банкротстве.
Введение
Глава 1. Правовой статус ФНС России в делах о несостоятельности (банкротстве)
1.1 Полномочия ФНС РФ в делах банкротстве
1.2. Взаимодействие ФНС России с другими структурами и третьими лицами.
Глава 2. Процессуальные особенности участия ФНС в делах о несостоятельности (банкротстве)
2.1. Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве)
2.2. Субъекты, в отношении которых инициируются процедуры несостоятельности (банкротства)
Глава 3. Банкротство в различных экономических сферах с участием уполномоченного органа
3.1. Банкротство градообразующих организаций
3.2. Банкротство финансовых организаций
3.2.1. Банкротство кредитных организаций
3.2.2. Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников и литературы
АНО ВПО ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
ВОЛГОГРАДСКИЙ КООПЕРТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра_______________________ Допущена к защите перед государственной аттестационной комиссией Зав. кафедрой _____________ Копьев А.В. «___»__________ 2012 г. |
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: Федеральная налоговая служба России,
как уполномоченный орган в делах о банкротстве
Слушателя Парамонова Алексея Олеговича Профессиональной переподготовки в сфере «Юриспруденция» Руководитель
_________ |
Волгоград 2014
Введение
Глава 1. Правовой статус ФНС России в делах о несостоятельности (банкротстве)
1.1 Полномочия ФНС РФ в делах банкротстве
1.2. Взаимодействие ФНС России с другими структурами и третьими лицами.
Глава 2. Процессуальные особенности участия ФНС в делах о несостоятельности (банкротстве)
2.1. Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве)
2.2. Субъекты, в отношении
которых инициируются
Глава 3. Банкротство в различных экономических сферах с участием уполномоченного органа
3.1. Банкротство градообразующих организаций
3.2. Банкротство финансовых организаций
3.2.1. Банкротство кредитных организаций
3.2.2. Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение.
В любой стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Банкротство для нашей страны - необходимое явление в сфере экономических отношений, это институт правового регулирования предпринимательских отношений. Институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений.
Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, гражданско-процессуального права, административного права и уголовного права.
Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим предприятиям, организациям и добросовестным предпринимателям реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. Однако банкротство может быть использовано в неправомерных целях, что представляет собой преднамеренное (умышленное, фиктивное) объявление предприятия банкротом для того, чтобы скрыть «перекачивание» денег, ограбление вкладчиков и другие финансовые преступления.
Существующая до 2002 г. в России нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей.
В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления, как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. В такой ситуации предпринимателям не остается ничего иного, как инициировать процедуру банкротства, либо ожидать пока ее инициирует кредитор или государство в лице своего уполномоченного органа. Стоит отметить, что во втором случае последствия для руководителя организации либо индивидуального предпринимателя будут более тяжелыми. Но об этом позже.
Итак, единственным инструментом ликвидации организаций имеющих задолженность по денежным обязательствам или обязательным платежам является инициирование процедур банкротства.
Сразу необходимо отметить, что в данной работе будет рассматриваться проведение процедуры банкротства с точки зрения и позиции государства, а это в свою очередь указывает, что нас интересует именно задолженность по обязательным платежам.
В настоящее время основным документом, регулирующим процедуры банкротства, является Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) в его многочисленных редакциях. В этом же законе указывается, что уполномоченным органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Таким образом, из всего вышеуказанного можно сделать вывод о том, что основным представителем государства, которому делегировано право по защите своих требований в суде, является Федеральная налоговая служба в лице своих территориальных представителей.
Однако, ФНС не единственная служба осуществляющая представление интересов государства. В той или иной мере в процедурах банкротства принимают участие Федеральная регистрационная служба, органы местного самоуправления различных уровней, Федеральная таможенная служба, а так же иные органы, осуществляющие в основном надзорные функции.
В данной работе будут описаны основные полномочия ФНС России в делах о банкротстве, права и обязанности, а так же сущность нормативных актов которыми руководствуется уполномоченный орган в процедурах применяемых в делах о банкротстве.
Глава 1. Правовой статус ФНС России в делах о несостоятельности (банкротстве)
Основным внутренним документом определяющим полномочия ФНС РФ в делах о банкротстве является порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России утвержденный Приказом от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/663@.
Основным документом, делегирующим полномочия ФНС РФ является постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве".
Как было указано выше данное постановление предоставляет ФНС РФ осуществлять полномочия уполномоченного органа в делах о несостоятельности, а следовательно представлять интересы государства.
Поскольку уполномоченный орган обладает, теми же правами и обязанностями, что и другие кредиторы, а осуществление полномочий проводиться централизованно и однообразно, разграничение полномочий является необходимостью.
Фигура кредитора наряду с должником и арбитражным управляющим является одной из ключевых в процессе несостоятельности. Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Согласно Закону о банкротстве участниками конкурсного процесса могут стать только кредиторы с денежными требованиями.
В зависимости от статуса субъекта и характера требования кредиторы делятся на конкурсных (активных) и неконкурсных (пассивных). Конкурсными признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
По смыслу Закона о банкротстве статус кредиторов по денежным обязательствам, не включаемых в число конкурсных, совершенно различен. Если учредители (участники) юридических лиц лишены права предъявлять какие-либо требования к должнику в процессе его банкротства, то требования, например, граждан по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью, напротив, признаются привилегированными, подлежащими удовлетворению в первую очередь и не подпадающими под действие моратория в ходе внешнего управления.
По Закону 2002 г. полномочия налоговых и иных уполномоченных государственных органов аналогичны правам конкурсных кредиторов. Прежде госорганы в части уплаты обязательных платежей приравнивались к конкурсным кредиторам лишь по двум основаниям: 1) возможность обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом; 2) участие с правом голоса в первом собрании кредиторов. Все последующие собрания кредиторов, а также формирование комитета кредиторов проходили без их участия.
Еще одним критерием классификации может служить обстоятельство, является или нет кредитор инициатором процесса банкротства. В зависимости от этого бывают кредиторы-заявители (как один, так и группа кредиторов) и не заявители. И те и другие имеют в конкурсном процессе одинаковые права. Кредитор-заявитель при обращении в суд должен оплатить государственную пошлину, а также приложить к заявлению указанные в Законе документы.
В зависимости от порядка удовлетворения требований различают очередных и не очередных кредиторов. Требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке установленной Законом очередности. Не очередные кредиторы - те, чьи требования удовлетворяются не по соразмерности, а по возможности должника. Не очередные требования, в свою очередь, подразделяются на внеочередные (например, судебные расходы, выплаты арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи и др.) и послеочередные (удовлетворяются после погашения всех очередных требований, например, убытки в виде упущенной выгоды).
1.2. Взаимодействие
ФНС России с другими
Система налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с прочими органами государственной власти.
Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:
ФНС и МВД Приказ МНС России и МВД России от 08.07.2004 № САЭ-3-09/416/419 «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
ФНС и Федеральная таможенная служба - повышение эффективности администрирования в установленных сферах деятельности путем совершенствования информационного обмена и организации оперативного взаимодействия при проведении налоговых и таможенных проверок, в том числе при проведении таможенного контроля после выпуска товаров Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба подписали соглашение о сотрудничестве от 14 июля 2005 года;
ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - информационный обмен Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 05.10.2004 № САЭ-3-21/511/П/57 «Об утверждении Временного соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам»;
ФНС и Государственный комитет Российской Федерации по статистке - при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде Приказ Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики от 18.01.2008 № 5/ММ-3-11/14@ «О совершенствовании информационного взаимодействия Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы»;
ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации - при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде Распоряжение от 30.12.2003 года № 310/183р "Об утверждении Порядка взаимодействия МНС России и Пенсионного фонда Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде";
ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде Соглашение по информационному взаимодействию между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Федеральной налоговой службой от 06.09.2005 № 4259/20-1/САЭ-27-05/5;