Федеральная налоговая служба России, как уполномоченный орган в делах о банкротстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 07:16, дипломная работа

Описание работы

В данной работе будут описаны основные полномочия ФНС России в делах о банкротстве, права и обязанности, а так же сущность нормативных актов которыми руководствуется уполномоченный орган в процедурах применяемых в делах о банкротстве.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовой статус ФНС России в делах о несостоятельности (банкротстве)
1.1 Полномочия ФНС РФ в делах банкротстве
1.2. Взаимодействие ФНС России с другими структурами и третьими лицами.
Глава 2. Процессуальные особенности участия ФНС в делах о несостоятельности (банкротстве)
2.1. Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве)
2.2. Субъекты, в отношении которых инициируются процедуры несостоятельности (банкротства)
Глава 3. Банкротство в различных экономических сферах с участием уполномоченного органа
3.1. Банкротство градообразующих организаций
3.2. Банкротство финансовых организаций
3.2.1. Банкротство кредитных организаций
3.2.2. Банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Банкротство.docx

— 74.97 Кб (Скачать файл)

Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка.

Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Особенностью несостоятельности (банкротства) кредитных организаций является также ограничение процедур банкротства, применяемых к этой категории должников. Арбитражным судом может быть вынесено только решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства или об отказе в признании кредитной организации банкротом.

Данное ограничительное правило продиктовано спецификой деятельности кредитных организаций: отзыв лицензии у банка или иной кредитной организации означает невозможность для последней осуществлять какие-либо банковские операции. Технически это выражается в прекращении всех приходных и расходных операций по банковским и внебалансовым счетам такой кредитной организации. При таких условиях исключается какая-либо возможность восстановления платежеспособности кредитной организации, в том числе и с помощью процедур финансового оздоровления, внешнего управления или мирового соглашения.

Следовательно, у арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, отсутствует выбор различных судебных актов, которые могут быть приняты последним по результатам рассмотрения дела. При наличии признаков банкротства должно быть принято решение о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства, при отсутствии таких признаков - решение об отказе в признании кредитной организации банкротом. В последнем случае кредитная организация подлежит ликвидации в обычном порядке.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено несколько специальных правил, касающихся существенных особенностей проведения конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций.

Во-первых, в течение десяти дней с момента получения определения арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего Банк России должен открыть ему счет. На этот счет, открытый конкурсному управляющему в Банке России, в короткий срок (десять дней) должны быть перечислены остатки денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации, признанной арбитражным судом банкротом, а также со всех остальных счетов этой кредитной организации, открытых в иных банках и кредитных организациях. На этот же счет должны быть перечислены все иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные последней в Банке России.

Во-вторых, объявление о банкротстве кредитной организации должно быть опубликовано конкурсным управляющим за счет должника не только в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", но и в "Вестнике Банка России", а также в средствах массовой информации по месту нахождения кредитной организации.

В-третьих, после составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий должен составить промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. По окончании конкурсного производства составляется также ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс конкурсный управляющий должен представить Банку России.

В-четвертых, имеется определенная особенность и в порядке удовлетворения требований кредиторов первой очереди: в приоритетном порядке подлежат удовлетворению требования граждан-вкладчиков по договорам банковского вклада и банковского счета; требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; требования Федерального фонда обязательного страхования вклада.

В-пятых, ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций соответствующей записи о ликвидации кредитной организации.

Проанализировав банковский рынок в период кризиса, можно сделать вывод, что к концу 2008 года многие кредитные организации страны столкнулись с уменьшением ликвидности в больших объемах, вызванное влияние финансового кризиса. В связи с чем, они были вынуждены искать инвесторов, которые бы купили активы банка. Такая ситуация наблюдалась во многих регионах страны. По результатам такой деятельности, некоторые кредитные организации смогли сохранить свой юридический статус, другие же были поглощены более крупными банковскими учреждениями.

Например, Альфа-банк купил банк «Северная казна», другой банк Свердловской области - Банк 24.ру, испытывавший финансовые затруднения, вошел в состав финансовой группы "Life", возглавляемой московским Пробизнесбанком. Также, СКБ-банк присоединил к себе Свердловский губернский банк, который, не смотря на это, не лишился статуса юридического лица.

Из этого можно сделать вывод, что собственники банков стремятся не прибегать к процедуре банкротства, заменяя эту процедуру оздоровления другой – процедурой поглощения.

 

3.2.2. Банкротство  профессиональных участников рынка  ценных бумаг.

 

Особенности процедур банкротства, установленные _ст. 187 Закона о банкротстве, подлежат применению в том случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено арбитражным судом в отношении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг, т.е. лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, предусмотренную ст.3 - 9 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г., на основании лицензий, выданных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее ФКЦБ). В эту категорию не попадают банки и иные кредитные организации, хотя и осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

В дополнение к лицам, указанным в ст.31 Закона о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг участвует ФКЦБ, которая является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг. Порядок выдачи таких аттестатов должен быть установлен ФКЦБ.

Арбитражный управляющий направляет клиентам профессионального участника, в котором предлагает дать распоряжения о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Ограничение совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги при применении процедур банкротства, за исключением конкурсного производства, не распространяются на ценные бумаги его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника профессионального участника рынка ценных бумаг банкротом влечет открытие в отношении его конкурсного производства. Последствия открытия конкурсного производства изложены в гл.VI Закона о банкротстве. Имущество, хотя и находящееся в распоряжении должника - профессионального участника рынка ценных бумаг (деньги, ценные бумаги), но принадлежащее на праве собственности его клиентам, не включается в конкурсную массу и не может быть использовано для расчетов с кредиторами. Принадлежность указанного имущества клиентам определяется конкурсным управляющим. Во-первых, по заявлениям клиентов на основании документов, подтверждающих права собственности; во-вторых, на основе данных внутреннего учета профессионального участника рынка ценных бумаг, который обязан вести раздельный учет собственного имущества и имущества, принадлежащего его клиентам (постановление ФКЦБ от 26 ноября 1996 г. N 21 "Об утверждении Временного положения об учетных регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг").

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении или во владении должника, на хранении и /или учете у него, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированные организаторами торгов или клиринговыми организациями.

Внешний управляющий либо конкурсный управляющий в процессе исполнения ими своих обязанностей устанавливают принадлежность ценных бумаг и иного имущества, хотя и находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, но принадлежащих его клиентам, и, по общему правилу, осуществляют возврат этих ценных бумаг и иного имущества клиентам. Однако поскольку бизнес профессионального участника зачастую зависит от наличия клиентуры, Закон позволяет внешнему либо конкурсному управляющему попытаться договориться с клиентами, с тем, чтобы сохранить бизнес. Особенно это актуально во внешнем управлении. В том числе возможна ситуация, когда внешний управляющий с согласия клиентов передает ценные бумаги и иное имущество клиентов в управление другой организации - профессионального участника рынка ценных бумаг.

Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, возврат указанных ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов.

Если внешнему либо конкурсному управляющему не удалось договориться с клиентами и имеющихся в наличии у должника ценных бумаг одного вида недостаточно для удовлетворения требований клиентов, такие ценные бумаги возвращаются клиентам пропорционально требованиям последних. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами, которые погашаются в числе требований пятой очереди в порядке, установленном гл.4 Закона о банкротстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Законодательство о банкротстве должно способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно: досудебную санацию, возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса; а так же иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей.

Проанализировав закон, можно заключить, что сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур: наблюдения - процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника; внешнего управления - процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему; конкурсного производства - процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке имущества должника.

Введение процедур банкротства позволяет отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок, посредством антикризисного управления.

Информация о работе Федеральная налоговая служба России, как уполномоченный орган в делах о банкротстве