Фирменное наименование и порядок реализации права на него

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.
Задачами исследования данной темы являются:
– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;
– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по гражданскому праву-4.docx

— 71.40 Кб (Скачать файл)

На наш  взгляд, позицию законодателя нельзя считать ни ошибочной, ни противоречивой. Она нечетко сформулирована, что  характерно для современной практики нормотворчества.

Как было отмечено выше, индивидуальный предприниматель может использовать не только "чужое", но и "свое" фирменное наименование. В последнем  случае право на индивидуализацию предпринимателя  как участника гражданских правоотношений возникает в силу п.3 ст.23 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской  деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила  ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими  организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или  существа правоотношения.

Что касается существа правоотношения, то оно, прежде всего, должно характеризоваться  как предпринимательское. А на предпринимателей и отношения с их участием распространяется особый правовой режим.

Особого правового режима требует и индивидуализация гражданина, осуществляющего предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, поскольку указанный гражданин  является особым субъектом гражданского права, что, по справедливому замечанию  В.Ф. Попондопуло, "определяет необходимость  предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя" [17, с.97]. Традиционный режим индивидуализации, обеспечивающий возможность выступления в гражданском обороте под собственным именем (п.1 ст. 19 ГК РФ), хотя и пригоден для целей занятия предпринимательством, однако не способен придать личности гражданина должную степень индивидуализации, свидетельствующую о том, что данный гражданин является предпринимателем. П.П. Цитович утверждал: "Фирма - имя и торговца и его торговли"[18, с.95]. Исходя из этой формулы, являющейся, на наш взгляд, наиболее точным определением существа фирменного наименования, собственное имя гражданина, включающее фамилию, имя, а также отчество, ни в малейшей степени не характеризует сферу его возможных предпринимательских усилий, его бизнес. Поэтому трудно согласиться с А.П. Сергеевым, полагающим, что "в самом деле, предоставление индивидуальному предпринимателю права на пользование особым фирменным наименованием было бы излишней мерой, так как его индивидуализация в гражданском обороте вполне обеспечивается тем, что он выступает в нем под своим собственным именем"[10, с.126].

Приведенные выше соображения в полной мере касаются и главы крестьянского (фермерского) хозяйства, признаваемого по закону предпринимателем (п.2 ст.23 ГК РФ), что  влечет в отношении его предпринимательской  деятельности применение правил ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических  лиц, являющихся коммерческими организациями.

Известные препятствия сугубо формального (не доктринального) свойства к обладанию  индивидуальным предпринимателем фирменным  наименованием созданы продекларированной в ст.54 ГК РФ регистрационной моделью  возникновения исключительного  права на фирму, которая порочна, по меньшей мере, в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, наличие института специальной  регистрации противоречит международным  обязательствам РФ, вытекающим из ст.8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Во-вторых, регистрационная модель только заявлена, но не реализована посредством специальных  правил о регистрации фирменных  наименований. На практике используется схема опосредованной фиксации фирменных  наименований коммерческих организаций  в процессе государственной регистрации  юридических лиц, т.е. отмененная модель регистрации фирменных наименований "путем включения в государственный  реестр юридических лиц".

Что касается возможности индивидуального предпринимателя  выступать в роли правообладателя  по договору коммерческой концессии (п.2 ст.1028 ГК РФ) и быть носителем исключительного  права на фирменное наименование, то данное обстоятельство никем, как  правило, во внимание не принимается.

Индивидуальному предпринимателю отказано даже в  возможности включения его фирменного наименования в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей[19], т.е. в возможности участия в весьма сомнительной с правовой точки зрения схеме "регистрации в установленном порядке".

Следует подчеркнуть, что законодательство ряда зарубежных стран, например Германии и Японии, устанавливает обязанность  выступления под фирменным наименованием  и индивидуальных предпринимателей.

Так, согласно § 18 Германского торгового уложения коммерсант, ведущий дело без товарища или с негласным товарищем, должен обозначать для своей фирмы свою фамилию или хотя бы одно из своих  имен.

 

 

2.2  Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования.

Как уже отмечалось, фирменные наименования регистрируются в процессе государственной  регистрации юридических лиц, порядок  которой регулируется Законом о  госрегистрации юрлиц.

Под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в Государственный  реестр сведений о создании, реорганизации  и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах  в соответствии с Федеральным  законом.

Уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную  регистрацию юридических лиц, является Министерство РФ по налогам и сборам (ныне - Федеральная налоговая служба (ФНС РФ)). ФНС РФ действует на основании  Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 [20]. ФНС РФ организует работу единых регистрационных центров, создание которых допускается в городах с численностью населения не ниже 1 млн. человек.

Ключевым  элементом системы государственной  регистрации юридических лиц  является ЕГРЮЛ наряду с иными  государственными реестрами, используемыми  при осуществлении государственной  регистрации создания, реорганизации  и ликвидации юридических лиц, который  является федеральным информационным ресурсом, находящимся по смыслу ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[21] в собственности РФ.

ЕГРЮЛ ведется на бумажных и электронных  носителях. При несоответствии между  записями на бумажных и электронных  носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных  реестров.

Требования к содержанию ЕГРЮЛ  сформулированы в ст.5 Закона о госрегистрации юрлиц, согласно которой в ЕГРЮЛ  содержатся, в частности, сведения о  полном и (в случае если имеется) сокращенном  наименовании, в том числе фирменном  наименовании для коммерческих организаций  на русском языке. В случае если в  учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов РФ или  иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается  наименование юридического лица также  и на этих языках.

Записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании  документов, представленных при государственной  регистрации. Запись о фирменном  наименовании вносится на основании  данных о юридическом лице, содержащихся в подлиннике или засвидетельствованной  в нотариальном порядке копии  учредительных документов юридического лица.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих  дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту  нахождения указанного учредителями в  заявлении о государственной  регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать  от имени юридического лица без доверенности.

Документы представляются в регистрирующий орган  непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной  ценностью при его пересылке  и описью вложения. Требования к  оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены  Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 "Об утверждении  форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной  регистрации документов, используемых при государственной регистрации  юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей"[22].

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного  лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При государственной регистрации  юридического лица заявителями могут  являться, в частности, следующие  физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого  юридического лица или иное лицо, имеющее  право без доверенности действовать  от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

иное лицо, действующее на основании  полномочия, предусмотренного федеральным  законом, или актом специально уполномоченного  на то государственного органа, или  актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов для  осуществления государственной  регистрации юридического лица является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении  документов с указанием перечня  принятых от него документов и даты их получения регистрирующим органом  в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно  заявителем. При этом расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении  в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому  адресу с уведомлением о вручении.

Особенности государственной регистрации  юридических лиц при их создании и юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, установлены  соответственно гл. IV и V Закона о госрегистрации юрлиц.

При государственной регистрации  создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме Р11001. В заявлении подтверждается, что:

представленные учредительные  документы соответствуют установленным  законодательством РФ требованиям  к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

сведения, содержащиеся в этих учредительных  документах, иных представленных для  государственной регистрации документах, достоверны;

при создании юридического лица соблюден установленный для юридических  лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в  том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом  случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного  документа в соответствии с законодательством  РФ;

учредительные документы юридического лица;

выписка из реестра иностранных  юридических лиц соответствующей  страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

документ об уплате государственной  пошлины в установленном размере.

При государственной регистрации  юридического лица, создаваемого путем  реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие  документы:

подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (по форме 12001). В заявлении подтверждается, что:

учредительные документы, созданных путем реорганизации юридических лиц, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

сведения, содержащиеся в этих учредительных  документах и заявлении о государственной  регистрации, достоверны;

передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов;

все кредиторы реорганизуемого  лица уведомлены в письменной форме  о реорганизации и в установленных  законом случаях вопросы реорганизации  юридического лица согласованы с  соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

учредительные документы каждого  вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные  в нотариальном порядке копии);

решение о реорганизации юридического лица;

договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

передаточный акт или разделительный баланс;

документ об уплате государственной  пошлины в установленном размере.

Согласно п.4 ст.9 Закона о госрегистрации юрлиц перечень указанных выше документов является исчерпывающим.

В соответствии со ст.11 указанного Закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей  записи в Государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной  регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Государственный реестр.

Информация о работе Фирменное наименование и порядок реализации права на него