Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.
Задачами исследования данной темы являются:
– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;
– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Форма решения о государственной регистрации юридического лица не содержит реквизита, указывающего на фирменное наименование подлежащего регистрации юридического лица.
Регистрирующий орган не позднее
одного рабочего дня с момента
государственной регистрации
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"[23] часть сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, подлежит публикации. Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ " Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации"[24, с.16] установлено, в частности, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации", а также размещаются в сети Интернет на официальном сайте ФНС России. Указанные сведения предоставляются Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных. В состав сведений, предоставляемых для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации", сведения о фирменных наименованиях зарегистрированных юридических лиц не входят.
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Совпадая по основным параметрам с указанными характеристиками, право на фирму между тем несет в себе некоторые особенности и дополнительные черты, которые отличают его от исключительных прав на иные средства индивидуализации. Рассмотрим эти особенности подробнее.
Абсолютный характер исключительного права на фирменное наименование, предполагающий юридическую монополию на его использование в качестве средства индивидуализации участника гражданского оборота, оказывается ослабленным вследствие пробелов в правовом регулировании. Эффект ослабления юридической монополии вызван отсутствием запрета на участие коммерческих организаций в гражданском обороте под одними и теми же фирменными наименованиями. Явление подобного рода, по мнению специалистов, имеет объективные основания, поскольку следование классическим канонам, на которых покоится модель абсолютных прав, и отстаивание "юридической чистоты" фирмы может породить, по словам А.П. Сергеева, "множество трудноразрешимых споров и приведет к большим непроизводительным затратам"[7, с.21]. Одной из причин невозможности реализации безусловного запрета на использование различными юридическими лицами одного и того же или сходного фирменного наименования А.П. Сергеев называет объективную "ограниченность круга тех специальных наименований, которые входят в охраняемую законом фирму, и огромного числа предпринимателей"[7, с.22].
По нашему мнению, особых препятствий
для следования принципам классической
юридической монополии не существует.
Недоработки законодателя не могут
быть оправданы объективными причинами,
порождаемыми скудостью лексических
возможностей русского языка и наличием
большого количества предпринимателей.
Одним из вариантов разрешения проблемы
могло бы быть решение законодателя
о включении в структуру
По территории действия право на фирменное наименование имеет силу не только в пределах РФ, но и, согласно ст.8 Парижской конвенции, во всех странах - участницах этой Конвенции. Равным образом на территории РФ подлежат правовой охране фирменные наименования иностранных юридических лиц. Что касается фирменных наименований индивидуальных предпринимателей, признаваемых законодательством ряда зарубежных стран, в том числе стран - участниц Парижской конвенции, то этот вопрос достаточно спорный в части правовой охраны таких наименований на территории РФ.
На наш взгляд, никакой трансформации не происходит, и иностранный индивидуальный предприниматель в силу экстерриториального характера действия права на фирму, провозглашенного в ст.8 Парижской конвенции, пользуется национальным режимом использования своего фирменного наименования на территории РФ.
Право на фирму представляет собой
абстрактную возможность
Право на фирму - это не что иное, как исключительное имущественное право на использование фирменного наименования, т.е. юридическая возможность монопольного применения зарегистрированной в установленном порядке фирмы. Имущественный характер исключительного права на использование фирменного наименования подтверждается возможностью его передачи, которая закреплена в п.12 Положения о фирме, согласно которому такая передача может иметь место одновременно с передачей самого предприятия. Формы передачи предприятия указанное Положение не оговаривает, однако по смыслу ст.132 ГК РФ в качестве таковых могут рассматриваться купля-продажа, залог, аренда, доверительное управление.
Исключительное право на использование
фирменного наименования возникает
у коммерческой организации с
момента специальной
Правомочие использования
Фирменное наименование может использоваться
и посредством его включения
в качестве неохраняемого элемента
в товарный знак, зарегистрированный
на имя лица, имеющего право использовать
такое фирменное наименование. При
этом действует правило п.3 ст.7 Закона
о товарных знаках, согласно которому
не могут быть зарегистрированы в
качестве товарных знаков обозначения,
тождественные охраняемому в
РФ фирменному наименованию (его части)
в отношении однородных товаров,
право на которое в РФ возникло
у иных лиц ранее даты приоритета
регистрируемого товарного
Таким образом, под использованием фирменного наименования следует понимать как фактическое применение наименования, т.е. его размещение на товаре, в том числе в качестве элемента товарного знака, или его упаковке, так и номинальное оповещение о нем в текстах договоров, вывесок, объявлений и т.п.
При этом и фактическое применение,
и номинальное оповещение должны
иметь место в отношении
Действующее законодательство о фирменных
наименованиях не содержит требований
о юридически значимом объеме использования
фирмы, несмотря на то что действия
по использованию являются обязанностью
фирмовладельца. Можно предположить,
что для признания факта
Исключительное право на использование фирменного наименования имеет свои предметные границы. Демаркация последних может быть осуществлена по различным основаниям, а именно: по количеству субъектов, управомоченных на использование фирменного наименования, и по количеству предприятий, находящихся у управомоченного лица в собственности или на основании иного права.
Очерчивая круг управомоченных субъектов,
необходимо исходить из принципа юридической
монополии, присущей режиму исключительного
права, которым наделен фирмовладелец.
Из этого принципа следует общее
правило "одно юридическое лицо -
одна фирма". Данное правило действует
с известными исключениями, которые
привнесены нормами закона, регулирующими
отношения по поводу коммерческой концессии.
В рамках концессионных отношений
правообладатель (фирмовладелец) может
предоставить фирменное наименование
в составе комплекса
Еще один случай множественности лиц, использующих одно и то же наименование, приводится А.П. Сергеевым, допускающим "появление в обороте и нескольких юридических лиц, действующих под одним и тем же названием, которым раньше пользовалось прекращенное в результате разделения юридическое лицо"[7, с.31]. Это, по мнению А.П. Сергеева, "возможно только тогда, когда, во-первых, они намерены действовать на разных участках рынка, и, во-вторых, это не создает затруднений для других участников оборота"[7, с.22].
Что касается количества предприятий
(как имущественных комплексов)
Аргументом в пользу отрицательного
ответа на поставленный вопрос может
служить правило, согласно которому
доверительный управляющий
Вместе с тем, как представляется, не существует препятствий для применения фирменного наименования учредителя доверительного управления на товарах и их упаковках, производимых на базе имущественного комплекса, находящегося в доверительном управлении.
Право на фирменное наименование действует
бессрочно, а точнее, в период жизненного
цикла деятельности фирмовладельца.
По общему правилу право на использование
фирменного наименования прекращается
с момента ликвидации коммерческой
организации, которую оно
В литературе называются и специфические основания, по которым право на фирменное наименование прекращается и при существовании организации, которую оно индивидуализировало.
Так, А.П. Сергеев выделяет четыре основания, по которым право на фирму может прекратиться досрочно:
при отказе фирмовладельца от права пользования конкретным фирменным наименованием;
при переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования;
при реорганизации юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда и должно изменить свое фирменное наименование;
по решению суда ввиду несоответствия фирменного наименования требованиям закона или нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц [10, с.144].
Рассмотрим указанные
Отказ фирмовладельца от исключительного права на использование принадлежащего ему фирменного наименования следует расценивать как аналог отказа гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащее ему имущество, допускаемый ст.236 ГК РФ. Очевидно, что указанный отказ фирмовладельца должен сопровождаться актом публичного оповещения об этом. При этом возникают два вопроса, решить которые необходимо в целях предотвращения негативных последствий отказа от права на использование фирмы.
Информация о работе Фирменное наименование и порядок реализации права на него