Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.
Задачами исследования данной темы являются:
– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;
– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Первый вопрос связан с тем, что,
отказавшись от указанного права, коммерческая
организация не утрачивает обязанности
иметь фирменное наименование. Поэтому
условием отказа от права на использование
должна быть регистрация нового фирменного
наименования. При этом отказ от
права на использование сам по
себе не должен влечь автоматического
прекращения такого права до момента
регистрации нового фирменного наименования.
Процедурно вопрос о замене фирменного
наименования на другое решается в
порядке регистрации изменений,
вносимых в учредительные документы
юридического лица, и внесения изменений
в сведения о юридическом лице,
содержащиеся в ЕГРЮЛ (ст.17 Федерального
закона "О государственной
Второй вопрос касается судьбы прежнего фирменного наименования, право, на использование которого прекращено вследствие отказа от него фирмовладельца. В литературе существует точка зрения, согласно которой "подобные фирменные наименования могут быть избраны для своего обозначения любыми заинтересованными в этом участниками оборота"[14, с. 145]. Действительно, действующее законодательство не запрещает подобный "захват" отказной фирмы, если только он не влечет нарушения правил о недобросовестной конкуренции и не вводит потребителей в заблуждение. И здесь следует согласиться с А.П. Сергеевым в том, что "указанные действия должны рассматриваться как злоупотребление правом и недобросовестная конкуренция со всеми вытекающими отсюда последствиями"[10, с.146].
Переход имущественного комплекса организации к новому владельцу без фирменного наименования также влечет прекращение права на фирму. Указанное прекращение будет иметь место, когда прежний владелец предприятия прекращает всякую деятельность и не участвует более в гражданском обороте. В данном случае действует правило п.13 Положения о фирме, согласно которому право на фирму прекращается с переходом предприятия к новому владельцу, за исключением случаев, предусмотренных в ч.2 п.12 указанного Положения. Исключения состоят в том, что в случае перехода предприятия к новому владельцу последний может пользоваться фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственность связи.
Вопрос
о судьбе права на использование
фирменного наименования при реорганизации
юридического лица - фирмовладельца исследован
в юридической литературе весьма
обстоятельно. Очевидно, что установленные
гражданским законодательством
формы реорганизации
Согласно
ст.57 ГК РФ реорганизация юридических
лиц может быть осуществлена путем:
слияния нескольких организаций
в одну новую, присоединения одного
юридического лица к другому юридическому
лицу, разделения одного юридического
лица на несколько новых юридических
лиц, выделения из состава юридического
лица других юридических лиц, преобразования
юридического лица в иную организационно-правовую
форму юридического лица. По общему
правилу при реорганизации
В процессе слияния юридических
лиц - фирмовладельцев права и
обязанности каждого из них переходят
к вновь возникшему лицу в соответствии
с передаточным актом. В литературе
называются три варианта решения
вопроса о фирменном
соединение фирменных
избрание нового фирменного наименования, которое ни одним из сливающихся юридических лиц ранее не использовалось;
продолжение
пользования фирменным
Представляется, что наиболее оптимальными вариантами следует признать выбор нового фирменного наименования либо оставление наиболее известного из прежних наименований. При этом как то, так и другое должны быть зарегистрированы в процессе государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Соединение фирменных наименований в единое целое - занятие явно бесперспективное, поскольку правила построения фирменных наименований подобного соединения не допускают.
В процессе присоединения юридического
лица - фирмовладельца к другому
юридическому лицу к последнему переходят
права и обязанности
В процессе разделения юридического лица - фирмовладельца права и обязанности последнего переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В данном случае могут быть использованы следующие варианты решения судьбы фирменного наименования:
во-первых, прежнее фирменное наименование может быть оставлено по соглашению участников процесса разделения либо по решению суда за одним из вновь возникших юридических лиц. В этом случае право на использование фирменного наименования не прекращается.
во-вторых, вновь возникшие юридические лица могут выбирать для себя новые фирменные наименования. В этом случае право на использование прежнего фирменного наименования, принадлежащее юридическому лицу, подлежащему разделению, прекращается.
В литературе предлагается еще один вариант решения судьбы фирменного наименования при разделении юридического лица - фирмовладельца. Этот вариант, предлагаемый А.П. Сергеевым, можно условно назвать "клонированием фирмы".
Его суть состоит в том, что вновь возникшие юридические лица продолжают действовать в гражданском обороте под одним и тем же наименованием, которым ранее пользовалось юридическое лицо, подвергнутое процедуре разделения[28, с.19]. Однако такой вариант может применяться только в исключительных случаях и лишь при условии осуществления вновь возникшими юридическими лицами предпринимательской деятельности на разных сегментах рынка или на разных территориях.
В процессе выделения из состава
юридического лица - фирмовладельца одного
или нескольких юридических лиц
к каждому из них переходят
права и обязанности
В процессе преобразования юридического
лица - фирмовладельца одного вида в
юридическое лицо другого вида, т.е.
в процессе изменения организационно-
В литературе
между тем высказываются
В то же время, если следовать весьма спорной позиции, занятой ВАС РФ в письме от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике"[9, с.24], несмотря на изменение организационно-правовой формы, юридическое лицо, возникшее в результате преобразования, может пользоваться прежней фирмой в силу того, что оно существует в иной организационно-правовой форме.
При определении судьбы права на
использование фирменных
Особенности слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования
унитарных предприятий
По общему правилу не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (например, ст.34 Закона об унитарных предприятиях, ст.17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[31], абз.2 п.1 ст.121 ГК РФ).
Право на использование фирменного наименования может прекратиться в принудительном порядке по решению суда. Основания, по которым происходит такое прекращение, могут быть самыми разными. Их следует разделить на две группы. Первая группа оснований относится к принудительному запрету на пользование конкретным фирменным наименованием, например в связи с его несоответствием требованиям действующего законодательства или по причине введения в заблуждение потребителей.
Вторая группа оснований относится к принудительной реорганизации или принудительной ликвидации юридического лица - фирмовладельца.
Заключение
Фирменным наименованием признается
наименование юридического лица, являющегося
коммерческой организацией, под которым
оно выступает в коммерческом
обороте. Это наименование - обязательный
атрибут учредительных
Общие правила о фирменном
Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. В его структуру включены две основные составляющие: сведения об организационно - правовой форме юридического лица, объем которых конкретизируется в соответствующих нормативных актах (в частности, для определенных видов организаций требуется указание предмета деятельности, других характеристик), и собственно наименование. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п.
Фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица отнесено ГК РФ к объектам интеллектуальной собственности. Исключительное право на охраняемое фирменное наименование действует на всей территории РФ. В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями, касающимися, например, таких наименований, как Россия, Российская Федерация, Москва и образованных на их основе слов и словосочетаний, применение которых требует соблюдения специальных правил либо вообще запрещено.
Главное требование к фирменному наименованию
- обладание отличительными признаками,
исключающими смешение его правообладателя
в хозяйственном обороте с
другими коммерческими
Вместе с тем следует иметь в виду, что исключительное право юридического лица на фирменное наименование ограничивается предметом его деятельности. Следовательно, организации, занятые в различных областях хозяйственной деятельности или выпускающие различную продукцию, могут выступать в обороте под одним и тем же наименованием.
Информация о работе Фирменное наименование и порядок реализации права на него