Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ экономических и правовых факторов внедрения франчайзинговых отношений в РК.
Достижение заданной цели предопределяет решение следующих задач:
– охарактеризовать основные черты франчайзинга;
– выявить главные направления структурной увязки интересов предприятий крупного и малого бизнеса РК на основе договора франшизы;
– проанализировать уровень правового обеспечения франчайзинговых отношений в Казахстане.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 5
1.1 Понятие "комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)" 5
1.2 Франчайзинг как элемент рыночной инфраструктуры 7
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФРАНЧАЙЗЕНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 13
2.1 Правовое обеспечение франчайзинговых отношений в Казахстане 13
2.2 Особенности правового положения субъектов франчайзинга в РК 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Франчайзинг.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРНЫЕ  ЧЕРТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 5

1.1 Понятие "комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)"  5

1.2 Франчайзинг как элемент рыночной инфраструктуры 7

 

ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФРАНЧАЙЗЕНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 13

2.1 Правовое  обеспечение франчайзинговых отношений в Казахстане 13

2.2 Особенности  правового положения субъектов  франчайзинга в РК 19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования обосновывается объективной  необходимостью расширения франчайзинговых отношений в малом бизнесе Республики Казахстан.

Переход к рыночным отношениям, усиление конкуренции, ориентированность  экономических программ на частную  инициативу привели к переосмыслению взглядов на малое предпринимательство. К числу важнейших проблем устойчивого роста Казахстана относится использование комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). Без него невозможно стабильное развитие и укрепление рыночной экономики.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев неоднократно подчёркивал в своих выступлениях: "Малый бизнес становится решающим фактором развития страны".

Франчайзинг –  это давно апробированное явление  для западного рынка, но новое  для Казахстана. Для нашей страны опыт развития франчайзинговых отношений очень важен, поскольку идёт становление предпринимательского слоя; сотни людей хотят заняться собственным бизнесом. У них есть небольшой начальный капитал, но нет знаний, опыта, подстраховки.

В связи с  этим, малое предпринимательство, в  особенности в период становления и развития находит понимание и поддержку со стороны государства. В частности, вновь образованные компании на определённое время освобождаются от налогов, для них создаются специальные фонды по поддержке и развитию.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в ней исследованы на уровне теоретических проблем наиболее важные правовые и экономические аспекты расширения франчайзинговых отношений в РК, свидетельствующие о том, что на сегодняшний день резервы франчайзинга в нашей стране используются далеко не полностью.

Среди учёных Казахстана, внёсших существенный вклад в  разработку проблем изучения и правового  обеспечения франчайзинга можно  выделить: Ашебекову Р.С., Гималетдинова  К.В., Жайлина Г, Жанайдарову С., Курмангалиева С.Ш., Сартбаева Е.С. и других.

Применение  договора франчайзинга на практике и  обращение к нему как к объекту  научного изучения, расширилось, хотя до идеала ещё далеко. Так, например, в соответствии с информацией, опубликованной в республиканских газетах, известно, что появились статьи, касающиеся различных сторон франчайзинга. Они не носят научного характера, но связаны с рассмотрением специалистами проблем в области франчайзинговых отношений, что, безусловно, заслуживает внимания. Обобщение этих работ позволяет выявить ряд проблем в области правового обеспечения франчайзинговых отношений, которые необходимо решать в ближайшем будущем.

Отсюда вытекает актуальность научного осмысления и  обобщения практики в области  франчайзинговых отношений.

Предметом исследования являются франчайзинговые отношения, возникающие в процессе деятельности субъектов малого бизнеса, правовые условия их развития.

Объект исследования – франчайзинг на малых предприятиях Казахстана.

Цель работы: анализ экономических и правовых факторов внедрения франчайзинговых отношений в РК.

Достижение  заданной цели предопределяет решение  следующих задач:

 – охарактеризовать  основные черты франчайзинга;

 – выявить  главные направления структурной  увязки интересов предприятий  крупного и малого бизнеса РК на основе договора франшизы;

 – проанализировать  уровень правового обеспечения  франчайзинговых отношений в  Казахстане.

Методы работы: в качестве инструментов исследования использованы приёмы правового анализа (сопоставления, сравнения), а также мониторинг, качественная оценка реальной ситуации.

 

1 ХАРАКТЕРНЫЕ  ЧЕРТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

 

1.1 Понятие "комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)"

 

В странах с  развитой рыночной экономикой широкое  распространение получила система  отношений, в рамках которой известные фирмы – обладатели популярных товаров и отработанных технологий расширяют свою деятельность путём уступки за вознаграждение своих прав, разрешая другим самостоятельным предприятиям эти технологии и свою торговую марку для продажи товаров и оказания услуг. Эти отношения носят название – франчайзинговых.

В Казахстане отношения, связанные с осуществлением комплексной  предпринимательской лицензии (франчайзинга), регулирует Закон "О комплексной  предпринимательской лицензии (франчайзинге), принятый 24 июня 2002 года за № 330-11.

Из данного  Закона Республики Казахстан следует, что "комплексная предпринимательская  лицензия (франчайзинг) – это предпринимательская  деятельность, при которой правообладатель  комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу" (пункт 2 ст.1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ЗАКОНЕ.1

Слово "франчайзинг" происходит от старого английского  термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности.

"Франчайзинг" – (англ. "franchising", что означает "право, льгота, привилегия"), льготное предпринимательство, форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определённых договором.

Самая ценная и  полезная льгота, которая нужна начинающему предпринимателю, – это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную торговую марку, возможность обучиться и получить по ходу дела необходимые консультации.

Для обеспечения  справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга и Европейская Ассоциация Франчайзинга. Кроме того, во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.

При франчайзинговых  отношениях используются следующие  понятия:

Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) – предпринимательская деятельность крупной фирмы (франчайзера), владеющей технологией, лицензией, ноу-хау, по оказанию своему партнёру (франчайзи) помощи и консультированию в выборе сферы торговли и услуг, организации торговой сети, проведении рекламной кампании, профессиональной подготовке обслуживающего персонала и т.д. Франчайзи обычно получают право торговым знаком франчайзера и фирменного наименования. Франчайзинг – гибридная форма, совмещающая элементы лицензионных соглашений на право пользования товарным знаком и дистрибьютерских договоров, связанных с исключительным правом на реализацию товаров и услуг на договорной территории. Операции по франчайзингу проводятся, как правило, между крупными компаниями, мелкими фирмами и частными лицами, чаще только начинающими бизнес.

Комплекс  исключительных прав (лицензионный комплекс) – права на ряд объектов интеллектуальной собственности (товарный знак, фирменное наименование, знак обслуживания, патент, нераскрытая информация, в том числе секреты по производству (ноу-хау).

Комплексный лицензиар (франчайзер) – лицо, которое продаёт франшизу,

сторона по договору комплексной предпринимательской  лицензии, правообладатель комплекса  исключительных прав (лицензионного комплекса), предоставляющий комплексному лицензиату в пользование на возмездной основе комплекс исключительных прав. Во франчайзинге участвуют две группы бизнесменов., Франчайзер обычно имеет большой опыт работы в производстве какого-либо продукта, развил систему, присвоил ей своё имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху.

Франшиза – лицензионный комплекс.

Комплексный лицензиат (франчайзи) – лицо, которое получает право от франчайзера на ведение бизнеса, сторона по договору комплексной предпринимательской лицензии, правопользователь коиплекса исключительных прав лицензиара, использующий его для предпринимательской деятельности.

Лицензионный  брокер –физическое или юридическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность при заключении и исполнении договора комплексной предпринимательской лицензии.

Потенциальный комплексный лицензиат – лицо, ведущее переговоры с правообладателем комплекса исключительных прав с целью заключения договора комплексной предпринимательской лицензии.

Франчайзинговые отношения – урегулированные нормами права общественные отношения между участниками обязательства, связанные между собой правами и обязанностями по исполнению договора комплексной предпринимательской лицензии"

Франчайзинговая деятельность – это предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением договора комплексной предпринимательской лицензии, т. е. деловые взаимоотношения, используемые в различных отраслях промышленности, сферы торговли и услуг. Большое разнообразие франчайзинговых отношений существует между тысячами франчайзеров и сотнями тысяч франчайзи. Франчайзинг предлагает наилучшую возможность для частных лиц, которые занимаются поиском путей вступления в бизнес, в рамках взаимовыгодных деловых отношений.

    1. Франчайзинг как элемент рыночной инфраструктуры

На растущих рынках франчайзинг является самым  быстрым способом

обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.

Франчайзинг успешно  используется в малом бизнесе во всём мире. Недавно франчайзинг пережил период стремительного роста в Великобритании и США, а также в странах СНГ. "Об этом свидетельствует опыт работы сети ресторанов Вимпи, продающих гамбургеры. Английская фирма Джи Лайонс и Ко приобрела права на организацию франчайзинговой системы за пределами Соединённых Штатов Америки у автора идеи Эдди Голда"2.

Деятельность  научно-производственной фирмы "Дока-Пицца" (г. Тольятти, Россия). также подтверждает, что география этого прогрессивного метода ведения бизнеса успешно расширяется.

Руководитель  фирмы "Дока-Пицца", В.В. Довгань  констатирует, что "все франчайзинговые  сделки по объекту разделяются на три основных вида:

  1. товарный франчайзинг, (селективное распределение).

Франчайзер  продаёт свою продукцию в основном франчайзи, который продаёт только его продукцию и не продаёт аналогичную продукцию конкурентов. Товарный франчайзинг повсеместно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров, средств гигиены, напитков. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании.

Первые франчайзинги стали популярны в начале ХХ века как способ продажи машин и  бензина. В тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям в том виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям.

Пример: ТЕХАСО, Procter & Gamble,Coca-Cola.

  1. Производственный франчайзинг.

Франчайзер, поставляющий франчайзи оборудование, рецептуру  и право пользованиятоварным  знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательное условие – контроль качества со стороны франчайзи.

Пример: компания "Дока-Пицца", ТОО Тельбоне (закусочные "Шегис").

3) Деловой франчайзинг, (франчайзинг в бизнесе).

Этот вид  франчайзинга является наиболее популярным. При этом способе франчайзер продаёт лицензию частным лицам или другим компаниям на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, открытия магазинов, киосков для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера, способом ведения торговли товарами и услугами и соответствующим обеспечением.

Пример: ресторан "МсDonald's", ОАО "Алматы Кус", гостиничные  сети Regent, Xilton, Continental." 3.

Экономист Сартбаев Е.С. считает, что "разновидности  франчайзинга можно разделить по организационной форме как:

1) лицензионный  комплекс (прямой франчайзинг).

Комплексный лицензиар (франчайзер) продаёт лицензионный комплекс (франшизу), напрямую местному предпринимателю – комплексному лицензиату (франчайзи). Это самый  лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. Таких франшиз может быть много с различными франчайзи.

2) Лицензионный  брокер (мастер франшиза).

Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный  франчайзер продаёт исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится франчайзером, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит сделать ему систему франчайзера, успешно работающей концепцией на территории всей страны"4.

Информация о работе Франчайзинг