Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия, содержание служебного контракта, порядка заключения, особенности заключения срочного служебного контракта, основания прекращения служебного контракта и системный анализ законодательства сравнения трудового договора и служебного контракта.

Содержание работы

Введение…………………………………………….………..3
Понятие, содержание
и форма служебного контракта…………………………...6
Заключение служебного контракта……………..……....24
Основания прекращения служебного контракта……..29
Заключение……………..………………………………….34
Список использованной литературы……………..…...40

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА ГОТОВАЯ.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………….………..3

Понятие, содержание

и форма служебного контракта…………………………...6

Заключение служебного контракта……………..……....24

Основания прекращения служебного контракта……..29

Заключение……………..………………………………….34

Список использованной литературы……………..…...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшим  проводником  реформ экономической и политической систем, осуществляемых сегодня в  России, является государственный аппарат, который оказывает серьёзное  влияние на функционирование всех ветвей государственной власти на все сферы общественной жизни. Государственный аппарат без персонала представляет собой безжизненные структуры. Таким персоналом являются государственные служащие. Определение их правового статуса как носителей части полномочий органов государственной власти является основополагающим для деятельности всего государственного аппарата России.

При осуществлении государственной  гражданской службы правовой статус и правоотношения, в которые вступают гражданские служащие, носят сложный многоотраслевой характер. В зависимости от содержания, формы проявления и субъектного состава правовое регулирование гражданской службы и правоотношений гражданских служащих, в которые они вступают в процессе выполнения своих служебных обязанностей, можно рассматривать в различных направлениях.

В связи с административной реформой объективно усилилось внимание к анализу правового статуса  гражданских служащих, особенностям правовых связей, в которые они  вступают, структуре правоотношений, складывающихся в процессе прохождения и осуществления государственной гражданской службы.

Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от профессионализма персонала, исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы. Исполнение государственной службы предполагает вступление государственного служащего в определенного рода правовые отношения. Характер возникающих правоотношений и определяет содержание его правового статуса. Отношения служащего с государственным органом, возникающие в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением именуются «внутренними» отношениями. Они являются трудовыми отношениями и регулируются номами трудового права, закрепленными в Федеральном законе от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Для того чтобы оценить плюсы и минусы служебного контракта, невозможно обойтись без сопоставления его с трудовым договором, так как ранее, до вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", государственно-служебные отношения по прохождению государственной службы строились именно на основе трудового договора. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (регулировавший данную сферу правоотношений, ныне утративший силу) не содержал специфических норм относительно документа, устанавливающего права и обязанности сторон государственно-служебных правоотношений - государственного органа и государственного служащего, при поступлении последнего на государственную службу.

С принятием и введение в действие ФЗ от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» и ФЗ от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» получило надлежащее правовое закрепление и соответствующую определенность правовое положение (статус) федерального гражданского служащего вообще и государственного гражданского служащего в частности. Эти узаконения имеют большое значение для повышения престижа государственной службы и улучшения ее кадрового состава.

Прохождение государственной службы любого вида включает в себя следующие стадии: назначение на должность государственной службы, заключение служебного контракта, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной должности либо включение в кадровый резерв, должностной (служебный) и профессиональный рост, иные обстоятельства прохождения государственной службы. В данной работе мы более подробно рассмотрим понятие, порядок заключения и прекращения служебного контракта.

Целью данной работы является исследование понятия, содержание служебного контракта, порядка заключения, особенности заключения срочного служебного контракта, основания прекращения служебного контракта и системный анализ законодательства сравнения трудового договора и служебного контракта.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, содержание и форма служебного контракта.

 

Вместе с введением  государственной гражданской службы, обусловленной реформированием  государственной службы в целом, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 58-ФЗ) упоминает о контракте впервые в статье 12, устанавливая, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида (п.1, ст.12). При этом самого определения контракта в указанном федеральном законе не дается. Говорится только, что федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту (п.1, ст.12)1.

Впервые служебный контракт упоминается в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) в связи с определением статуса гражданского служащего. Статьей 132 Закона установлено, что гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Из этого можно сделать вывод о том, что служебный контракт является одним из ключевых понятий всего законодательства о государственной гражданской службе.

Необходимо отметить, что первоначально в Федеральном законе № 58-ФЗ в определении государственного гражданского служащего не содержалось указания на такие отличительные признаки гражданского служащего, как осуществление им профессиональной служебной деятельности на должности гражданской службы именно в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом. Это обстоятельство служит еще одним доказательством того, какое значение законодатель придает роли служебного контракта для всей сферы государственно-служебных правоотношений.

Служебный контракт является одним из нововведений в области государственно-служебных правоотношений. Слово "нововведение" в предыдущем предложении при желании можно было бы взять в кавычки, учитывая то обстоятельство, что, по сути, служебный контракт имеет много общего с трудовым договором, однако если подходить формально, то ранее в сфере государственной службы такого понятия, как служебный контракт, не существовало3.

 Повторимся, что нововведением служебный контракт является только по форме, так как по содержанию он перекликается с трудовым договором, понятие которого содержится в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ). С той же последовательностью, с которой "рабочее время" стало "служебным временем", "рабочая неделя" - "служебной неделей", "дисциплина труда" - "служебной дисциплиной", "должностная инструкция" - "должностной регламент", вместо "трудовой распорядок" - "служебный распорядок", трудовой договор был преобразован в служебный контракт. Таким образом, наблюдается концептуально новый подход к регулированию служебных отношений, переход с трудового законодательства на служебное. Нельзя сказать, что все дело ограничилось простым переименованием и на этом закончилось. Федеральный закон отходит от ряда понятий, содержащихся в Трудовом кодексе РФ. При этом содержание вышеперечисленных понятий существенно не изменилось. Поэтому применение норм ТК РФ по отношению к госслужащим полностью не исключается. Создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации, подразумевало то, что нормы законодательства о государственной гражданской службе будут автономны и иметь приоритет перед нормами трудового законодательства. Это находит подтверждение в статье 73 Федерального закона № 79-ФЗ, устанавливающей, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным Федеральным законом.

Служебный контракт в  настоящее время является понятием, которое довольно органично вписывается  в систему государственно-служебных  отношений и имеет свои специфические  особенности и отличия от трудового  договора4.

При раскрытии понятия "служебный контракт" и при его дальнейшем рассмотрении неизбежно проведение параллелей с понятием "трудовой договор", так как выше было отмечено, что служебный контракт как понятие возник не на пустом месте. Переход в рамках государственно-служебных отношений к служебному контракту с заимствованием элементов трудового договора, что явно, не является недостатком, скорее наоборот. Взяв за основу правовой институт, уже проверенный временем и отработанный на практике, законодатель привнес в него новые черты и отличительные особенности, начиная с названия, порядка заключения и заканчивая структурой служебного контракта, которая теперь наполнена новым содержанием (Примерная форма служебного контракта утверждена Указом Президента Российской Федерации N 1595).

При анализе самого названия - "служебный контракт" - возникает  вопрос: почему законодатель решил  вернуться к термину, существовавшему  ранее в Кодексе законов о  труде РСФСР и исключенному оттуда с принятием ТК РФ? "Контракт"6 (от лат. contractus) означает "договор", "соглашение" (чаще письменное) с взаимными обязательствами для договаривающихся сторон. Это определение не содержит каких-либо особенностей или отличий от определения понятия "договор", к тому же, как видно, в самом определении упомянуто слово "договор". Фактически слова "контракт" и "договор" являются синонимами7. Возвращение к использованию этого иностранного термина в сфере гражданской службы обусловлено в первую очередь стремлением отграничить государственно-служебные отношения от чисто трудовых отношений, и, кроме того, словосочетание "служебный контракт", более точно отражает природу государственно-служебных отношений как отношений власти-подчинения.

Статья 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» называет перечень существующих в Российской Федерации видов государственной службы. К таковым относит государственную гражданскую службу, военную и правоохранительную службы. В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.8

Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и  тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом, вследствие чего статус гражданского служащего отличается от статуса работника по Трудовому кодексу РФ.9

Государственная гражданская  служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.10

Согласно ч.4 ст.32 Конституции  РФ и ст.4 Федерального закона «О государственной  гражданской службе» – граждане РФ имеют равный доступ к гражданской  службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении гражданской службы запрещается всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным квалификационным требованиям.11 Право поступить на государственную гражданскую службу имеют только граждане РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть государственными служащими в РФ. В отличие от Трудового кодекса РФ, который допускает поступление на работу, как общее правило, с 16 лет, право поступления на государственную гражданскую службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными ТК РФ, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций, а также особыми требованиями, предъявленными законом к гражданским служащим. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык, гражданин, поступающий на государственную службу, должен знать русский язык. Знание русского языка обязательно как для федеральных государственных гражданских служащих, так и для государственных гражданских служащих субъекта РФ.

При поступлении на государственную гражданскую службу заключается служебный контракт.

Введение в практику служебных контрактов стало необходимо в первую очередь потому, что государственная  служба является особым видом профессиональной служебной деятельности по обеспечению  исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 79-ФЗ служебный  контракт – это соглашение между  представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Информация о работе Государственная служба