Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:31, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия, содержание служебного контракта, порядка заключения, особенности заключения срочного служебного контракта, основания прекращения служебного контракта и системный анализ законодательства сравнения трудового договора и служебного контракта.
Введение…………………………………………….………..3
Понятие, содержание
и форма служебного контракта…………………………...6
Заключение служебного контракта……………..……....24
Основания прекращения служебного контракта……..29
Заключение……………..………………………………….34
Список использованной литературы……………..…...40
В соответствии с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной 15 августа 2001 г . Указом Президента РФ созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования, в частности, приняты Федеральный закон от 27 мая 2003 г . №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), а также Федеральный закон от 27 июля 2004 г . №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В целях реализации федеральных
законов о государственной
Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 утверждена Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 года), целью которой является создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие государственного общества и инновационной экономики.
На основании данной концепции были проведены мероприятия, направленные на совершенствование правовых, организационных, финансовых и методических основ государственной службы.
Принятые меры способствовали решению ряда задач, направленных на повышение эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества.
Трудовое право не охватывает весь спектр отношений, возникающих при поступлении и прохождении гражданской службы. В силу этого трудовой договор не может учесть всех особенностей деятельности, задач и функций, возложенных на государственного служащего, отразить взаимосвязь между эффективностью и качеством его служебной деятельности, размером его денежного содержания, карьерным продвижением, не дает четкой картины прав и обязанностей, возникающих у сторон договора. Именно поэтому появляется служебный контракт как особый вид соглашения, отражающий специфику служебно-правовых отношений, возникающих на гражданской службе.
Трудовые правоотношения государственных гражданских служащих возникают исключительно на основе сложного юридического состава. В его содержание как обязательный юридический факт входит открытый конкурс как для государственных гражданских служащих, уже состоящих на государственной службе, так и для граждан, впервые поступающих на государственную гражданскую службу.
Анализ статей Закона, связанных со служебным контрактом, приводит к выводу, что служебный контракт как соглашение (если под этим словом подразумевается согласие сторон на те или иные условия и свободное волеизъявление при их формулировке) является чем-то эфемерным. Действительно, в законодательстве о гражданской службе так детально регламентировано содержание служебного контракта, что включение в него каких-то иных условий просто теряет смысл. Закон либо сам устанавливает нормы, обязательные для исполнения, либо отсылает к иным нормативным правовым актам, уже принятым или тем, которые должны быть приняты.
Законодатель, обособляя служебный контракт, отграничивая его от трудового договора, ставил перед собой цель подчинить государственно-служебные отношения особым правилам. Этот вывод можно сделать по тому, с какой скрупулезностью в Федеральном законе N 79-ФЗ прописаны детали, касающиеся порядка заключения служебного контракта, его содержания, расторжения. Разработчики Закона настолько дистанцировались от ТК РФ. В некоторых случаях такой принцип регулирования создает определенные сложности. При применении Федерального закона N 79-ФЗ иногда приходится гадать: поставив в предложении Закона точку в том месте, где аналогичное предложение в ТК РФ продолжается и в нем содержится какое-либо дополнение, - законодатель в данном случае урегулировал это правоотношение полностью или нет? А может быть, это дополнение в ТК РФ и является той "неурегулированной частью", которую необходимо применять и которой нужно руководствоваться? В данной работе с такими острыми проблемами мы не столкнулись. Однозначные ответы на возникающие вопросы можно получить только со временем: либо когда в Закон будут внесены соответствующие изменения и дополнения, либо когда к нам на помощь придет судебная практика, которая в настоящее время еще не так обширна.
Служебный контракт выступает в качестве юридического факта, лежащего в основе возникновения служебного правоотношения, в силу которого его стороны приобретают соответствующие права и обязанности, определяющие правовой статус государственных гражданских служащих.
Вместе с тем, имеет место определенная специфика, заключающаяся в том, что трудовая деятельность государственного гражданского служащего связана с реализацией функций государства. И только совокупность отдельных трудовых функций всех государственных служащих того или иного государственного органа может рассматриваться как деятельность по реализации соответствующей функции государства.
Наличие в правовом статусе государственных служащих частноправовых и публично-правовых элементов подтверждает тождество трудовых отношений и служебных отношений на государственной гражданской службе. Гражданин, поступая на государственную службу, выступает именно свободным и равным субъектом по отношению к другой стороне. Соглашением сторон определяется должность, на которую он поступает, и некоторые другие условия. Что касается ограничений, установленных законом о Государственной службе, то они относятся как к гражданскому служащему, так и другой стороне служебного отношения - представителю нанимателя. Например, без согласия государственного служащего не могут быть изменены условия, предусмотренные контрактом, в частности он не может быть переведен на другую должность и пр. В отношении акта назначения на должность как основания возникновения служебного отношения, наличие которого рассматривается как доказательство возникновения у гражданского служащего именно административных правоотношений, надо иметь ввиду, что акт назначения на должность сам по себе не является основанием для возникновения служебного отношения. Для возникновения служебного отношения необходимо наличие как акта назначение на должность, так и договора (служебного контракта), то есть, необходим сложный юридический состав. Согласно ст.19 ТК РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения или утверждения на должность в случаях, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом. Согласно ст. 13 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом. Причем акт назначения предшествует заключению служебного контракта, то есть является фактически предпосылкой заключения служебного контракта, а не юридическим фактом, порождающим служебное правоотношение. Статьей 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ предусматривается введение такого понятия как «ротация гражданских служащих», которая проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. Назначение федеральных гражданских служащих в порядке ротации на должность гражданской службы в другой государственный орган проводится по согласованным решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:
1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
2) невозможность проживания
членов семьи гражданского
В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо не предоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Успешность реформирования и развития системы государственной службы зависит от разработки и реализации мероприятий, направленных на модернизацию государственной службы как единой системы, а также на практическое применение новых технологий государственного управления. Современная государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.
1 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"// Консультант Плюс
2 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"// Консультант Плюс
3 Статья: содержание, форма и особенности заключения служебного контракта (Осин А.А.) ("Трудовое право", 2007, №5)
4 "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 5 (статья Г. Зайцевой)
5 УКАЗ Президента РФ от 16.02.2005 N 159 "О ПРИМЕРНОЙ ФОРМЕ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАМЕЩЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"// Консультант Плюс
8 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"// Консультант Плюс
9 Коломоец Е.Е. Правовая природа служебного контракта //Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ). / под ред. К.Н. Гусова. - М. Проспект. 2011.
10 Ст. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) // Консультант Плюс
11 Ст. 21 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) // Консультант Плюс