Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:31, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия, содержание служебного контракта, порядка заключения, особенности заключения срочного служебного контракта, основания прекращения служебного контракта и системный анализ законодательства сравнения трудового договора и служебного контракта.
Введение…………………………………………….………..3
Понятие, содержание
и форма служебного контракта…………………………...6
Заключение служебного контракта……………..……....24
Основания прекращения служебного контракта……..29
Заключение……………..………………………………….34
Список использованной литературы……………..…...40
Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов (принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также обеспечения их правового, организационного и документационного исполнения), общие для государственных органов и государственных служащих, должны утверждаться соответственно Президентом РФ и Правительством РФ. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления такой оплаты, утверждается Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и региональными нормативными правовыми актами. До настоящего времени нормативные правовые акты, конкретизирующие условия заключения срочных служебных контрактов по этому основанию, не приняты, что создает ощутимые проблемы в правоприменительной практике.19
Приведенный перечень специфических правовых оснований заключения срочного служебного контракта не является исчерпывающим, федеральным законодательством могут быть предусмотрены иные случаи. Таким случаем, например, является заключение срочного служебного контракта (на срок от одного года до пяти лет) с государственным служащим, достигшим возраста 60 лет, с которым ранее уже был заключен служебный контракт на неопределенный срок (ч.5 ст.25 Федеральный закон № 79-ФЗ). 20
Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий указанного лица. По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.
В рассматриваемом контексте нельзя не обратить внимание на разделительный союз "или" в п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 79-ФЗ, который не совсем соответствует п. 1 ч. 4 ст. 25 данного Закона, т. е. не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен служебный контракт как на неопределенный, так и на определенный срок.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона о гражданской службе, с помощниками (советниками) заключается служебный контракт на определенный срок, ограниченный сроком полномочий руководителей. Однако с руководителями может быть заключен не только срочный служебный контракт, но и на неопределенный срок. Следовательно, необходимо предусмотреть норму о возможности помощников (советников) заключать служебный контракт на неопределенный срок.21
Федеральный закон № 79-ФЗ не требует ежегодного перезаключения служебного контракта с государственным служащим, достигшим 60 лет, до достижения им 65-летнего возраста. В связи с этим представитель нанимателя вправе перезаключить служебный контракт с гражданским служащим, достигшим 60 лет, на любой срок в пределах от одного года до пяти лет (например, сразу на 3, 4 или 5 лет), данный вопрос разрешается сторонами на основе взаимного согласия. При этом следует учитывать, что заключение срочного служебного контракта на один год обязательно.22
Федеральный закон "О
государственной гражданской
Если гражданский служащий не согласен на перезаключение служебного контракта, единственной альтернативой этому является его увольнение с гражданской службы по собственному желанию. Иные сроки могут быть установлены в случаях, специально предусмотренных Законом № 79-ФЗ (например, на период замещения должности государственной службы в органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций или на период временного отсутствия гражданского служащего).
Следует обратить внимание, на то, что обязательным, для гражданского служащего и представителя нанимателя будет изменение служебного контракта по достижении гражданским служащим возраста 60 лет и указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет, данная норма сформулирована в императивной форме, т.е. не предполагает получение письменного согласия гражданского служащего.23 А.Ф.Ноздрачев отмечает, что по смыслу действующего нормативно-правового регулирования перезаключение с указанными гражданскими служащими служебного контракта с неопределенным сроком на срок определенный согласия гражданского служащего не требуется. "Представитель нанимателя в одностороннем порядке вносит соответствующие изменения в служебный контракт гражданского служащего. Он же по своему усмотрению определяет и срок, на который перезаключается служебный контракт"24. Ученый видит в этом порядке "перезаключения" служебного контракта проблему конституционности указанных правил. Эти нормы находятся, по его мнению, в явном противоречии с положениями ст. 24 Федеральный закон № 79-ФЗ, предусматривающей, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон.
Достаточно неопределенным представляется и используемый законодателем термин - "перезаключение" служебного контракта. Является ли это изменением условий служебного контракта либо в данном случае следует расторгнуть служебный контракт, заключенный на неопределенный срок и заключить срочный служебный контракт?
Большинство авторов полагают, что поскольку данное положение содержится в статье, регламентирующей срок служебного контракта, следует полагать, что речь идет только о его сроке. "Иными словами, под перезаключением служебного контракта надо понимать внесение в него изменения, касающегося только срока контракта. При этом все другие условия служебного контракта должны быть либо сохранены, либо изменены, но только по соглашению сторон и в соответствии с правилами, установленными ч. 5 ст. 24 и ч. 4 ст. 26 Федерального закона N 79-ФЗ".25 Подобного мнения придерживается и Е.А. Ершова, которая, однако, отмечает, что учитывая неоднозначное семантическое содержание термина "перезаключение" практика может пойти по пути расторжения сторон служебного контракта, заключенного на неопределенный срок по соглашению сторон, и заключения срочного служебного контракта.26
Интересная правовая коллизия возникает при поступлении на гражданскую службу граждан, достигших возраста 60 лет. Эта ситуация способна поставить правоприменителей в тупик, так как законом она никак не урегулирована. Из смысла статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ вытекает, что при приеме на работу лица, достигшего возраста 60 лет, представитель нанимателя должен заключить с ним срочный служебный контракт. Однако этот случай заключения срочного служебного контракта установлен законом только для государственных служащих, достигших возраста 60 лет, а не для граждан, вновь поступающих на гражданскую службу. Необходимость урегулирования возникающего вопроса в рамках правового поля очевидна27.
Единственную возможность в данный момент найти выход из этой ситуации предоставляет норма, содержащаяся в п.8 ч.4 ст.25 Федеральном законе № 79-ФЗ, согласно которой срочный служебный контракт заключается не только в случаях, предусмотренных указанной статьей, но и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. В частности, абз.14 ст.59 Трудового кодекса РФ содержит норму, указывающую, что срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника с пенсионерами по возрасту, что является отчасти правовой основой заключения срочного служебного контракта в данном случае.28
Следует отметить, что трудовое законодательство, предусматривая возможность заключения срочного трудового договора с лицами, достигшими пенсионного возраста, тем не менее, запрещает перезаключать с ними трудовой договор, заключенный на неопределенный срок. Допускается заключение срочного трудового договора с пенсионером по возрасту, только если он поступает в организацию (ч. 2 ст. 59 ТК РФ).
Установление возрастного критерия для поступления на государственную службу и нахождения на государственной службе поставило перед практикой вопрос, не является ли это дискриминацией, учитывая, что Конституция РФ гарантирует всем гражданам равный доступ к государственной службе29, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий. Ответ на этот вопрос дал Конституционный Суд РФ30, разъяснив, в частности, что, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы. Что касается условий доступа граждан к гражданской службе в соответствии с профессиональной подготовкой, то это означает следующее: претенденту необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности гражданской службы. При этом принцип равнодоступности к гражданской службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные должности гражданской службы.
Одной из основных особенностей при заключении служебного контракта является следующая особенность. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (п.1 ст.26 Федерального закона N 79-ФЗ). То есть исходя из этой нормы права основанием для заключения служебного контракта является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы, служебный контракт в данном случае вторичен. В то время как в соответствии с трудовым законодательством наоборот: трудовой договор является основанием оформления приказа (распоряжения) о приеме на работу (ч.1 ст.68 ТК РФ). Трудовой договор в этом случае является первичным, и содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.31
Введя новый порядок заключения служебного контракта по сравнению с существующим порядком заключения трудового договора, законодатель, оставил без ответа один вопрос, не урегулированный Федеральным законом N79-ФЗ. В Законе не установлен срок с момента издания акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы до момента заключения служебного контракта. В ТК РФ все ясно и четко прописано: приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. Неопределенность же со сроком заключения служебного контракта в Федеральном законе N 79-ФЗ может породить на практике немало вопросов. Представляется сомнительным применение при заключении служебного контракта аналогичной нормы трудового законодательства из-за вышеуказанных различий оснований (первичности-вторичности).32
Еще одной особенностью при заключении служебного контракта является более широкий перечень документов, предъявляемых представителю нанимателя.
Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:
2) собственноручно заполненную
и подписанную анкету
3) паспорт - в отличие от трудового законодательства, которое наряду с паспортом допускает предъявление иного документа, удостоверяющего личность;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
5) страховое свидетельство
обязательного пенсионного
6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
7) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
8) документ об образовании - по ТК РФ помимо документа об образовании необходимы также документы о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Одной из особенностей при заключении служебного контракта является возможность установления более продолжительного, чем в трудовом законодательстве, срока испытания гражданского служащего. Продолжительность испытания может колебаться от трех месяцев до одного года (п.1 ст.27 Федерального закона N 79-ФЗ). Для сравнения: срок испытания, установленный ТК РФ (ст. 70), не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев.33
Более низкий предельный
порог срока испытания