Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель работы:
Изучение морально-этического кодекса и основных правил поведения государственных служащих Республики Казахстан.
Задачи:
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- определить понятие государственной службы и государственной должности;
- изучить основные принципы и роль государственной службы;
- рассмотреть современную классификацию государственных должностей;
- охарактеризовать комплектование должностей государственной службы;
- выяснить правовое положение и обязанности государственного служащего.
В научной литературе относительно
понятия «должность» и его
содержания споров не существует. Учёные-юристы
понимают должность как простейший
элемент государственной
«Государственно-служебная должность
- это часть организационной структуры
государственного органа (организации),
обособленная и закреплённая в официальных
документах (штатах, схемах должностных
окладов и др.), с соответствующей частью
компетенции государственного органа
(организации предоставляемой лицу - государственному
служащему в целях её практического осуществления».
Таким образом, должность характеризуется
следующими признаками: 1) является частью
организационной структуры государственного
органа; 2) включает в себя часть компетенции
государственного органа, установленной
в правовых актах.
С организационной точки зрения должность
представляет собой определённую структурную
единицу, находящуюся в системе государственной
службы. В этом смысле должность является
независимой от самого государственного
служащего, то есть от конкретного лица,
её занимающего. Должность также определяет
круг задач, которые передаются одному
государственному служащему или группе
служащих, занимающих однотипные должности
в государственных органах. Государственный
служащий не является «собственником»
занимаемой им должности. При осуществлении
должностных функций он должен исполнять
содержащиеся в законодательных и иных
нормативных актах служебные функции
и задачи.
Внутренняя структура государственного
органа представляет собой систему различных
по своему характеру, значению и уровню
должностей, включённых в утверждённый
штат должностей. Государственные должности
- это учреждённая в установленном порядке
государственная организация (путём принятия
коллегиального решения или единоличного
распоряжения должностного лица) первичная
структурная единица, которая отражает
содержание и объём полномочий занимающего
её лица и содержится за счёт финансовых
средств государственного бюджета (сюда
включается заработная плата служащего,
занимающего данную должность её техническое
обеспечение, установленные льготы и привилегии
и пр.).
Государственный служащий не владеет
занимаемой им должностью. Она принадлежит
государственной администрации. Назначение
государственным, органом (должностным
лицом) служащего на должность, соответствующую
его квалификационному разряду (рангу,
классному чину, степени и т.д.), происходит
в рамках установленных законом правил
разделения квалификационных разрядов,
классных чинов, рангов и степеней, с одной
стороны, и должностей - с другой.
«государственная должность - структурная
единица государственного органа, на которую
возложен установленный нормативными
правовыми актами круг должностных полномочий
и должностных обязанностей» .
2.1 Классификация должностей
Законодательство о
Как и ранее, деятельность государственных служащих связана с исполнением должностных полномочий, направлена на реализацию задач и функций государственной власти. Деятельность в качестве государственного служащего возможна в государственном органе при наличии вакантной должности, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и обязанностей.
Несмотря на некоторые заимствования из опыта государственной службы зарубежных стран (Франции и других) можно выделить ряд принципиальных моментов, которые требуют критического восприятия. Например, государственные служащие Франции подразделяются на две категории. Но если правовой статус первой категории служащих регулируется Общим уставом служащих государства и местных сообществ и иными актами, то лица иной категории имеют каждый свой устав.54
В Казахстане каждая категория государственных служащих, наряду с положениями рамочного Закона «О государственной службе», имеет собственный правовой статус. Поскольку деятельность государственных служащих связана с обеспечением задач и функций государственной власти, а каждый орган имеет собственный статус, он и предопределяет статус государственных служащих.
Политические и
Состав политических и административных служащих зависит от решения Президента, так как и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается главой государства по представлению уполномоченного органа, подведомственного Президенту.
Государственные административные служащие не входят в состав политических служащих, осуществляют должностные полномочия на профессиональной основе в государственном органе.
Можно отметить, что классификационные критерии разграничения государственных служащих достаточно условны и зависят от воли субъекта, определяющего реестр должностей государственных служащих и порядка комплектования политических и административных государственных служащих.
Вместе с тем, мы должны понимать, что за кажущимися простыми политическими действиями в кадровой политике, находится сложный механизм отбора кадров, опирающийся на основания власти. Специалистами (А.Н. Леонтьев, В.П. Пугачев и др.) отмечено, что ролевые и поведенческие интерпретации власти противостоят мерам об особом назначении политики.56
Действительно, субъекты политической власти обладают не только уникальной системой ресурсов власти. Кроме того, оценка ресурсов и власти в целом может быть различной, в зависимости от процедур формирования власти (нормативистская, либерально-демократическая и др.).
Если политические государственные служащие как инструмент политической власти призваны выражать интересы народа (источника власти), то желательна разработка критериев, согласно которым они должны (или могут) претендовать на соответствующую должность. Именно эта категория должна быть «прозрачна» по отношению к электорату. Данное требование достаточно понятно изложено в принципах государственной службы [ст. 3 Закона РК «О государственной службе»].
И хотя в литературе сложились определенные стереотипы в отношении политических служащих, сами же исследователи указывают на отсутствие должной законодательной базы, которая позволяет решать вопросы | снятия с должности и учитывать возможные правовые последствия.
Закон лишь указывает на
возможность занятия
Занятие административной государственной должности и продвижение по службе может осуществляться гражданами Республики Казахстан на конкурсной основе, если иное не установлено Законом «О государственной службе». И хотя данный Закон не устанавливает прямых или косвенных ограничений по социальным, национальным, имущественным признакам, есть обязательные требования процедурного характера:
- занятие административной государственной должности внутри одной категории должностей может осуществляться без конкурсного отбора, если данный служащий (занимающий должность в порядке перевода) отвечает предъявляемым требованиям;
- занятие административной государственной должности вне конкурсного отбора разрешается политическим государственным служащим, депутатам Парламента, депутатам маслихатов, работающим на постоянной основе, прекратившим свои полномочия и соответствующим предъявляемым (квалификационным) требованиям.
Наряду с политическими
и административными
Понятие «комплектование» включает в себя подготовку, подбор и расстановку кадров государственных служащих.
Так как государственная служба является профессиональной деятельностью, занятые в ней граждане должны быть профессионально подготовлены. Уровень образования, квалификация государственного служащего должны отвечать требованиям конкретной должности в аппарате государственного управления.
Подготовка кадров - это специальное обучение для работы на ответственных управленческих должностях, повышение квалификационного уровня, формирование резерва кадров.
В соответствии с новым
законодательством
Именно в ведение
1)разработка и реализация
государственных программ в
2)подготовка предложений
по совершенствованию
3)утверждение типовых квалификационных требований к государственным служащим;
4)ведение базы данных по персоналу государственной службы и формирование кадрового резерва;
5)координация взаимодействия с государственными органами по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и решение иных вопросов в сфере государственной службы.
Соглашаясь с тем, что понятие «комплектование» государственной службы включает в себя подготовку, подбор и расстановку кадров государственных служащих, отметим, что в законодательстве появились новые процессуальные моменты.
Уполномоченный орган по делам государственной службы имеет прямое отношение к формированию и размещению государственного заказа по государственным программам переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Но пока нет четких предпочтений в отношении ВУЗов, которые способны готовить управленческую элиту.
В законодательстве о государственной
службе более определенно
При подборе кадров на государственную службу общеобязательными требованиями считаются следующие критерии.
Во-первых, лицо, поступающее на государственную службу, должно обладать гражданством. При этом следует учесть, что гражданство приобретается и прекращается в соответствии с законом, а также является единым и равным, независимо от оснований его приобретения.
Во-вторых, лицо при поступлении на службу должно быть не моложе восемнадцати лет, если иное не установлено законодательством.
В-третьих, лицо при поступлении на государственную службу должно соответствовать квалификационным требованиям.
В-четвертых, при поступлении на государственную службу гражданин должен представить в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
В-пятых, поступление на государственную службу (политических и административных служащих) осуществляется в установленном порядке.
Лица, занимающие государственную
должность, ежегодно в период выполнения
своих полномочий, а также лица,
уволенные с государственной
службы по отрицательным мотивам, в
течение трех лет после увольнения
в порядке, установленном налоговым
законодательством, представляют в
налоговый орган по месту жительства декларацию.
Государственный служащий обладает
полным объёмом конституционных
прав личности и гражданина РК. Общегражданские
права и обязанности