Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:13, дипломная работа
Предпринимательская деятельность без образования юридического лица наряду с малыми предприятиями имеет статус субъекта малого предпринимательства, на который распространяются меры государственной поддержки и установленные законодательством особенности налогообложения. Индивидуальный предприниматель - дееспособный гражданин, самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющий предпринимательскую деятельность и зарегистрированный для этих целей в установленном порядке. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность, но не всякий гражданин способен реализовать это право.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
1.1. Право гражданина на осуществление предпринимательской деятельности
1.2. Понятие правового статуса индивидуального предпринимателя
1.3. Элементы правового статуса индивидуального предпринимателя
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
2.1. Возникновение правового статуса индивидуального предпринимателя
2.2. Реализация правового статуса индивидуального предпринимателя в отдельных сферах предпринимательской деятельности
2.3. Прекращение правового статуса индивидуального предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Индивидуальная
предпринимательская
К достоинствам
индивидуального
Индивидуальному
предпринимателю свойственны
Индивидуальному
предпринимательству чужда
Важнейшим преимуществом
индивидуального предпринимател
Однако недостатки данной формы также значительны. В первую очередь это ограниченность финансовых ресурсов, поскольку предпринимательский капитал лимитирован личными и заемными средствами. Это обстоятельство предопределяет такие негативные моменты, как:
Если говорить
о роли индивидуального
Индивидуальная
предпринимательская
В настоящее
время в России насчитывается
более 5 млн. индивидуальных предпринимателей.
Эта цифра значительно
2.3. Прекращение
правового статуса
В настоящее время законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрен общий порядок государственной регистрации (с учетом их специфики).
Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию (постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319)33.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — это довольно широкое понятие. Она предполагает внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) следующих сведений:
о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя;
о прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
об изменении сведений, содержащихся в данном реестре;
о документах, представленных в регистрирующий орган;
иных сведений об индивидуальных предпринимателях.
Правила ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630. Реестр находится в федеральной собственности и является федеральным информационным ресурсом, то есть на всей территории России используются единые методы и способы ведения реестра.
Регистрация предпринимателя
осуществляется по месту его жительства
и «не привязана» к месту фактического
осуществления
Важно иметь в виду, что ответственность за соответствие законодательству сведений, содержащихся в представляемых для регистрации документах, полностью возложена на заявителя. Это значит, что если предприниматель несвоевременно представит сведения, подаст недостоверные данные или вовсе их не представит, то за это нарушение он получит предупреждение или заплатит административный штраф в размере 50 МРОТ. За подачу заведомо ложных сведений бизнесмену также грозит административный штраф в размере 5 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет (ст. 14.25 КоАП)34.
Налоговые органы при регистрации не вправе оценивать представленные документы, однако имеют полномочия на проверку этих документов впоследствии.
Документы, относящиеся
к государственной регистрации,
содержатся в регистрационном деле
индивидуального
Таким образом, физическое лицо утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а вместе с ним соответствующие права и обязанности только после внесения в государственный реестр сведений о прекращении им деятельности в качестве предпринимателя.
Содержащиеся в реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, поэтому ознакомиться с ними может любое заинтересованное лицо. Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов не может составлять более пяти дней со дня получения запроса.
Исключение составляют сведения, доступ к которым ограничен. Например, гражданин может получить сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя только на основании запроса в регистрирующий орган. При этом гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность. А индивидуальный предприниматель, в свою очередь, вправе запросить у регистрирующего органа информацию о лицах, получивших сведения о месте его жительства. А вот сведения о паспортных данных и банковских счетах индивидуальных предпринимателей могут получить только органы государственной власти и государственные внебюджетные фонды.
Информация, содержащаяся в реестре, предоставляется платно: 200 руб. за каждый выданный документ. Если же сведения необходимо получить срочно, то придется заплатить по 400 руб. за документ (подп. г п. 31 Правил). Средства, полученные за предоставление сведений из государственного реестра, не относятся к государственной пошлине и используются для поддержания и развития системы государственной регистрации.
В некоторых случаях сведения можно получить бесплатно. Таким правом владеют государственные органы и органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, правоохранительные органы и суды (по находящимся в производстве делам), а также индивидуальный предприниматель и лицо, утратившее этот статус (то есть информация о самом себе).
Закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ не содержит положений, регламентирующих порядок временного прекращения действия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя в случае временной приостановки осуществления предпринимательской деятельности. На этот факт указали налоговики35.
Точку зрения налоговых служащих подтверждает и судебная практика. К примеру, судьи единодушно считают, что индивидуальные предприниматели, не осуществляющие фактическую деятельность, обязаны уплачивать в бюджет страховые взносы в виде фиксированного платежа. По мнению судебных инстанций, бизнесмен может освободиться от этого, только утратив статус предпринимателя36.
То же самое касается и обязанности ежегодного представления декларации по НДФЛ, предусмотренной статьей 229 Налогового кодекса (для индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения).
Поскольку именно в результате государственной регистрации гражданин становится индивидуальным предпринимателем (это подтверждается выдачей соответствующего свидетельства), то физическое лицо не может даже временно «утратить» полученный статус без аннулирования самой государственной регистрации.
Если бизнесмен не подал в официальном порядке в регистрирующий орган заявление о прекращении своего статуса, то он сохраняет свой статус со всеми вытекающими правами и обязанностями.
В данном случае не стоит даже тратить времени на написание писем в налоговую инспекцию с просьбой о приостановлении статуса либо о временном прекращении действия свидетельства о государственной регистрации. Как было сказано выше, в законодательстве не установлен порядок временного прекращения действия регистрационного свидетельства в случае приостановки деятельности.
В большинстве случаев к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц (п. 3 ст. 23 ГК РФ). При этом законодатель предусмотрел для предпринимателей несколько иную процедуру прекращения деятельности, нежели установленная в Гражданском кодексе ликвидация юридического лица.
Случаи прекращения физическим лицом деятельност в качестве индивидуального предпринимателя можно условно подразделить на:
Добровольные:
принятие самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности37.
Принудительные:
судебное решение о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом)38;
прекращение деятельности в принудительном порядке по решению суда (п. 4 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
вступление в силу судебного приговора, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок (п. 5 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
аннулирование или окончание срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в РФ (п. 6 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Смерть индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Соответственно,
государственная регистрация