Гражданско – правовой статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:13, дипломная работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица наряду с малыми предприятиями имеет статус субъекта малого предпринимательства, на который распространяются меры государственной поддержки и установленные законодательством особенности налогообложения. Индивидуальный предприниматель - дееспособный гражданин, самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющий предпринимательскую деятельность и зарегистрированный для этих целей в установленном порядке. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность, но не всякий гражданин способен реализовать это право.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
1.1. Право гражданина на осуществление предпринимательской деятельности
1.2. Понятие правового статуса индивидуального предпринимателя
1.3. Элементы правового статуса индивидуального предпринимателя
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
2.1. Возникновение правового статуса индивидуального предпринимателя
2.2. Реализация правового статуса индивидуального предпринимателя в отдельных сферах предпринимательской деятельности
2.3. Прекращение правового статуса индивидуального предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом готовый стр (Автосохраненный).doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Добровольное  прекращение предпринимательской  деятельности

Решение о прекращении  предпринимательской деятельности приобретет значение юридического факта, освобождающего предпринимателя от соответствующих прав и обязанностей, если аннулировать статус в предусмотренной законом форме39. Для этого предприниматели должны представить в регистрирующий орган (непосредственно или по почте) по месту жительства следующие документы:

Подписанное заявителем Заявление о государственной  регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя в связи с  принятием им решения о прекращении  данной деятельности по форме № Р26001 (п. 2 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439).

В Заявлении  предприниматель должен указать  свои персональные данные и иные сведения и не обязан излагать причины, по которым  он принял решение о прекращении  своей деятельности. Заявление должно быть составлено в строгом соответствии с указанной формой и установленными требованиями к ее заполнению. В частности, подпись на Заявлении должна быть удостоверена нотариально, вне зависимости от способа представления документов (непосредственно или по почте). Правда, в ряде случаев суды «прощают» предпринимателям погрешности в оформлении поданных ими заявлений и прекращают их деятельность с учетом волеизъявления бизнесменов40.

Документ об уплате государственной пошлины (подп. 8.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

С 1 февраля 2006 г. за государственную регистрацию  прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя  взимается государственная пошлина  в размере 20 процентов от размера  госпошлины за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, то есть в размере 80 руб. (20% от 400 руб.).

Следует обратить внимание на то, что предприниматель  должен платить пошлину за ликвидацию статуса только в случае добровольного  прекращения деятельности.

Представление документов осуществляется в общем  порядке (ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Документы доставляются (непосредственно  или по почте) в регистрирующий орган  по месту жительства предпринимателя. В день получения документов налоговый орган должен выдать предпринимателю расписку с указанием перечня и даты или направить ее по почте в течение рабочего дня, следующего за днем получения бумаг. Расписка имеет юридическое значение. С помощью нее предприниматель сможет доказать, что документы действительно поступили в регистрирующий орган и когда это произошло.

В срок не более  пяти рабочих дней со дня представления  документов налоговики принимают решение  о государственной регистрации  и вносят соответствующую запись в ЕГРИП. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую, и ей присваивается государственный регистрационный номер с указанием даты ее внесения. При этом ранее зафиксированные сведения тоже сохраняются. После внесения этой записи статус предпринимателя утрачивает силу.

 

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения записи налоговый орган выдает заявителю или направляет ему по почте свидетельство о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме № Р65001. Этот документ и подтверждает факт внесения записи в государственный реестр41.

Во всех случаях  прекращения статуса индивидуального  предпринимателя его основной государственный  регистрационный номер индивидуального  предпринимателя (ОГРНИП) попадает в  разряд аннулированных и в дальнейшем не используется. Гражданин может вновь обратиться в регистрирующий орган, чтобы зарегистрироваться в качестве предпринимателя. При этом ему присваивается новый ОГРНИП.

Налоговый орган  обязан снять такого налогоплательщика  с учета на основании сведений, содержащихся в государственном реестре (п. 5 ст. 84 НК РФ). Это значит, что гражданин подлежит снятию с учета в налоговом органе по месту жительства как индивидуальный предприниматель, но остается на учете как налогоплательщик — физическое лицо. Данная процедура производится независимо от наличия или отсутствия у него задолженности по уплате налогов и сборов.

После снятия с  налогового учета в качестве индивидуального  предпринимателя физическое лицо остается на налоговом учете в том же налоговом органе по месту своего жительства.

Кстати, идентификационный  номер налогоплательщика (ИНН) при  изменениях в сведениях о физическом лице остается прежним (п. 5, 7 ст. 84 НК РФ, п. 3.8 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения  ИНН, утв. приказом МНС РФ 3 марта 2004 г. № БГ–3–09/178).

Бывший предприниматель  не должен возвращать свидетельство  о постановке на налоговый учет в  налоговый орган по месту жительства. При этом Налоговый кодекс не предусматривает  выдачу документа, подтверждающего  факт снятия с учета предпринимателя в случае прекращения им деятельности.

На основании  выписки из государственного реестра, представляемой налоговыми органами в  течение пяти дней после внесения изменений в реестр, индивидуальные предприниматели снимаются с  учета во внебюджетных фондах.

Кроме того, при  прекращении деятельности индивидуальному  предпринимателю следует закрыть  использовавшиеся для предпринимательской  деятельности счета в банках и  сообщить об этом в налоговую инспекцию. Если бизнесмен нарушит установленный  десятидневный срок представления в налоговый орган сведений об открытии или закрытии счетов в банке (п. 2 ст. 23 НК РФ), то ему придется заплатить штраф в размере 5 000 руб. (ст. 118 НК РФ)42.

Снятие с  налогового учета и учета во внебюджетных фондах совсем не означает, что бывшему индивидуальному предпринимателю «простили» долги по налогам и платежам в фонды.

Если гражданин  ведет бизнес без регистрации  в качестве предпринимателя, то при  исполнении обязанностей, возложенных  на него Налоговым кодексом, он не вправе ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем (ст. 11 НК РФ). Обязанности налогоплательщиков по уплате налогов, а также по представлению деклараций по этим налогам предусмотрены статьей 23 Налогового кодекса РФ.

В случае прекращения  деятельности бизнесмена до окончания налогового периода таковым в целях исчисления и уплаты налогов будет являться период осуществления им деятельности начиная с 1 января текущего года до даты прекращения деятельности. Так, известно, что индивидуальные предприниматели представляют декларацию по ЕСН не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 244 НК РФ). Значит, и бывшие предприниматели за тот промежуток времени от начала года до момента прекращения деятельности должны представить декларацию по ЕСН не позднее 30 апреля следующего года. Аналогичная обязанность по представлению декларации по НДФЛ не позднее 30 апреля следующего года предусмотрена и статьей 229 Налогового кодекса.

Следует отметить, что Налоговый кодекс не ограничивает инспекторов в проведении выездной проверки предпринимателя в связи с потерей статуса. Налоговый орган может провести камеральную проверку представленных бизнесменом налоговых деклараций, а также назначить выездную проверку за период осуществления предпринимательской деятельности. При этом бывший предприниматель обязан представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ).

В случае выявления  фактов неуплаты налогов инспекторы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах (подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ)43. Если же за период предпринимательской деятельности у бизнесмена образовалась переплата по налогам, то после утраты статуса он вправе вернуть эту переплату на общих основаниях. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению (п. 1, 7 ст. 78 НК РФ). Имущество гражданина-предпринимателя юридически не разграничено на используемое в предпринимательской деятельности и в личных целях. Физическое лицо за счет собственного имущества уплачивает налоги, связанные и не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Такие разъяснения дал Конституционный суд РФ в своем постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

Основания принудительного  прекращения статуса индивидуального  предпринимателя

Судебное решение  о признании предпринимателя  несостоятельным (банкротом). Дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к подведомственности арбитражных судов (п. 1 ст. 33 АПК РФ). Специальные нормы, регулирующие банкротство гражданина, установлены в статьях 202–213 закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей определяются в статьях 214–216 указанного закона.

Основанием  для признания индивидуального  предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 214 закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

В ходе рассмотрения дела о банкротстве свои требования к индивидуальному предпринимателю  могут также предъявлять кредиторы  по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (например, о причинении вреда жизни, здоровью либо имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов). При этом неудовлетворенные требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иные требования личного характера сохраняют силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства.

Основанием  для принудительной государственной  регистрации прекращения предпринимательской  деятельности является решение арбитражного суда о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства. Арбитражный суд обязан направить копию своего решения в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве бизнесмена44.

Внесение в  реестр записи о прекращении гражданином предпринимательской деятельности осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления в регистрирующий орган копии соответствующего судебного решения.

Государственная регистрация лица, признанного несостоятельным (банкротом), в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия вышеуказанного судебного решения, а не с момента внесения соответствующей записи в реестр. С этого же момента аннулируются выданные бизнесмену лицензии на осуществление отдельных видов ­предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 216 закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Прекращение деятельности в принудительном порядке по решению  суда. Налоговая инспекция вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке (п. 3 ст. 25 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Сделать это возможно, если бизнесмен неоднократно либо грубо нарушил законы или иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное  непредставление необходимых для  включения в ЕГРИП сведений, представление  недостоверных или искаженных данных.

Если суд удовлетворит указанное требование, то копия соответствующего судебного решения направляется в регистрирующий орган. В этом случае государственная регистрация ликвидации статуса осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган копии соответствующего решения суда. Государственная регистрация лица в качестве предпринимателя утрачивает силу с момента принятия судом такого решения.

При этом лицо, предпринимательская деятельность которого прекращена в принудительном порядке по решению суда, вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя только спустя один год со дня принятия регистрирующим органом указанного решения.

Вступление  в силу судебного приговора, запрещающего бизнесмену заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок

Лишение права  заниматься определенной деятельностью  состоит в запрещении заниматься определенной профессиональной или  иной деятельностью (ст. 47 УК РФ)45. Эта мера наказания может устанавливаться на срок до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Федеральная служба исполнения наказаний представляет в налоговую инспекцию по месту  жительства осужденного физического  лица заверенную в установленном порядке копию вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения гражданина права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок (п. 8 Правил). Срок для направления — пять рабочих дней с даты вступления в силу вышеуказанных приговора, определения или постановления суда.

Приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования  в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован  сторонами (ст. 390 УПК РФ). Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. Приговор, не отмененный судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения в случае подачи жалобы или представления прокурора (акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом) в кассационном порядке.

Государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вступления в силу вышеуказанных судебных актов.

Информация о работе Гражданско – правовой статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица