Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы описать подробно суть демократии и гражданского общества, и рассмотреть модели развития.
Задача проводимого исследования заключается рассмотреть формы и интерпретации содержания гражданского общества и демократии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………...…..……3
Глава 1. Демократия и её основные формы………………………………………………………4
1.1. Понятие и основные признаки демократии………………………………………………….…4
1.2. Факторы, обусловливающие реальный характер демократии………….……9
Глава 2. Гражданское общество и государство……………………………………….………17
2.1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества……………...……17
2.2. Гражданское общество и государство: основные интерпретации и реальное содержание…………………………………………………………………………………………….…………23
Глава 3. Гражданское общество и демократия………………………………………….…….32
Заключение………………………………………………………………………………………………………..……………...…39
Список используемых источников………………………………………………………………………..……40

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.docx

— 117.85 Кб (Скачать файл)

«как  бесконечно  лживо  обычное  буржуазное  представление,  будто  социализм  есть нечто  мертвое,  застывшее,  раз навсегда  данное,  тогда  как на  самом  деле  только с социализма  начнется  быстрое,  настоящее,  действительно  массовое,  при  участии  большинства  населения, а затем  всего  населения,  происходящее  движение  вперед  во всех  областях  общественной  и личной  жизни» 3.

С  социализмом  у  Ленина,  так же как  и у  других  основателей  и сторонников  этой  теории,  связывалось  возникновение  и  развитие  настоящей, «подлинной»  демократии.

В-четвертых,  социальная  ценность  и значимость  демократии  проявляется  также  в том,  что,  распространяясь  на все  сферы  общественно-политической  жизни  и  наполняя  демократическим  содержанием деятельность  основных  государственных и общественных  институтов.

Наконец,  в-пятых,  социальная  роль  и значимость  демократии  проявляется  в  том,  что  она  выступает  как  единственно  возможный  путь выявления  воли  народных  масс. Как механизм  ее формирования,  аккумуляции  и  адекватной  реализации или как лучший  способ  выдвижения на  руководящие  государственные  посты,  а  также  в руководящие  органы  партийных,  общественных  и  самодеятельных  организаций  наиболее  достойных  по  своим  морально-политическим  и  деловым  качествам представителей  народа.

Кроме  названных направлениях,  существуют  и  другие  возможные  пути  и  формы проявления  социальной  роли  и значимости  демократии,  основные  направления  ее  воздействия  на  государственную  и  общественную жизнь.  Однако их  реализация, так же как и использование всего социального потенциала  демократии,  возможны  лишь  при одном непременном условии — не  только  провозглашения  или же  формально-юридического  закрепления демократических принципов,  идей  и других атрибутов демократии,  но и их  реального,  всесторонне гарантированного воплощения  в жизнь.

В течение  многих  столетий  развития  теории  демократического  государства  и  общества  основное  внимание  исследователей  фокусировалось  не  только  на  формально-юридической,  но  и  на  фактической сторонах демократии.  Центральным  вопросом  при этом  неизменно  оставался  вопрос  о  факторах,  обусловливающих  реальный  характер демократии  или, что  одно и то же,  — о ее  гарантиях.

Последние  можно, с определенной  долей  условности,  разделить  на два  вида:  объективные  факторы,  обусловленные  реально  существующими  жизненными  условиями,  и  субъективные,  зависящие  от  воли, желания  и  иных субъективных устремлений рядовых граждан или должностных лиц. 4

Суть  субъективных  факторов,  призванных  обеспечить  реальный характер демократии, заключается, таким  образом, прежде  всего в том, чтобы  возложить  на государственных  и  общественных  деятелей  той или  иной  страны  правовые  и моральные  обязанности  своими  повседневными  действиями  проводить в жизнь, сохранять и охранять  существующие  или  нарождающиеся  в стране  демократические  принципы, идеи  и  традиции.  Не случайным  в  свете  сказанного  представляется тот  факт,  что в некоторых  странах  обязанность  высших  должностных лиц  соблюдать в  своих  действиях  демократические  принципы  и охранять  существующий  или  нарождающийся  демократический  строй  закрепляется  конституционно.

Так,  согласно  Конституции  России  1993  г., президент  страны  объявляется  гарантом  как самой Конституции,  так и закрепляемых в ней прав и свобод  человека и гражданина. 

Среди  объективных факторов — гарантий  реальной  демократии выделяются  материальные,  социальные,  юридические,  политические, идеологические и др. 

Понимая  под  гарантиями  объективные  условия  и средства,  обеспечивающие  не только  провозглашение  и юридическое  закрепление  демократических  принципов,  идей,  прав  и свобод  граждан,  но и их  всестороннюю  охрану  и проведение  в жизнь,  многие авторы  обращают  внимание  при этом, прежде  всего на материальные гарантии. Последние  понимаются  в самом  широком  смысле  слова.  А именно  — как  экономические  условия  жизни  общества  и  различных его слоев,  в  отношениях  между  которыми  устанавливаются  демократические  принципы, а именно:

- уровень жизни  населения,  позволяющий  ему  участвовать  или, наоборот,  не участвовать  в управлении  делами  общества  и государства; 

- экономические  и финансовые  возможности  государства, позволяющие   или, наоборот,  не позволяющие   обеспечивать  нормальное  функционирование  в  стране  демократических   политических  институтов,  осуществление   прав  и  свобод  граждан,  формирование  выборных государственных   органов на демократической   основе.

Материальные  и в особенности  финансовые  возможности  являются  весьма  важными  атрибутами  реальной  демократии  не только  для государства  и общества,  но и для отдельных  граждан.  Они  позволяют им,  в  частности,  полнее   по  сравнению  с  неимущими гражданами реализовывать свои  права: 

- на образование  (более   широкий  выбор  форм  образования,  выбор  отечественных  и   зарубежных  вузов,  дающих  образование   на платной  основе,  т.п.), 

- на участие  в выборах  (быть  избранным  в государственные   органы  или на высшие  государственные   должности),

- на медицинское  обслуживание, жилье, отдых и т.д. 

Среди  факторов,  обусловливающих  реальный  характер  демократии,  особое  внимание  обращается  также  на  юридические  гарантии. Они  представляют  собой  совокупность  юридических  средств  и  условий,  обеспечивающих  реализацию  формально  декларируемых  демократических  принципов,  идей, прав и свобод  граждан.

Юридические  гарантии,  отмечает  известный  отечественный  ученый  Л.Д.  Воеводин,  «не следует ни отрывать, ни тем более противопоставлять  другим  видам  гарантий».  Роль  и значение  указанных гарантий  можно правильно понять  и оценить, лишь  анализируя  их в единстве с другими гарантиями,  рассматривая  их как часть единого целого.

Системный  подход  к  юридическим  гарантиям  позволяет  правильно определить  их место  и роль. С одной  стороны,  не следует  преувеличивать  роль и  значение  юридических  гарантий, в частности, в обеспечении,  охране и защите  конституционных  прав и свобод, выдвигая  их на решающее  место,  как  это  наблюдается  в современной  России.  С другой  стороны, их  нельзя  рассматривать  в качестве  некоего  «довеска»  ко всем  остальным  гарантиям. 5 Это же следует сказать и в отношении других  гарантий.

Юридические  гарантии  весьма  многочисленны  и  разнообразны. Они  содержатся  как в конституционных  актах, так и в текущих  (обычных)  законах, а также в подзаконных  актах.  Значительную  роль  юридические  гарантии  играют в правоприменительной  деятельности.

В  качестве  примеров  конституционного  закрепления  юридических гарантий  может  служить 

- ч. 1 ст. 29  действующей Конституции России, где говорится о том,  что «каждому  гарантируется свобода мысли и слова»; 

- ч. 2 ст. 43  согласно которой «гарантируются  общедоступность и  бесплатность  дошкольного,  основного  общего и среднего  профессионального  образования  в государственных  или  муниципальных  образовательных  учреждениях и на  предприятиях»;

- ч.  1 ст. 44, в соответствии с которой  «каждому  гарантируется свобода литературного,  художественного,  научного,  технического  и других  видов творчества,  преподавания. Интеллектуальная  собственность охраняется  законом».

Юридические  гарантии  различных  проявлений  демократии,  в частности  прав  и  свобод  граждан  России,  закрепляются  не только в Конституции  Российской  Федерации,  но и в конституционных  актах (конституциях,  уставах)  субъектов  Федерации.  Так,  например, в Уставе  Курганской  области от 1 января  1994  г. говорится:  «Человек,  его  права  и  свободы  являются  высшей  ценностью.  Признание,  соблюдение и защита  прав и свобод  человека и гражданина  — обязанность  органов  государственной  власти  и  местного  самоуправления  области» (ст. 24). 

Юридическим  гарантиям  демократии  всегда уделялось  значительное  внимание  не  только  в  России,  но  также  и  в  других  странах,  не только в современном  мире, но и  на ранних  стадиях  развития  государства, права  и общества.  «Можно  ли  назвать что-либо  иное, кроме  законов, — задавались  вопросом  еще в древних  Афинах ораторы  и  философ а  —  на  которых  прежде  всего были  бы  основаны  благосостояние нашего  государства,  его демократическое устройство  и свобода?»

И тут  же  отвечали,  что на  этот  вопрос  «каждый  с  уверенностью  ответит отрицательным  образом». 6

Следует  заметить,  что  на  ранних  стадиях  развития  демократии  юридические  гарантии  зачастую  сопровождались  своеобразными (в виде  клятв,  присяг,  заклинаний  и т.п.)  религиозными,  а точнее — ритуальными  гарантиями.

«Нужно,  чтобы  вы  понимали,  граждане,  —  обращался  к  своим соотечественникам Ликург  (IX—VIII  вв.  до  н.э.)  — известный спартанский законодатель  и оратор,  — что клятва  является  основой демократии.  Ибо трое  составляют  сущность  государственного  строя —

правитель,  судья  и  частный  человек.  Каждый  из  них  приносит  эту клятву  верности.  И  это  вполне  справедливо  — ведь  многие,  обманув других людей  и  оставшись  незамеченными,  не  только  избежали  опасности  в  настоящее  время,  но  и  впредь  остаются  безнаказанными  за совершенные  преступления.  А  если  кто-нибудь  нарушил  клятву,  данную богам,  он  не  скроется  от  них  и  не  избежит  наказания.  И  если  не он сам, то  дети  его  и  весь  род  клятвопреступника  попадут  в  большие беды»7.

По  свидетельству  историков  и  археологов,  занимающихся  изучением  Древнего  мира,  такого  рода  клятвы-гарантии  нарождавшейся,  а позднее  — устоявшейся  демократии  играли  свою  весьма  заметную роль. В более  поздний  период и, особенно  на современном  этапе  развития государственной  и  общественно-политической  жизни  клятва,  несомненно,  утратила  свое  прежнее  значение  определенной  гарантии или «основы  демократии».

В современном  обществе  и  государстве  она  сохранилась  как  некий морально  сдерживающий  приносящего  эту клятву  ритуал.  Не  больше. Ведь  за  нарушение  клятвы,  приносящейся,  например,  президентам России   при  вступлении  их в должность, ни в  конституциях этих  стран,  ни  в  текущих  законах  не  предусматривается  фактически никакой юридической  ответственности.

Принося  присягу  «народу»  в  «торжественной  обстановке»,  Президент  России,  в  частности,  клянется  «уважать  и  охранять  права  и  свободы  человека  и  гражданина,  соблюдать  и  защищать  Конституцию Российской  Федерации,  защищать  суверенитет  и  независимость,  безопасность  и  целостность  государства,  верно  служить народу».  Ответственность же  Президента,  связанная с его отстранением  от  должности,  наступает не  за  нарушение принесенной «народу»  клятвы  верно служить ему,  а лишь  «только на  основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене  или иного тяжкого преступления».

Это  говорит  о  том,  что  клятвы,  торжественные  обещания  высших должностных  и  иных  лиц,  претендующих  на  роль  гарантов  демократии,  играют  в  настоящее  время,  как  показывает  практика  России, не юридическую, а чисто символическую, моральную  роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

2.1 Понятие и  историческая эволюция гражданского  общества

        В  современной  политологии  важность изучения гражданского общества,  которое  казалось  бы  находится вне сферы политических отношений, обусловлена тем, что гражданское общество является естественным  фундаментом политической  демократии.  Поэтому обращение к проблеме  гражданского  общества  позволяет обнаружить  те  конкретные институты и социальные условия,  которые делают политическую демократию не только возможной, но и необходимой.

         Понятие  «гражданское  общество»  имеет  длительную  историю.  На каждом  этапе  исторической  эволюции  человеческого  общества  оно  обретало  новый  смысл  и  новые  характеристики,  становилось  все  более многовариантным.  Однако  оно  неизменно  рассматривалось  в  противопоставлении  понятию  «государство».

Гражданское общество —  это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшийся  организацией граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти.

Понятие «гражданское общество»  употребляется  в широком  и  узком смысле.  В  широком  смысле  гражданское  общество  включает все  социальные структуры и отношения,  которые непосредственно не регулируются  государством.  При  таком  подходе  гражданское  общество  существует  во  всех  государствах,  включая  авторитарные  и  тоталитарные,  поскольку ни одна власть не может  ликвидировать или полностью  контролировать  естественные  формы  жизнедеятельности  людей  и  их  активность.

В узком смысле — это  общество на определенном этапе своего исторического развития,  когда  оно выступает социально-экономической  основой  демократического  и  правового  государства.  Современное  понимание гражданского общества в политологии преимущественно исходит из этого узкого смысла.8

Чтобы  отделить  узкий  смысл  гражданского  общества  от  широких  трактовок  и  в  то  же  время  показать  их  историческую  взаимосвязь  в  современной  науке,  используется  понятие  «гражданская  социальность».

Ученые  выделяют три  основных  формы  гражданской  социальности:

- античная гражданская  общность (полис);

Информация о работе Гражданское общество и государство