Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа
Цель курсовой работы описать подробно суть демократии и гражданского общества, и рассмотреть модели развития.
Задача проводимого исследования заключается рассмотреть формы и интерпретации содержания гражданского общества и демократии.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………...…..……3
Глава 1. Демократия и её основные формы………………………………………………………4
1.1. Понятие и основные признаки демократии………………………………………………….…4
1.2. Факторы, обусловливающие реальный характер демократии………….……9
Глава 2. Гражданское общество и государство……………………………………….………17
2.1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества……………...……17
2.2. Гражданское общество и государство: основные интерпретации и реальное содержание…………………………………………………………………………………………….…………23
Глава 3. Гражданское общество и демократия………………………………………….…….32
Заключение………………………………………………………………………………………………………..……………...…39
Список используемых источников………………………………………………………………………..……40
«как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни» 3.
С социализмом у Ленина, так же как и у других основателей и сторонников этой теории, связывалось возникновение и развитие настоящей, «подлинной» демократии.
В-четвертых, социальная
ценность и значимость демократии
проявляется также в том,
что, распространяясь на все
сферы общественно-политической
жизни и наполняя демократическим
содержанием деятельность основных
государственных и
Наконец, в-пятых, социальная роль и значимость демократии проявляется в том, что она выступает как единственно возможный путь выявления воли народных масс. Как механизм ее формирования, аккумуляции и адекватной реализации или как лучший способ выдвижения на руководящие государственные посты, а также в руководящие органы партийных, общественных и самодеятельных организаций наиболее достойных по своим морально-политическим и деловым качествам представителей народа.
Кроме названных направлениях, существуют и другие возможные пути и формы проявления социальной роли и значимости демократии, основные направления ее воздействия на государственную и общественную жизнь. Однако их реализация, так же как и использование всего социального потенциала демократии, возможны лишь при одном непременном условии — не только провозглашения или же формально-юридического закрепления демократических принципов, идей и других атрибутов демократии, но и их реального, всесторонне гарантированного воплощения в жизнь.
В течение многих столетий развития теории демократического государства и общества основное внимание исследователей фокусировалось не только на формально-юридической, но и на фактической сторонах демократии. Центральным вопросом при этом неизменно оставался вопрос о факторах, обусловливающих реальный характер демократии или, что одно и то же, — о ее гарантиях.
Последние можно, с определенной долей условности, разделить на два вида: объективные факторы, обусловленные реально существующими жизненными условиями, и субъективные, зависящие от воли, желания и иных субъективных устремлений рядовых граждан или должностных лиц. 4
Суть субъективных факторов, призванных обеспечить реальный характер демократии, заключается, таким образом, прежде всего в том, чтобы возложить на государственных и общественных деятелей той или иной страны правовые и моральные обязанности своими повседневными действиями проводить в жизнь, сохранять и охранять существующие или нарождающиеся в стране демократические принципы, идеи и традиции. Не случайным в свете сказанного представляется тот факт, что в некоторых странах обязанность высших должностных лиц соблюдать в своих действиях демократические принципы и охранять существующий или нарождающийся демократический строй закрепляется конституционно.
Так, согласно Конституции России 1993 г., президент страны объявляется гарантом как самой Конституции, так и закрепляемых в ней прав и свобод человека и гражданина.
Среди объективных факторов — гарантий реальной демократии выделяются материальные, социальные, юридические, политические, идеологические и др.
Понимая под гарантиями объективные условия и средства, обеспечивающие не только провозглашение и юридическое закрепление демократических принципов, идей, прав и свобод граждан, но и их всестороннюю охрану и проведение в жизнь, многие авторы обращают внимание при этом, прежде всего на материальные гарантии. Последние понимаются в самом широком смысле слова. А именно — как экономические условия жизни общества и различных его слоев, в отношениях между которыми устанавливаются демократические принципы, а именно:
- уровень жизни населения, позволяющий ему участвовать или, наоборот, не участвовать в управлении делами общества и государства;
- экономические и финансовые
возможности государства,
Материальные и в особенности финансовые возможности являются весьма важными атрибутами реальной демократии не только для государства и общества, но и для отдельных граждан. Они позволяют им, в частности, полнее по сравнению с неимущими гражданами реализовывать свои права:
- на образование (более широкий выбор форм образования, выбор отечественных и зарубежных вузов, дающих образование на платной основе, т.п.),
- на участие в выборах (быть избранным в государственные органы или на высшие государственные должности),
- на медицинское обслуживание, жилье, отдых и т.д.
Среди факторов, обусловливающих реальный характер демократии, особое внимание обращается также на юридические гарантии. Они представляют собой совокупность юридических средств и условий, обеспечивающих реализацию формально декларируемых демократических принципов, идей, прав и свобод граждан.
Юридические гарантии, отмечает известный отечественный ученый Л.Д. Воеводин, «не следует ни отрывать, ни тем более противопоставлять другим видам гарантий». Роль и значение указанных гарантий можно правильно понять и оценить, лишь анализируя их в единстве с другими гарантиями, рассматривая их как часть единого целого.
Системный подход к юридическим гарантиям позволяет правильно определить их место и роль. С одной стороны, не следует преувеличивать роль и значение юридических гарантий, в частности, в обеспечении, охране и защите конституционных прав и свобод, выдвигая их на решающее место, как это наблюдается в современной России. С другой стороны, их нельзя рассматривать в качестве некоего «довеска» ко всем остальным гарантиям. 5 Это же следует сказать и в отношении других гарантий.
Юридические гарантии весьма многочисленны и разнообразны. Они содержатся как в конституционных актах, так и в текущих (обычных) законах, а также в подзаконных актах. Значительную роль юридические гарантии играют в правоприменительной деятельности.
В качестве примеров конституционного закрепления юридических гарантий может служить
- ч. 1 ст. 29 действующей Конституции России, где говорится о том, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова»;
- ч. 2 ст. 43 согласно которой «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»;
- ч. 1 ст. 44, в соответствии с которой «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».
Юридические гарантии различных проявлений демократии, в частности прав и свобод граждан России, закрепляются не только в Конституции Российской Федерации, но и в конституционных актах (конституциях, уставах) субъектов Федерации. Так, например, в Уставе Курганской области от 1 января 1994 г. говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность органов государственной власти и местного самоуправления области» (ст. 24).
Юридическим гарантиям демократии всегда уделялось значительное внимание не только в России, но также и в других странах, не только в современном мире, но и на ранних стадиях развития государства, права и общества. «Можно ли назвать что-либо иное, кроме законов, — задавались вопросом еще в древних Афинах ораторы и философ а — на которых прежде всего были бы основаны благосостояние нашего государства, его демократическое устройство и свобода?»
И тут же отвечали, что на этот вопрос «каждый с уверенностью ответит отрицательным образом». 6
Следует заметить, что на ранних стадиях развития демократии юридические гарантии зачастую сопровождались своеобразными (в виде клятв, присяг, заклинаний и т.п.) религиозными, а точнее — ритуальными гарантиями.
«Нужно, чтобы вы понимали, граждане, — обращался к своим соотечественникам Ликург (IX—VIII вв. до н.э.) — известный спартанский законодатель и оратор, — что клятва является основой демократии. Ибо трое составляют сущность государственного строя —
правитель, судья и частный человек. Каждый из них приносит эту клятву верности. И это вполне справедливо — ведь многие, обманув других людей и оставшись незамеченными, не только избежали опасности в настоящее время, но и впредь остаются безнаказанными за совершенные преступления. А если кто-нибудь нарушил клятву, данную богам, он не скроется от них и не избежит наказания. И если не он сам, то дети его и весь род клятвопреступника попадут в большие беды»7.
По свидетельству историков и археологов, занимающихся изучением Древнего мира, такого рода клятвы-гарантии нарождавшейся, а позднее — устоявшейся демократии играли свою весьма заметную роль. В более поздний период и, особенно на современном этапе развития государственной и общественно-политической жизни клятва, несомненно, утратила свое прежнее значение определенной гарантии или «основы демократии».
В современном обществе и государстве она сохранилась как некий морально сдерживающий приносящего эту клятву ритуал. Не больше. Ведь за нарушение клятвы, приносящейся, например, президентам России при вступлении их в должность, ни в конституциях этих стран, ни в текущих законах не предусматривается фактически никакой юридической ответственности.
Принося присягу «народу» в «торжественной обстановке», Президент России, в частности, клянется «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Ответственность же Президента, связанная с его отстранением от должности, наступает не за нарушение принесенной «народу» клятвы верно служить ему, а лишь «только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или иного тяжкого преступления».
Это говорит о том, что клятвы, торжественные обещания высших должностных и иных лиц, претендующих на роль гарантов демократии, играют в настоящее время, как показывает практика России, не юридическую, а чисто символическую, моральную роль.
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
2.1 Понятие и
историческая эволюция
В современной политологии важность изучения гражданского общества, которое казалось бы находится вне сферы политических отношений, обусловлена тем, что гражданское общество является естественным фундаментом политической демократии. Поэтому обращение к проблеме гражданского общества позволяет обнаружить те конкретные институты и социальные условия, которые делают политическую демократию не только возможной, но и необходимой.
Понятие «гражданское общество» имеет длительную историю. На каждом этапе исторической эволюции человеческого общества оно обретало новый смысл и новые характеристики, становилось все более многовариантным. Однако оно неизменно рассматривалось в противопоставлении понятию «государство».
Гражданское общество —
это сфера спонтанного
Понятие «гражданское общество» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. При таком подходе гражданское общество существует во всех государствах, включая авторитарные и тоталитарные, поскольку ни одна власть не может ликвидировать или полностью контролировать естественные формы жизнедеятельности людей и их активность.
В узком смысле — это
общество на определенном этапе своего
исторического развития, когда
оно выступает социально-
Чтобы отделить узкий смысл гражданского общества от широких трактовок и в то же время показать их историческую взаимосвязь в современной науке, используется понятие «гражданская социальность».
Ученые выделяют три основных формы гражданской социальности:
- античная гражданская общность (полис);