Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа
Цель курсовой работы описать подробно суть демократии и гражданского общества, и рассмотреть модели развития.
Задача проводимого исследования заключается рассмотреть формы и интерпретации содержания гражданского общества и демократии.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………...…..……3
Глава 1. Демократия и её основные формы………………………………………………………4
1.1. Понятие и основные признаки демократии………………………………………………….…4
1.2. Факторы, обусловливающие реальный характер демократии………….……9
Глава 2. Гражданское общество и государство……………………………………….………17
2.1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества……………...……17
2.2. Гражданское общество и государство: основные интерпретации и реальное содержание…………………………………………………………………………………………….…………23
Глава 3. Гражданское общество и демократия………………………………………….…….32
Заключение………………………………………………………………………………………………………..……………...…39
Список используемых источников………………………………………………………………………..……40
- средневековая гражданская общность (феодальные города-государства, например, Новгородская республика);
- современное гражданское общество, сложившееся в конце XVIII-начале XX века;
Общие признаки гражданской социальности:
- концентрация жизни
населения в городах и
Гражданское общество — это общество горожан: гражданин - это горожанин: civis (гражданин) связан с civitas (городом — лат.). Соответственно, эволюция гражданского общества связана с эволюцией форм гражданской социальности;
- демократическое устройство
государства. Демократия есть
политическая форма
- личностная автономия,
которая понимается не просто
как личная свобода, а
как единство внутренних
и внешних возможностей
развития. Реализация внутреннего
потенциала человека немыслима
накладываются ограничения на пространство его самодеятельности;
- господство частного
или гражданского права,
Свое юридическое выражение оно находит в системе римского права, регулирующего сферу частных отношений между людьми как гражданами.
Особенности исторических форм гражданской социальности:
- античный полис. На
этом этапе понятия «
- средневековая общность основана на сословно-корпоративной частной собственности. Последняя связана с неразвитым разделением труда и цеховой организацией ремесла в городе. В состав средневековой общности входило множество корпораций - особых организаций, создаваемых для воспроизводства и защиты частно-групповых и сословных интересов. Это — клубы аристократов, цехи, купеческие гильдии, касты, военные организации.
Итак, первые две исторических формы гражданской социальности можно условно отнести к протогражданским. Им соответствует модель «общинной» и локальной (городской) общности. Кроме того, античная и средневековая гражданские общности были синкретичны по своей структуре. Членство в них определялось не только социально-экономическим положением человека, но и его формальным политическим статусом. Экономические и политические структуры пронизывали гражданскую жизнь людей в эпохи античности и средневековья, определяли их конкретное культурное своеобразие и социальный облик.
Основные этапы
и характерные черты
Современный период развития гражданского общества условно делится на три этапа. Каждому из этапов становления и развития современного гражданского общества соответствуют определенные модели, или типы: «конкурентное», «когерентное» и «плюральное».
На первом этапе развития модерна (современности) окончательно утверждается разделение гражданской и политической (государственной) сфер общества. Гражданское общество взаимодействует с государством посредством формирования современных механизмов демократии (институт выборов, партии, группы давления и т.д.). К государству постепенно переходит контроль над значительной частью таких социальных институтов, как образование, учреждения культуры, медицина и пр.
Поэтому на этом этапе в гражданском обществе складывается и развивается преимущественно частная сфера социальной жизни, т.е. система институтов и организаций, обслуживающих прежде всего частные отношения людей, в т.ч. экономические и семейно-родственные, и противостоящая непосредственно публичной сфере государственной власти. Частная сфера гражданского общества призвана обеспечить эффективное взаимодействие автономных субъектов гражданского общества с представителями государства.
В эту эпоху в обществе преобладают элементы «классического» капитализма — рыночная экономика, индивидуальная частная собственность, свободная конкуренция, классовые конфликты и пр.
Поскольку экономическая
сфера является здесь доминирующей,
то отношения между капиталистами
и наемными рабочими становятся определяющими.
Соответственно формируется и социальный
облик гражданского общества.
Это — общество конкурентного
типа, основанное на потребности
в примирении двух основных
экономических классов. Оно вынуждено
не только согласовывать их интересы
между собой, но и защищать от
прямого вмешательства государства.
Главными классами этого общества
являются промышленные слои и, прежде
всего предприниматели и
Оно противостоит, с одной стороны, мощному государству с его органами принуждения, и, с другой стороны, активным силам гражданского общества, пытающимся перераспределить сферы влияния и ресурсы в пользу своих групп и общностей. С целью противостояния фактам экспансии государства и недопущения прямого слияния государственных и экономических ресурсов в руках работодателей возникают профсоюзы, использующие легальные средства социального давления. К ним присоединяется множество других общественных организаций и союзов, призванных защищать частные и общественные интересы
Этому этапу становления гражданского общества соответствует правовое государство, которое устанавливает правила игры и следит за их соблюдением, не вмешиваясь непосредственно в экономику.
На втором этапе развивается общественная сфера гражданской жизни.
Гражданское общество, которое на первом этапе своего становления вынуждено было брать на себя функцию защиты экономических интересов различных социальных групп, теперь в основном передает их укрепившемуся государству, которое становится социальным.
В данном обществе существенно
расширяется сфера
Противоречия между группами и слоями этого общества имеют социально-статусный характер, т.е. не связаны напрямую с распределением общественного богатства между имущими и неимущими («социально обездоленными») слоями. Государство на данном этапе становится не только правовым, но и социальным.
На третьем этапе формирования современного социума осуществляется переход к «плюралистической» модели гражданского общества.
В условиях позднего модерна (постмодерна) гражданское общество претерпевает качественные изменения. В социальной структуре постсовременного социума практически отсутствуют противоположные полюса классовой или статусной поляризации субъектов. Различия между ними имеют социокультурный характер. Это — различия культурных стилей жизни индивидов и групп. Борьба за культурное доминирование переносится в жизненный мир, где разнообразные субъекты пытаются вырабатывать собственные стратегии и линии поведения.
Гражданское общество
выступает при этом главным
поставщиком социально значимых
проектов и культурных программ
деятельности. В обществе господствует
плюрализм во всех его проявлениях
и толерантность (терпимость).
2.2. Гражданское общество и государство: основные интерпретации и реальное содержание
Гражданское общество и
Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства».
Гражданское общество предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать хаосу, кризису и упадку через создание условий для реализации прав и свобод автономной личности.
Идея гражданского общества является одной из важнейших политических идей Нового времени. Возникнув в середине XVIIв. в Европе, понятие «гражданское общество» претерпело известную эволюцию, породив несколько концепций и интерпретаций. Однако оно неизменно рассматривается в противопоставлении понятию «государство».
Либеральная трактовка гражданского общества восходит к временам Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие «гражданского общества» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Человек в «диком», «природном» состоянии, не знающий ни цивилизации, ни государства, развивается в хаосе всеобщей взаимной вражды и непрерывных войн. Естественному, до государственному состоянию общества противопоставляется цивилизованное, общественно-политическое, олицетворяющее порядок гражданские отношения.
Естественным началом общества и жизни человека становятся не природа и необузданные природные страсти человека, а цивилизованность, т. е. исключительная способность человека сознательно объединяться с себе подобными для совместного проживания. Гражданское общество было признано условием удовлетворения базовых человеческих потребностей в пище, одежде, жилье. Гражданское общество появилось в результате процессов дифференциации и эмансипации различных сфер общественной жизни (экономической, социальной, культурной), в рамках которых происходит удовлетворение повседневных потребностей индивида.
Становление самостоятельных сфер общественной жизни отражало процессы возрастающего разнообразия деятельности индивидов и усложнения социальных отношений. Разнообразие социальных отношений было следствием становления автономной личности, не зависимой от власти и обладающей таким уровнем гражданского самосознания, который позволял ей строить свои отношения с другими индивидами разумно и целесообразно. В основе процесса кристаллизации независимого индивида, по Дж. Локку, лежит частная собственность. Она является экономической гарантией его свободы и политической самостоятельности.
Отношения между государством и гражданским обществом строились на договорной основе. По своей сущности эти отношения были цивилизованными, поскольку государство и гражданское общество вместе создавали условия для удовлетворения базовых человеческих потребностей и обеспечения жизнедеятельности индивидов. Государство охраняет неотчуждаемые права граждан и с помощью власти ограничивает природную вражду, снимает страх и тревогу за родных и близких, за свое богатство; а гражданское общество сдерживает стремление власти к господству.
Другую традицию представляет подход Г. Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества выступает частная собственность. Однако не гражданское общество являлось, по Г. Гегелю, движущей силой прогресса, а государство. Примат государства по отношению к гражданскому обществу был связан с тем, что, как считал Г. Гегель, основой развития всего и вся является «Мировой Дух», или «Абсолютная Идея». Гражданское общество было «инобытием» Духа-Идеи, а именно государство олицетворяли все добродетели и было наиболее совершенным воплощением Мировой саморазвивающейся Идеи, самого могучего проявления человеческой личности, всеобщности политического, материального и духовного начал.
Государство защищало человека от случайностей, обеспечивало справедливость и реализовывало всеобщность интересов. Гражданское общество и индивид были подчинены государству, ибо именно государство интегрирует отдельные группы и индивидов в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы.
Отвергая тезис Г. Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу, К. Маркс рассматривал последнее фундаментом глобального общества, а жизнедеятельность индивидов - решающим фактором исторического развития. Это вытекало из материалистического понимания истории, согласно которому эволюция общества является результатом эволюции материальных условий жизни. Гражданское общество представляет собой совокупность материальных отношений индивидов. К. Маркс рассматривал гражданское общество как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. Совокупность экономических, производственных отношений индивидов (т. е. отношения, в которые вступают индивиды между собой в процессе производства) и соответствующих им производительных сил (средства производства и рабочая сила) составляют базис. Экономический базис обусловливает надстройку: политические институты (в том числе и государство), право, мораль, религию, искусство и т. д. Государство и политика является отражением производственных отношений.