Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа
Цель курсовой работы описать подробно суть демократии и гражданского общества, и рассмотреть модели развития.
Задача проводимого исследования заключается рассмотреть формы и интерпретации содержания гражданского общества и демократии.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………...…..……3
Глава 1. Демократия и её основные формы………………………………………………………4
1.1. Понятие и основные признаки демократии………………………………………………….…4
1.2. Факторы, обусловливающие реальный характер демократии………….……9
Глава 2. Гражданское общество и государство……………………………………….………17
2.1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества……………...……17
2.2. Гражданское общество и государство: основные интерпретации и реальное содержание…………………………………………………………………………………………….…………23
Глава 3. Гражданское общество и демократия………………………………………….…….32
Заключение………………………………………………………………………………………………………..……………...…39
Список используемых источников………………………………………………………………………..……40
Формирование гражданского
общества невозможно без активного
динамичного рационально
Гражданственность состоит
из трех взаимодополняющих и
В условиях либерально-демократического
правления гражданское общество
не противостоит экономике и государству,
а влияет на них через политических
и экономических обществ. Антагонистические
отношения возникают в том
случае, когда они не справляются
с ролью посредников или
Перед странами, находящимися в процессе демократизации и не желающие возвращаться обратно в авторитаризм, стоит проблема построения гражданского общества, без которого демократия не может стать консолидированной. Построению гражданского общества могут способствовать следующие факторы:
- признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;
- создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;
- деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма; финансовая поддержка политических партий и их независимость от государства;
- создание упрощенной
законодательной базы для
- предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);
- реализация принципа субсидиарности (организационный и правовой).
Для таких стран принципиально важным является разграничение задачи установления жизнеспособной рыночной экономики и укрепления гражданского общества по отношению к государству и высвободившимся рыночным силам. Из истории стран Запада известно, что стихийные силы капиталистической рыночной экономики способны являть собой не меньшую угрозу для социальной солидарности и автономности различных сфер общества и социальной жизни, чем административная власть современного государства.
Демократия несовместима
с тотальным распространением государственной
власти на негосударственную сферу
гражданского общества. В то же время
демократизацию нельзя определять как
упразднение государства и
Приходится признавать, что демократическая ориентация является только одной из возможных характеристик гражданского общества. Современные исследования концепции гражданского общества свидетельствуют о том, что оно может способствовать упрочению демократии лишь в том случае, если следует определенным правилам, важнейшим из которых является установление здоровых, взаимных отношений между гражданским обществом и властью.
В качестве одного из важнейших условий усиления роли гражданского общества в либерально-демократической традиции принято считать уменьшение влияния институтов государственной власти. Сторонники такой концепции гражданского общества исходят из непримиримых взаимоотношений государства и гражданского общества, когда сила и успех одного возможны лишь при слабости и поражении другого. Однако, как показывает политическая практика, в рамках демократической системы отношения этих институтов должны строиться на иных принципах. Государство и гражданское общество в рамках демократического устройства заинтересованы в поддержке друг друга, повышении эффективности своей деятельности. Гражданское общество не способно без сильного государства удовлетворить значительную часть требований общества, а государство должно видеть в гражданском обществе его специфическую роль в создании демократии. Гражданское общество не должно основываться на узкоэгоистических требованиях. Оно должно быть озабочено сохранением баланса между интересами общества в целом и интересами отдельных институтов и секторов гражданского общества, в частности. 11
Заключение
В результате изучения данной проблемы можно констатировать что развитое гражданское общество является как источником, так и следствием политической и гражданской активности общества, образуя прочный фундамент демократии. Вследствие этого становление гражданского общества связано не столько с развитием демократии, сколько с формированием устойчивых демократических традиций и культуры, основанной на уважении прав меньшинства и отдельной личности, толерантности, социальной ответственности. Из написанной курсовой работы можно сделать вывод что:
- гражданское общество не может быть просто заимствовано, оно должно вырасти на основе традиционной культуры, по мере экономического и политического развития страны, роста благосостояния и самосознания народа.
- демократия не просто
делает гражданское общество
насущно необходимым, она
- уважение и соблюдение законов является непременным условием защиты прав и свобод человека, эффективное становление гражданского общества, строительство демократического государства.
Мы раскрыли и изучили все поставленные задачи, цель нашей курсовой работы выполнена
Список используемых источников
1.Политология. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М , 1999. С. 99-100. § 1. Понятие и основные признаки демократии 265
2 Античная демократия в свидетельствах современников / Изд. подгот.: А. П. Маринович и ГА. Кошеленко. М., 2003. С. 186-187.
3 Ленин В.И. Политическое собрание сочинений. Т. 33. С. 99-100. 274
4 Воеводин Л Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М„ 1997. С. 221 -237.
5 Воеводин Л Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 231.
6 Демосфен. Речи / Под ред. Е.С. Голубцовой, Л.П. Маринович, Э Д . Фролова. Т. М.,1994. С. 5.
7 Ликург. Речь против Леократа / / Вестник древней истории. 1962. № 2. С. 79.
8 См.: Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная онтология. — М., 1999.104 Раздел II. Политическая власть и общество
9 Дарендорф Р. Мораль, революция и гражданское общество. Размышление о револции в Европе/пер. с нем. М., 1998 с. 64
10 Эрмэ Г. Культура и демократия. Пер.с фр. М., 1994. с.150
11 Кин Дж. Демократия и гражданское общество/пер.с англ. М.,2003 С.7.