Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы описать подробно суть демократии и гражданского общества, и рассмотреть модели развития.
Задача проводимого исследования заключается рассмотреть формы и интерпретации содержания гражданского общества и демократии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………...…..……3
Глава 1. Демократия и её основные формы………………………………………………………4
1.1. Понятие и основные признаки демократии………………………………………………….…4
1.2. Факторы, обусловливающие реальный характер демократии………….……9
Глава 2. Гражданское общество и государство……………………………………….………17
2.1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества……………...……17
2.2. Гражданское общество и государство: основные интерпретации и реальное содержание…………………………………………………………………………………………….…………23
Глава 3. Гражданское общество и демократия………………………………………….…….32
Заключение………………………………………………………………………………………………………..……………...…39
Список используемых источников………………………………………………………………………..……40

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.docx

— 117.85 Кб (Скачать файл)

Формирование гражданского общества невозможно без активного  динамичного рационально мыслящего  гражданина. В современном обществе легитимность власти зачастую обеспечивается за счет пассивности граждан, а не за счет ярко выраженного согласия или восторженного восприятия обществом  ценностей. Такая апатия приводит к  усилению власти, расширению полномочий государства, как правило, за счет прав и свобод граждан. Для формирования гражданственности необходима такая  культура, для которой характерны определенные черты. Прежде всего, гражданин  должен приобрести способность широко смотреть на внешний мир, не замыкаться в себе или в ближайшем окружении, а быть открытым для непохожих  на него людей. Важнейшая черта для  гражданина это - терпимость, которая  позволяет сопоставлять и сравнивать свою точку зрения с мнением других, заставляет слушать оппонентов, признавать за ними право на отличие, принимать  перемены и обновление. Развитие гражданственности  предполагает требование отчетности о  деятельности руководителей всех уровней, что воспитывает правителей и  предотвращает развращение власти.

Гражданственность состоит  из трех взаимодополняющих и неразделимых элементов. Прежде всего, она основана на осознании единства прав и обязанностей, которые бесполезны, если остаются невостребованными. Далее она предполагает наличие конкретных гражданских  действий: от потребности быть информированным  до активного участия в политических и избирательных кампаниях. И, наконец, гражданственность опирается на систему ценностей и на нравственную убежденность, придающий этой системе  смысл и значение.10

В условиях либерально-демократического правления гражданское общество не противостоит экономике и государству, а влияет на них через политических и экономических обществ. Антагонистические  отношения возникают в том  случае, когда они не справляются  с ролью посредников или препятствуют коммуникации власти и общества.

Перед странами, находящимися в процессе демократизации и не желающие возвращаться обратно в авторитаризм, стоит проблема построения гражданского общества, без которого демократия не может стать консолидированной. Построению гражданского общества могут  способствовать следующие факторы:

- признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;

- создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;

- деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма; финансовая поддержка политических партий и их независимость от государства;

- создание упрощенной  законодательной базы для учреждения  всевозможных фондов и других  инструментов благотворительности,  для развития малого бизнеса; 

- предоставление самоуправления  основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);

- реализация принципа  субсидиарности (организационный и правовой).

Для таких стран принципиально  важным является разграничение задачи установления жизнеспособной рыночной экономики и укрепления гражданского общества по отношению к государству  и высвободившимся рыночным силам. Из истории стран Запада известно, что стихийные силы капиталистической  рыночной экономики способны являть собой не меньшую угрозу для социальной солидарности и автономности различных  сфер общества и социальной жизни, чем  административная власть современного государства.

Демократия несовместима с тотальным распространением государственной  власти на негосударственную сферу  гражданского общества. В то же время  демократизацию нельзя определять как  упразднение государства и достижение стихийно складывающегося соглашения между гражданами, составляющими гражданское общество. Демократический проект располагается между этими двумя крайностями. Демократия представляет процесс распределения власти и публичного контроля за ее исполнением в рамках политики, для которой характерно наличие институционально разных, но взаимосвязанных сфер гражданского общества и государства. Мониторинг и общественный контроль за исполнением власти лучше всего осуществляется при демократическом строе именно при таком институциональном разделении. Демократия в данном случае понимается как разделенная на две части система власти, в которой и правители, и управляемые получают каждодневное напоминание о том, что тем, кто осуществляет власть над другими, нельзя творить произвол. Необходимо также признать, что институты государственной власти далеко не всегда подавляют свободу (например, благодаря существованию правил дорожного движения, соблюдение которых обеспечивается государством, удается избежать утомительных переговоров между водителями на каждом перекрестке), а некоторые из них действительно способствуют осуществлению индивидами и группами своей свободы в гражданском обществе.

Приходится признавать, что  демократическая ориентация является только одной из возможных характеристик  гражданского общества. Современные  исследования концепции гражданского общества свидетельствуют о том, что оно может способствовать упрочению демократии лишь в том  случае, если следует определенным правилам, важнейшим из которых является установление здоровых, взаимных отношений  между гражданским обществом  и властью.

В качестве одного из важнейших  условий усиления роли гражданского общества в либерально-демократической  традиции принято считать уменьшение влияния институтов государственной  власти. Сторонники такой концепции  гражданского общества исходят из непримиримых взаимоотношений государства и  гражданского общества, когда сила и успех одного возможны лишь при слабости и поражении другого. Однако, как показывает политическая практика, в рамках демократической системы отношения этих институтов должны строиться на иных принципах. Государство и гражданское общество в рамках демократического устройства заинтересованы в поддержке друг друга, повышении эффективности своей деятельности. Гражданское общество не способно без сильного государства удовлетворить значительную часть требований общества, а государство должно видеть в гражданском обществе его специфическую роль в создании демократии. Гражданское общество не должно основываться на узкоэгоистических требованиях. Оно должно быть озабочено сохранением баланса между интересами общества в целом и интересами отдельных институтов и секторов гражданского общества, в частности. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В результате изучения данной проблемы можно констатировать что развитое гражданское общество является как источником, так и следствием политической и гражданской активности общества, образуя прочный фундамент демократии. Вследствие этого становление гражданского общества связано не столько с развитием демократии, сколько с формированием устойчивых демократических традиций и культуры, основанной на уважении прав меньшинства и отдельной личности, толерантности, социальной ответственности. Из написанной курсовой работы можно сделать вывод что:

- гражданское общество не может быть просто заимствовано, оно должно вырасти на основе традиционной культуры, по мере экономического и политического развития страны, роста благосостояния и самосознания народа.

- демократия не просто  делает гражданское общество  насущно необходимым, она создает  все основные условия для его  возникновения и развития такие  как: социальная свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий.

        - уважение и соблюдение законов является непременным условием защиты прав и свобод человека, эффективное становление гражданского общества, строительство демократического государства.

Мы раскрыли и изучили  все поставленные задачи, цель нашей  курсовой работы выполнена

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

  1. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России. / Полис. 1996 №5. С. 110
  2. Дарендорф Р. Мораль, революция и гражданское общество. М.,1998. С.67
  3. Кин Дж., Демократия и гражданское общество. М., 2001. – 401с.
  4. Алмонд Г., Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня:Мировой обзор. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 537с.
  5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Политология.  /  Отв. ред. В.Д.  Перевалов. М ,  1999.  С. 99-100. § 1.  Понятие и основные  признаки  демократии  265

2 Античная  демократия  в свидетельствах  современников  /  Изд.  подгот.: А. П.  Маринович и ГА. Кошеленко. М.,  2003.  С. 186-187.

3 Ленин В.И.  Политическое собрание сочинений. Т. 33. С. 99-100. 274 

4 Воеводин  Л Д.  Юридический  статус личности  в России.  Учебное пособие.  М„  1997.  С. 221  -237.

5 Воеводин  Л Д.  Юридический  статус личности в России.  М., 1997. С. 231.

6 Демосфен.  Речи  /  Под  ред. Е.С.  Голубцовой, Л.П.  Маринович,  Э Д .  Фролова.  Т. М.,1994.  С.  5.

7 Ликург.  Речь  против Леократа / /  Вестник древней истории.  1962.  № 2.  С.  79.

8   См.:  Резник  Ю.М.  Введение  в социальную теорию.  Социальная  онтология.  — М.,  1999.104  Раздел II. Политическая власть и общество

9 Дарендорф Р. Мораль, революция и гражданское общество. Размышление о револции в Европе/пер. с нем. М., 1998 с. 64

10 Эрмэ Г. Культура и демократия. Пер.с фр. М., 1994.  с.150

11 Кин Дж. Демократия и гражданское общество/пер.с англ. М.,2003 С.7.

 


Информация о работе Гражданское общество и государство