Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:01, курсовая работа
Существующее положение вещей выглядит достаточно плачевно, поскольку конкретизирующая положение Конституции статья Гражданского кодекса РФ об ответственности за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда сама по себе вызывает достаточное количество дискуссий в теории и сомнения в ее конституционности.
В работе мной представлен анализ действующего законодательства в данной области, рассмотрены взгляды авторов на проблемные вопросы и возможные пути их решения, опыт зарубежных стран, а также предпринята попытка выработать свою точку зрения на отдельные спорные ситуации.
Закрепление
в Конституции
РФ положение
о высшей юридической
силе и прямом
действии Конституции
означает, что
все конституционные
нормы имеют верховенство
над законом и
подзаконными актами,
в силу чего суды
при разбирательстве
конкретных судебных
дел должны руководствоваться
Конституцией РФ.
Общие условия ответственности за внедоговорной вред предусмотрены в ст. 1064 ГК РФ. Требование о возмещении вреда будет правомерным, во-первых, при наличии вреда, во-вторых, если действия (бездействия), которыми причинен вред, являются противоправными; в-третьих, если между противоправными действиями и вредом имеется причинно – необходимая связь; в-четвертых, если поведение причинителя вреда является, как правило, виновным.
1. Причинение вреда реабилитированному - условие возникновения обязательств по его возмещению.
Обязательство по возмещению вреда, причиненного гражданину незаконными действиями должностных лиц судебно-следственных органов, возникает лишь при нанесении ему имущественного ущерба – одного из признаков отличия внедоговорных обязательств от договорных. По общим правилам, предусмотренным ст. 1064 ГК РФ, причиненный вред возмещается в полном объеме, что отражено и в ст. 1070 ГК РФ.
Однако законодатель не ограничился провозглашением этого принципа. Применительно к рассматриваемым отношениям Указом от 18 мая 1981г. утверждено «Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда,12 согласно которому подлежат возмещению следующие виды имущественного ущерба:
1) заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основными источниками средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;
2) пенсия или пособие, выплата которых приостановлена в связи с незаконным лишением свободы;
В предусмотренной по ст. 2 Положения ущерб, подлежащий возмещению, входят как реальный ущерб в имуществе (п.п. 3,4,5), так и упущенная выгода, которую гражданин получил бы, если бы упомянутые органы не совершили бы незаконных действий ( п.п. 1, 2), что соответствует общим способам возмещения вреда (ст. 1082 ГК РФ).
На основании ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд обязывает лицо, ответственное за его причинение, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки. Применительно к исследуемым правоотношениям, если конфискованное, изъятое и переданное в доход государства имущество либо имущество, на которое наложен арест, сохранилось, то оно возвращается реабилитированному гражданину в натуре. Если не сохранилось, то, учитывая, что на практике не создан механизм реализации предписания закона о предоставлении вещи того же рода и качества, возмещаются причиненные убытки.13
Понятие убытков, единое для договорных и внедоговорных обязательств, определено законодателем в ст. 15 ГК РФ. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 5 Положения о порядке возмещения ущерба реабилитированному гражданину должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при невозможности этого - другая равноценная работа (должность). Прежняя работа предоставляется не позднее месячного срока со дня обращения гражданина, если оно последовало в течении трех месяцев с момента реабилитации. В связи с этим ущерб подлежит возмещению также со дня вынесения оправдательного приговора до вступления его в законную силу, и за время, в течении которого гражданин принимал меры к восстановлению нарушенных трудовых прав до принятия администрацией организации решения по этому вопросу в установленный месячный срок.
В ст. 2 п.4 Положения указано, что реабилитированному подлежат возмещению, наряду с взысканиями во исполнение приговора суда штрафами и судебными издержками и «иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями». К «иным суммам» могут быть отнесены суммы, взысканные с незаконно осужденного по гражданскому иску, внесенные им в возмещения материального ущерба добровольно либо по требованию администрации, расходы на оплату проезда по вызовам органов расследования и суда, по найму жилого помещения.
Закрепление принципа полного возмещения вреда - громадное достижение в защите субъективных гражданских прав - один из атрибутов правового государства.
При реализации права на возмещение вреда возникает проблема исчисления его объема, обусловленная длящимся характером нарушения прав реабилитированного гражданина. Небывалые темпы инфляции в последние годы, реформирования общественных отношений резко обострили эту проблему. Как определить убытки, причиненные до реформы конфискацией имущества, понесенные расходы, связанные с рассмотрением дела, исчислить размер утраченного заработка и т.п., т.е. всего, что по закону следует возмещать потерпевшему? Законодатель учел эту проблему, логически отражающую реальные, объективные жизненные потребности. В ст. 393 ГК РФ предусмотрено право на взыскивание убытков с учетом сложившихся цен не на данный момент причинения имущественного ущерба, а на момент его фактического возмещения.
2. Противоправность действий судебно-следственных органов – условие возмещение вреда реабилитированному гражданину.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ реабилитированному гражданину возмещается имущественный ущерб, причиненный следующими незаконными действиями:
б) привлечением к уголовной ответственности;
в) применением в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;
г) наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В тех случаях, когда уголовное дело прекращено на основании акта амнистии, по истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности, принятия закона , устраняющего уголовную ответственность за совершение деяния и по другим нереабилитирующим основаниям, гражданин в связи с окончанием уголовного преследования не вправе требовать возмещение вреда.
Противоправным признается действие, которым нарушаются не только нормы объективного права, но и субъективные гражданские права. Применительно к изучаемым правоотношениям противоправными признаются любые действия должностных лиц правоохранительных органов и суда при осуществлении расследования по уголовному делу, при отправлении правосудия по уголовным и гражданским делам, которыми нарушаются нормы материального и процессуального права, если в связи с этим наступают последствия, предусмотренные п. 1 ст. 1070 ГК РФ.14
Однако в литературе о сущности понятия «незаконные действия должностных лиц» высказаны и иные мнения. В тех случаях, когда должностное лицо органа дознания, предварительного следствия в соответствии с п. 1 ст. 91 УПК РФ задержало подозреваемого, а « в ходе дальнейшего расследования будет установлена невиновность задержанного, говорить о том, что задержание было незаконным нет оснований», «… Если следственные органы заключили под стражу обвиняемого или подозреваемого с соблюдением всех требований норм УПК, но впоследствии суд оправдал его, налицо ситуация… законных действий следователя». Более того, Б.Т. Безлепкин не считает действия следователя незаконными и в тех случаях, когда невиновный арестован «на законном основании в силу особой сложности доказательственного материала, стечения обстоятельств или неопытности следователя». Поэтому, автор полагает, понятие «незаконные действия» не выражает во всей полноте признаков интересующих нас правовых явлений и нуждается в специальных оговорках, расширительном толковании, ибо было бы несправедливым не возмещать вред «невиновно арестованному».15
Изложенный взгляд на понятие незаконных действий должностных лиц теоретически является несостоятельным, практически ведет к произволу. Когда суд на основе собранных следователем в уголовном деле и проверенных в судебном заседании доказательств выносит оправдательный приговор, то как можно считать действия следователя законными, если он на основе тех же материалов дела взял гражданина под стражу и предъявил ему обвинение? Невозможно также обосновать и признавать законными действия следователя, который в силу «неопытности» недостаточной квалификации не может правильно оценить доказательства, даже особо сложные. При таком подходе к оценке действий должностного лица правоохранительных органов и суда можно оправдать любые незаконные действия.16
В пункте втором ст. 1070 ГК РФ по новому решена еще одна правовая проблема, отмеченная авторами при исследовании этих отношений. Еще на ранней стадии применения Указа от 18 мая 1981г. было обращено внимание на то, что в нем нашли отражение не все виды вреда, причиняемые на практике незаконными действиями должностных лиц дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Неправомерными действиями этих органов может быть причинен вред жизни и здоровью гражданина, а также повреждением имущества при производстве обыска. Заработок может быть утрачен не только в связи с арестом и осуждением гражданина, но и при вызове его к дознавателю или следователю в качестве подозреваемого, обвиняемого либо на очную ставку по уголовному делу, которое впоследствии было прекращено по реабилитирующим основаниям. На практике правоохранительных органов перечисленные случаи причинения вреда возникают постоянно. Однако они не охватывались специальными нормами, которые расширительному толкованию. Не подлежат. Следовательно, их нельзя применять к отношениям, в них не указанных.
Вместе с тем, специальные законы не отменяют действие общих норм обязательств вследствие причинения вреда. Общие нормы не действуют лишь в отношении случаев урегулированных специальной нормой. Поэтому, если вред причинен должностными лицами правоохранительных органов при расследовании уголовных дел и отправлении правосудия незаконными действиями, не указанными в специальной норме, то он может быть возмещен по основаниям, предусмотренным общими нормами.
Судебная практика и рекомендации различных авторов теперь нашли отражения в пункте втором ст.1070 ГК РФ, но с существенной новизной. В этой статье предусматривается, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не предусмотренный пунктом первым статьи « возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.1069 ГК РФ , т.е. эта норма носит отсылочный характер.
Возмещение вреда по ст. 1069 ГК РФ осуществляется по общим правилам ст. ст. 1064 и 1068 ГК РФ, поскольку в ст. 1069 ГК РФ не оговорено иное. Это означает, что если по п.1 ст. 1070 ГК РФ вред возмещается независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, то для возмещения вреда по ст. 1069 ГК РФ необходимо установить вину этих должностных лиц. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.17
По данному вопросу 25 января 2001 года было вынесено Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 ГК РФ в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С. И. Кальянова и Н.В. Труханова.18
Информация о работе Гражданско-правовая ответственность государственных органов,прокуратуры и суда