Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:01, курсовая работа
Существующее положение вещей выглядит достаточно плачевно, поскольку конкретизирующая положение Конституции статья Гражданского кодекса РФ об ответственности за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда сама по себе вызывает достаточное количество дискуссий в теории и сомнения в ее конституционности.
В работе мной представлен анализ действующего законодательства в данной области, рассмотрены взгляды авторов на проблемные вопросы и возможные пути их решения, опыт зарубежных стран, а также предпринята попытка выработать свою точку зрения на отдельные спорные ситуации.
Однако только с 1 марта 1996 г.,
с принятием части второй
С принятием Конституции РФ, ст. 53 которой предоставляет каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, закладывается правовой фундамент для возмещения со стороны государства реабилитированному любого вида вреда (какие-либо изъятия в статье отсутствуют), причем независимо от вины должностных лиц, поскольку данное условие также не оговаривается. Представляется, что поэтому реабилитированный гражданин вправе, опираясь на ст. 53 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, предъявить иск к государству о компенсации понесенных им моральных страданий, связанных с незаконным уголовным преследованием. Таким образом, наверное, можно говорить, что уже с 12 декабря 1993 г. фактически презюмируется ответственность государства за причинение вреда действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Однако даже с введением в действие части второй ГК РФ нашли разрешение далеко не все проблемы, связанные с компенсацией морального вреда "жертвам правосудия".
Из смысла ст. 1070 и ст. 1100 ГК вытекает, что механизм возмещения реабилитированным имущественного и морального вреда различен. В первом случае, в соответствии с имеющейся в ст. 1070 ГК ссылкой на порядок, установленный законом, материальный ущерб возмещается в соответствии с продолжающим действовать Положением от 18 мая 1981 г. В случае же с компенсацией морального вреда в ст. 1100 ГК такая ссылка отсутствует, равно как и сам законодательный акт, регулирующий специальный порядок его возмещения. В связи с этим для компенсации морального вреда остается только общеисковой порядок.28
Теперь рассмотрим порядок возмещения вреда. В процессе возмещения вреда, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу и т. д., он сталкивается с целым рядом труднопреодолимых преград. Во многом это обусловлено несовершенством и несогласованностью действующего законодательства. УПК предусматривает, что при прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления, а также при вынесении оправдательного приговора орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны разъяснить гражданину порядок восстановления его нарушенных прав и принять предусмотренные законом меры к возмещению ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Для определения размера ущерба гражданин в течение 6 месяцев после направления ему извещения может обратиться:
Определение размера ущерба производится в месячный срок со дня обращения гражданина указанными выше органами путем вынесения постановления (определения), в котором должен быть приведен подробный расчет подлежащих выплате сумм и разъяснен порядок его обжалования и опротестования.
Не позднее трех суток после вынесения постановления (определения) о размере ущерба заверенная гербовой печатью его копия направляется гражданину или его наследникам.
Размер
причиненных убытков
Целесообразно установить минимальный уровень денежной компенсации по возмещению морального вреда. Таковым минимальным уровнем - единицей измерения может стать стоимость суточного довольствия лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и других учреждениях уголовно-исполнительной системы.
По
действующим законодательным
Целесообразно установить двухступенчатый порядок восстановления гражданских прав:
Рассмотрение
заявлений следует осуществлять
в судебном исковом порядке. Подачу
искового заявления с материально-
Заключение
Итак, рассмотрев и проанализировав понятие, основания и порядок возмещения вреда, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов и суда, я пришел к выводу, что стоит согласиться с мнением многих авторов о том, что законодательство в этой области не просто несовершенно, оно требует скорейшей и весьма объемной модернизации. Основной проблемой, освещенной в моей курсовой работе, стал тот факт, что законы, предусматривающие случаи возмещения вреда за счет казны субъекта Российской Федерации или муниципальных образований, не приняты, но, тем не менее так, как и ранее субъектом возмещения вреда остается казна Российской Федерации.
Но,
несмотря на имеющиеся
явные недостатки
в правовом регулировании
данной сферы общественных
отношений, просматривается
и положительная
тенденция – государство
стремится к созданию
механизмов правовой
защиты граждан. Неэффективность
его объясняется,
во-первых, существующими
в законодательстве
пробелами и коллизиями,
а во-вторых, в
некоторых случаях
– некомпетентностью
уполномоченных органов
и должностных
лиц. Пути решения
вполне ясны – необходимо
устранение недостатков
в законодательстве,
о чем неоднократно
упоминалось выше
и привлечение
на службу высококвалифицированных
специалистов. Может
быть, с достижением
этого будет сделан
важный шаг, приближающий
Российское государство
к статусу правового.
Список использованных источников и литературы:
Нормативные акты:
Литература:
Информация о работе Гражданско-правовая ответственность государственных органов,прокуратуры и суда