Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Дать характеристику основных видов инвестиций.
2. Рассмотреть факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования иностранных инвестиций.
3. Определить потенциал регулирования иностранных инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..............................3
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций……………………….…….5
1.2. Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций……………………………………………………………………………………………………......8
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..12
2.1. Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций …...12
2.2. Государственные гарантии прав иностранных инвесторов………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………........27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….....30

Файлы: 1 файл

Гражданское право.docx

— 56.94 Кб (Скачать файл)

 

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления»

Институт экономики  и права

Юридический факультет

Кафедра «Гражданское право и процесс»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:            гражданско-правовое регулирование    

                                      иностранных   инвестиций

Исполнитель:   студент ЗАОЧНОЙ формы обучения набор 2011 года

Рзаев Анар Фуад оглы

 

 

 

 

Руководитель работы: М. Э. Шодонова

 

 

 

Улан-Удэ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..............................3

ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5

      1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций……………………….…….5

        1.2. Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций……………………………………………………………………………………………………......8

ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..12

     2.1. Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций …...12

      2.2. Государственные гарантии прав иностранных инвесторов………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………........27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….....30

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать  накопления и больше потребить в  будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал  для расширения производства.

Россия, являясь составной  частью мирового хозяйства, участвует  во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной  миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вывозящая  капитал).

Перспективным направлением развития международного инвестиционного  сотрудничества России является возрастание  роли и, вместе с тем, экономической  компетенции регионов. Выработка  мероприятий по улучшению инвестиционного  климата регионов позволяет местным  правительствам привлечь иностранный  капитал в целях повышения  конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста.

Актуальность выбранной  темы для курсовой работы неоспорима. Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного  процесса, существовавших во все времена  и у всех народов, для экономики  складывается и возрастает с развитием  рынка. После формирования национальных и международных рынков инвестиции и инвестиционный процесс приобретают  непреходящее значение для национальной и мировой экономики. Другими  словами, основу современной рыночной экономики всех стран и мировой  экономики в целом составляют отношения, связанные с инвестированием  в производство материальных и духовных ценностей.

 

Внешняя инвестиционная политика государства с правовой точки  зрения представляет собой создание благоприятного правового климата  для иностранных инвестиций, что  предполагает использование национально-правового  регулирования, национально-правовых форм и норм (законов и других нормативных актов), а также соответственно международно-правового регулирования, международно-правовых форм и норм (двусторонних и многосторонних договоров  и соглашений). Названное выше должно исходить из учета инвестиционной политики как внутренней, так и внешней.

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании регулирования  иностранных инвестиций на региональном уровне.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих  задач:

1. Дать характеристику основных видов инвестиций.

2. Рассмотреть факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования иностранных инвестиций.

3. Определить потенциал регулирования иностранных инвестиций.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций

 

Под инвестицией следует  понимать передачу денежных средств  или иного имущества в денежной оценке одним лицом, именуемым инвестором, другому лицу - реципиенту инвестиций с целью извлечения прибыли. Инвестиции связаны с осуществлением инвестором своего вещного права. Одной из форм защиты вещного права является его  регистрация. С регистрацией инвестиций связано признание статуса того или иного лица как инвестора. Российское законодательство не содержит четких указаний, какие юридические  действия лежат в основании признания  у того или иного лица статуса  инвестора и с какого момента  можно говорить о праве на защиту лица как инвестора.

Когда речь идет о прямых иностранных инвестициях, для иностранных  инвесторов прямо оговаривается  их право на возмещение убытков, причиненных  им в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или  должностных лиц этих органов, в  соответствии с гражданским законодательством. Такое же положение действует и для российских инвесторов, инвестиционная деятельность которых регулируется Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (п. 1 ст. 15).

Механизм защиты прав иностранного лица, предусмотренный в международных  договорах и в российском международном  частном праве, обеспечивает предсказуемость  судебных и арбитражных решений. Между тем в международных  договорах выделяется такая категория, как инвестиционный спор, под которым  подразумевается спор, характеризующийся  особым субъектным составом (спор с  участием государства, органов государства  и лица другого государства) и  предметом (инвестиции). Отсутствие же в российском законодательстве точного определения инвестиций как предмета инвестиционных отношений создает предпосылки для дискриминации российских инвесторов по отношению к иностранным.

Особое значение для защиты отечественных инвесторов как на национальном, так и на международном рынке приобретает деление инвестиций на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции. Выделение  прямых инвестиций в отдельную категорию  содержится в ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации". Указание в Законе на отдельные виды прямых инвестиций без выделения  общих признаков, квалифицирующих  инвестиции как прямые, не позволяет  выделить прямые инвестиции как самостоятельную  правовую категорию.

В литературе выделяются следующие  критерии, характеризующие инвестиции как прямые. Критерий личного участия  инвестора в бизнесе, то есть деятельности предприятия, куда вкладывается капитал. "Личное участие предпринимателя  обеспечивает ему максимальную степень  контроля за предпринимательским риском: именно инвестор (сам непосредственно либо через уполномоченных им лиц) принимает либо оказывает влияние на принятие решения о развитии предприятия (бизнеса) и соответственно получает доход или несет убытки в зависимости от правильности принятого решения, сделанного прогноза"1.

Такой же характер общего критерия, квалифицирующего инвестиции как прямые, носит критерий контроля, используемый в случаях инвестиций в акции  акционерного общества. При этом не столь важно, сколько акций приобретает  инвестор и каков объем сделки, важно, позволяет ли инвестору приобретение хотя бы одной акции заполучить контроль над деятельностью акционерного общества.

Прямые инвестиции характеризует  также и требование определенного  контроля со стороны государства, государственных  органов с целью защиты как частных интересов (инвестора), так и интересов всего общества. К прямым инвестициям применяют также термин "регулируемые инвестиции", имея в виду непосредственное участие государства в решении вопроса о их целесообразности. Законодательство об инвестициях и инвестиционной деятельности предусматривает это для инвестиций, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта (приоритетного инвестиционного проекта), связывая принятие соответствующего решения с предоставлением инвестору определенных гарантий.

Портфельные инвестиции. К портфельным относятся те инвестиции, которые не являются прямыми. Как правило, к числу портфельных инвестиций относят операции, совершаемые на рынке ценных бумаг. Так, по мнению П.В. Сокола, "под портфельными инвестициями понимается приобретение ценных бумаг".

Большое разнообразие сделок, заключаемых на рынке ценных бумаг, связанных и не связанных с  движением капитала, требует выделения  общих критериев отнесения тех  или иных юридических действий, совершаемых  на рынке ценных бумаг, к категории  инвестиций вообще и, соответственно, к их разновидности - портфельным  инвестициям. "Анализ зарубежного  опыта 1999 - 2000 гг. показывает, что обе  категории "инвестиционные услуги" и "финансовые услуги" в настоящее  время применяются в качестве общего понятия для описания различных  правовых форм, опосредующих движение (размещения) денежного капитала"2. Предметом регулирования в данном случае являются портфельные инвестиции.

 

 

1.2. Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций

 

Основную роль в регулировании  инвестиций играет национальное законодательство. При этом для российского законодательства общим принципом правового регулирования  инвестиций является их регулирование  исключительно на федеральном уровне.

Регулирование иностранных  инвестиций на уровне субъектов Федерации, в частности регистрация коммерческих предприятий с иностранным капиталом, противоречило основным началам  регулирования инвестиций, закрепленным в действовавшем тогда Законе об иностранных инвестициях и  в международных договорах. Согласно этим началам определенные в договоре обязательства государства по предоставлению режима, регулированию и защите инвестиций возлагались на договаривающееся федеративное государство, а не на его административные подразделения. Такая практика не соответствовала  также и положениям Конституции  РФ о создании правовых основ единого  рынка (п. "ж" ст. 71) и о регулировании  внешнеэкономических отношений (п. "л" ст. 71 Конституции), предусматривавшим  исключительную компетенцию Российской Федерации в этой области. Только федеральный уровень регулирования  мог обеспечить надлежащую защиту инвесторов в Российской Федерации3.

Другим общим принципом  правового регулирования инвестиций является обеспечение равной защиты прав иностранным и российским инвесторам. Принцип равной защиты предполагает наряду с защитой прав инвесторов обеспечивать защиту государственных  интересов, предоставлять защиту всем инвесторам в равной степени вне  зависимости от формы осуществления инвестиций (имеются в виду корпоративные и договорные формы инвестиций) и их национальной принадлежности (иностранным и российским инвесторам). В основе реализации принципа равной защиты прав инвесторов лежит рыночный характер экономики с его основным требованием предоставления равных условий конкуренции участникам рынка и правовое обеспечение этого требования: антимонопольное законодательство и метод антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство определяет условия, при которых государство может воспрепятствовать совершению предпринимателем тех или иных действий, в том числе и действий по осуществлению инвестиций. Принятие мер антимонопольного регулирования не может рассматриваться как ограничительная мера, носящая дискриминационный характер. Меры, принимаемые антимонопольным органом, направлены на защиту рынка и слабой стороны в рыночных отношениях. В инвестиционных отношениях такой слабой стороной является инвестор.

Третьим принципом правового  регулирования инвестиций является участие норм международных договоров  в правовом регулировании инвестиций на национальном рынке. Нормы международных  договоров воздействуют на национальное законодательство об инвестициях, и  оно меняется. А нормы международных  соглашений, как правило, на уровне органов исполнительной власти, становятся частью национально-правового регулирования.

Нормы международных договоров  применяются независимо от национальной принадлежности инвестиций, то есть независимо от того, идет ли речь о национальных или об иностранных инвестициях. Так, инвестиции в условиях рыночных отношений подчиняются действию норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные соглашения обязывают государства-участники законодательным путем обеспечивать равные условия конкуренции на национальном рынке (включая рынок капиталов или рынок финансовых услуг), воздерживаться от принятия мер ограничительного характера не только для иностранных, но также и для национальных предпринимателей. Под воздействием международных договоров одним из условий эффективного регулирования инвестиций становится использование метода антимонопольного регулирования инвестиций.

Необходимо признать большое  значение в регулировании инвестиций международных договоров, разработанных  Международным банком реконструкции  и развития (Мировым банком) и  направленных на защиту прямых иностранных  инвестиций. Это Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом  другого государства и Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Обе Конвенции формируют единую систему международно-правовой защиты частных инвестиций. Однако отношение России к указанным Конвенциям сложилось неодинаковое.

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций