Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Дать характеристику основных видов инвестиций.
2. Рассмотреть факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования иностранных инвестиций.
3. Определить потенциал регулирования иностранных инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..............................3
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций……………………….…….5
1.2. Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций……………………………………………………………………………………………………......8
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..12
2.1. Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций …...12
2.2. Государственные гарантии прав иностранных инвесторов………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………........27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….....30

Файлы: 1 файл

Гражданское право.docx

— 56.94 Кб (Скачать файл)

Вашингтонская конвенция, в  которой участвует более ста  государств, как экспортеров, так  и импортеров капитала, не только обеспечивает защитой иностранных инвесторов в их спорах с государством - реципиентом  инвестиций; нормы этой Конвенции  содержат единообразно понимаемые категории  инвестиционного права, в частности  категории инвестиционных споров. Кроме  того, Вашингтонская конвенция определяет способ решения конфликтов между  инвестором и принимающим государством тогда, когда эти конфликты не могут быть погашены путем выплаты  страховой премии Агентством, специализирующимся на страховании иностранных инвестиций.

Участие России в Конвенции  об учреждении Многостороннего агентства  по гарантиям инвестиций (ратифицирована Российской Федерацией в декабре 1992 г.) не обеспечивает иностранному инвестору  возможность воспользоваться услугами международной системы страхования  иностранных инвестиций, хотя именно эта система позволяет с наибольшей прогнозируемостью и точностью  определить сумму компенсации при  наступлении некоммерческих рисков, то есть рисков, связанных с действиями государства (национализация, отказ в регистрации предприятия при уже вложенных средствах и т.п.). Участие Российской Федерации в МАГИ не дало желаемых результатов по привлечению иностранных инвестиций в силу неадекватности механизма регулирования требованию Конвенции о признании (одобрении) государством, принимающим инвестиции, прав иностранного инвестора4.

Таким образом, решение проблемы защиты прав иностранного инвестора  и защита прав инвесторов на российском рынке полностью зависят от двух факторов: от состояния национально-правового  регулирования и от точности исполнения Россией своих международных  обязательств. Государство должно создать  условия для развития собственных  инвестиций и систему защиты прав национальных инвесторов, чтобы участвовать  в международных конвенциях, защищающих иностранных инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций

 

Гражданско-правовое регулирование инвестиционной деятельности основывается на комплексной законодательной базе, реализация которой обеспечивается механизмами контроля, прежде всего органов исполнительной власти.

Регулирование – систематизация государством процесса инвестирования по следующим основным направлениям: государственное регулирование  инвестиционной деятельности; участие  государства в инвестиционной деятельности в качестве субъекта; осуществление  государственного контроля и надзора  за инвестиционной деятельности; предоставление государственных гарантий субъектам  инвестиционного процесса5.

Государственное участие  в инвестиционной деятельности основано, прежде всего, на признаваемой законом  правосубъектности государства, его субъектов, их равноправия в гражданском и хозяйственном обороте.

Стабильность правового  регулирования инвестиционной деятельности во многом обусловлена ясностью и  стабильностью реализуемой властями государственной инвестиционной политики, разработкой, осуществлением, координацией и контролем за реализацией которой должен кто-то предметно и на профессиональной основе заниматься.

Что касается реализации государственной  политики по привлечению иностранных  инвестиций, надзору и контролю за ними, то этим в ряде стран предметно занимается единственное правительственное ведомство с широкими полномочиями, включая право предоставления определенных льгот иностранным инвесторам.

 

Государственный контроль –  одна из форм осуществления государственной  власти, обеспечивающая соблюдение законов  и других правовых актов, издаваемых органами государства.

Основными принципами защиты прав инвесторов при проведении государственного контроля являются:

-   презумпция добросовестности  инвесторов

-   соблюдение международных  договоров Российской Федерации

-   открытость и доступность  для инвесторов нормативно-правовых  актов, устанавливающих обязательные  требования, выполнение которых  проверяется при проведении государственного  контроля

-   установление обязательных  требований федеральными законами  и принятыми в соответствии  с ними нормативно-правовыми актами

-   проведение мероприятий  по контролю уполномоченными  должностными лицами органов  государственного контроля

-   соответствие предмета  проводимого мероприятия по контролю  компетенции органа государственного  контроля

-   периодичность и  оперативность проведения мероприятия  по контролю, предусматривающего  полное и максимально быстрое  проведение его в течение установленного  срока

-   учет мероприятий  по контролю, проводимых органами  государственного контроля

-   признание в порядке,  установленном федеральным законодательством,  недействующими нормативно-правовых  актов, устанавливающих обязательные  требования, соблюдение которых  подлежит проверке, если они не  соответствуют федеральным законам

-   устранение в полном  объеме органами государственного  контроля допущенных нарушений  в случае признания судом жалобы  инвестора обоснованной

 

-   ответственность  органов государственного контроля  и их должностных лиц при  проведении государственного контроля  за нарушение законодательства  Российской Федерации.6

Анализ действующих законодательных и подзаконных актов и сложившиеся практики позволяет определить совокупность таких органов в Российской Федерации, а также выявить и систематизировать функции, осуществляемые ими сегодня на государственном уровне в сфере регулирования и контроля инвестиционной деятельности:

-   функции государственной  легализации и регистрации инвестиций  и субъектов инвестиционной деятельности

-   функции общеэкономического  и внешнеторгового государственного  регулирования в инвестиционной  сфере

-   функции финансово-кредитного  и валютного регулирования и  контроля

-   функции фискально-налогового  государственного регулирования  и контроля в отношении субъектов  инвестиционной деятельности

-   функции государственного  регулирования инвестиционной деятельности  на фондовом рынке и в сфере  приватизации.

В настоящее время названные  функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации рассредоточены между  многими федеральными министерствами, службами и агентствами, каждое из которых  реализует их в пределах своей  предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им несвойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает.

Объясняется это тем, что  в России не было соблюдено в должной  мере главное из названных выше условий  – долгосрочная политика государства  в инвестиционной сфере до сих пор Правительством Российской Федерации официально так и не сформулирована. При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных правил по работе с иностранными инвесторами серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.

Гражданско-правовое регулирование несостоятельности субъектов инвестиционной деятельности:

Несостоятельность – признание  арбитражным судом неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо с иностранными инвестициями считается несостоятельным, если соответствующие обязательства  и обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Состав и размер денежных обязательств определяются на дату подачи в арбитражный  суд заявления о признании  должника банкротом, если иное не предусмотрено  федеральным законом. Дела о банкротстве  рассматриваются арбитражным судом  в срок, не превышающий семи месяцев  с даты поступления заявления. Могут быть приняты следующие решения:

-   признание должника  банкротом и об открытии конкурсного  производства (прекращение существования  юридического лица или предпринимательской деятельности)

-   отказ в признании  должника банкротом

-   введение финансового  оздоровления (удовлетворение требований  кредиторов, а не само по себе  восстановление платежеспособности должника)

-   введение внешнего  управления (введение моратория,  установление требований кредиторов)

-   о прекращении  производства по делу о банкротстве

-   об оставлении  заявления без рассмотрения

-   об утверждении  мирового соглашения (добровольное  соглашение должника и кредиторов  о прекращении дела на взаимных уступках)

Сведения о вынесении  всех вышеперечисленных решений, постановления  об отмене или изменении указанных  актов публикуются в порядке, установленном статьей 28 ФЗ «О несостоятельности».

Решение об отказе в признании  должника банкротом принимается  в случае: отсутствия признаков банкротства; установления фиктивного банкротства; в иных, предусмотренных ФЗ случаях.

Суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:

-   восстановления платежеспособности  должника в ходе финансового оздоровления

-   восстановления платежеспособности  должника в ходе внешнего управления

-   заключения мирного соглашения

-   признания в ходе  наблюдения требований заявителя,  послуживших основанием для возбуждения  дела о банкротстве, необоснованными  при отсутствии заявленных и  признанных в порядке, установленном  ФЗ, иных соответствующих положениям  статье 6 ФЗ «о несостоятельности»  требований кредиторов

-   отказов всех кредиторов  от заявленных требований

-   удовлетворения всех  требований кредиторов

-   завершения конкурсного производства

-   в иных, предусмотренных  ФЗ случаях7.

 

 

2.2. Государственные гарантии  прав иностранных инвесторов

 

Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством  РФ и международными договорами, действующими на территории России (ст. 5 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации" далее Закон). Условия осуществления  иностранных инвестиций и правовой режим деятельности иностранных  инвесторов не могут быть менее благоприятным, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности российских инвесторов, кроме изъятий, которые  устанавливаются федеральными законами.

По сути, иностранным инвесторам в России предоставляется аналогичный  отечественным предприятиям правовой режим. По отдельным моментам иностранные  инвестиции являются даже более защищенными, чем отечественные капиталовложения. К иностранным инвестициям может  применяться так называемая "дедушкина" (стабилизационная) оговорка - то есть применение нормативного акта, действующего на момент начала финансирования проекта  в течение определенного периода  времени, в случае принятия нового нормативного акта, ухудшающего положение иностранного инвестора.

Правила, установленные гражданским  законодательством, применяются к  отношениям с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным  законом (ст. 2 ГК РФ). Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (в соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования). Ответственность наступает при наличии вины причинителя вреда. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы8.

Арбитражные суды рассматривают  подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных  организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без  гражданства, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации (ст. 27 АПК РФ). Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями являются участниками арбитражного процесса независимо от того, имеется  ли соглашение о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд.

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций