Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:13, курсовая работа
Тема «Гражданство Российской Федерации» является самой интересной для изучения и более глубокого понимания. Актуальность её обуславливается тем, что гражданство по праву считается одним из основных составляющих правового статуса человека, который определяет основы взаимотношений государства и личности. Гражданство – это главное условие для того, чтобы человек обладал всем объёмом прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защитой его государством, где бы он ни находился.
Введение………………………………………………………………..2
1. Понятие гражданства……………………………………………….3
1.1 Основные принципы гражданства………………………………..7
2. Приобретение и прекращение гражданства
2.1 Основания и порядок приобретения……………………………..10
2.2 Основания и порядок прекращения……………………………...18
3.Двойное гражданство. Актуальные проблемы…………………...23
Заключение…………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………30
Суд установил, что в деле Смирнова оспариваемая норма была применена не целиком, а только в части, "касающейся приобретения российского гражданства лицами, которые:
- родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации,
- являлись
гражданами бывшего СССР,
- не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации,
- выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР,
- не
являются гражданами других государств,
входивших в состав бывшего СССР,
- и
впоследствии вернулись на
Далее Суд установил: "При рассмотрении вопроса о гражданстве С. суды и другие правоприменительные органы руководствовались положениями части первой статьи 13 и п. "г" статьи 18 Закона "О гражданстве Российской Федерации", придавая этим нормам смысл, исключающий признание его гражданином Российской Федерации по рождению. То есть факт отсутствия Смирнова на территории Российской Федерации в связи с проживанием на день вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в одной из республик бывшего СССР рассматривался правоприменительной практикой, исходя из буквального смысла пункта "г" статьи 18 Закона, как свидетельствующий об утрате им российского гражданства"
Между тем, отметил Конституционный Суд, ч. 2 ст. 13 Закона устанавливает, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее на территории РФ и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению. Следовательно, такие лица состояли в гражданстве РФ по рождению "и в силу статьи 6 (часть3) Конституции не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению".
Суд признал, что п."г" ст. 18 Закона о гражданстве противоречит части 3 ст.6, частям 1 и 2 ст. 19, части 1 ст.21 и части 2 ст.55 Конституции РФ.8
2.2 Основания и порядок прекращения
Согласно ст.18 ФЗ «О гражданстве» от 31 мая 2002г. основаниями для прекращения гражданства являются:
1) вследствие выхода из гражданства;
2) по
иным основаниям
Выход из
гражданства - это утрата гражданства
на основании решения компетентных
органов государства, выносимого по
просьбе заинтересованного
Часть 1
ст. 12 Международного пакта о гражданских
и политических правах устанавливает,
что каждому, кто законно находится на
территории какого-либо государства, принадлежит,
в пределах этой территории, право на свободное
передвижение и свобода выбора местожительства.
Согласно ст. 6 Конституции РФ, каждый российский
гражданин может изменить свое гражданство
и, следовательно, прекратить его, приобретая
или не приобретая иное гражданство. Прекращение
гражданства РФ происходит только на основе
добровольного волеизъявления. Лишение
гражданства по усмотрению государственных
органов РФ невозможно. Прекращение гражданства
РФ осуществляется указом Президента
РФ.
Прекращение гражданства означает утрату лицом всех прав, которые распространяются только на граждан РФ, права избирать и быть избранным, занимать должности на государственной службе, социально-экономические права. Однако Конституция РФ содержит перечень прав, принадлежащих каждому человеку от рождения: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, частную собственность. Эти права являются неотъемлемыми и не утрачиваются в связи с прекращением гражданства РФ.
В соответствии с п. 1 Положения
о порядке рассмотрения
- лицом, проживающим на территории РФ,
- в территориальный орган ФМС;
- лицом, проживающим за пределами РФ и
не имеющим места жительства на территории
РФ, - в дипломатическое представительство
или консульское учреждение РФ, находящееся
за пределами РФ.
При
выходе из гражданства Российской Федерации
на основании части третьей статьи 19 Федерального
закона ребенка, один из родителей которого
имеет гражданство Российской Федерации,
а другой - является иностранным гражданином
либо единственный родитель которого
является иностранным гражданином, вместе
с заявлением обоих родителей или единственного
родителя представляются:
Выход из
российского гражданства лица, проживающего
на территории РФ, осуществляется с
помощью личного обращения
Статья
18 п.б является бланкетной и отсылает к
иным положениям закона либо международным
договорам РФ, которая устанавливает другие
основания прекращения гражданства. Иными
основаниями следует считать:
1)случаи изменения территории РФ;
2) отмену решения о приеме в гражданство.
Это положение является единственным
основанием, которое допускает прекращение
гражданства без добровольного волеизъявления
лица. Но это происходит при наличии серьезных
обстоятельств: если лицо предъявляет
подложные документы или сообщает заведомо
ложные сведения. При этом отмена решения
о приобретении гражданства РФ является
не чем иным, как санкцией за совершение
противозаконных действий, что квалифицируется
как лишение гражданства;
3) автоматическое прекращение российского
гражданства, например гражданство РФ
ребенка утрачивается при прекращении
российского гражданства обоих его родителей
или единственного его родителя, а также
при прекращении гражданства РФ одного
из родителей при согласии другого родителя
на это, но всегда при условии, что ребенок
не станет лицом без гражданства;
4)смерть гражданина.
Также гражданину РФ может быть отказано в выходе из российского гражданства, в ряде случаев, если он:
а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом. Закон о гражданстве не даёт конкретный перечень обязательств, но Конституцией РФ закреплены такие конституционные обязанности гражданина РФ, как обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), обязанность по несению военной службы (ст. 59 Конституции РФ). Кроме этого, п. 24 Положения "О порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ" также устанавливается, что при выходе из гражданства РФ обязательно представляется документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов.
б) привлечен компетентными
органами Российской Федерации в
качестве обвиняемого по уголовному
делу, либо в отношении его имеется
вступивший в законную силу и подлежащий
исполнению обвинительный приговор суда. Первое условие распространяется
на лиц, в отношении которых возбуждены
уголовные дела, находящиеся на стадии
предварительного расследования, судебного
разбирательства и кассационного обжалования.
Второе условие предполагает вступление
в законную силу и обращение к исполнению
обвинительного приговора, при этом вид
и размер назначенного наказания значения
не имеет.9
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Данное условие, судя по всему, направлено на сокращение безгражданства, провозглашенное Европейкой конвенцией о гражданстве 1997г., подписанной Россией.
б) иные основания.
При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.
Необходимо также
сказать о праве оптации. Под
оптацией понимается право на
сохранение или изменение гражданства
лицами, проживающими в пределах территории,
которая подверглась изменению своей
государственной принадлежности. Оптация
происходит в условиях территориальных
преобразований в результате изменения
Государственной границы РФ.
Территориальное преобразование в данном
случае должно быть осуществлено только
в соответствии с международными договорами
РФ, в которых обычно отражаются право
затрагиваемых граждан на добровольный
выбор гражданства и условия, порядок
и правовые последствия такого выбора.
3. Двойное гражданство
Закон РФ о гражданстве(ст.6), также как и Конституция РФ(ст. 62) допускают двойное гражданство. Понятие двойное гражданство означает наличие у лица наряду с наличием российского гражданства, гражданства иностранного государства.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ устанавливает,
что гражданин РФ может иметь
двойное гражданство в
Конституция и Закон о гражданстве ясно
указывают, что приобретение гражданином
РФ иного гражданства не меняет его
правового статуса как гражданина России,
что он рассматривается Российской Федерацией
только как гражданин РФ. За ним сохраняются
все права и свободы, и он не освобождается
от обязанностей, вытекающих из российского
гражданства. Однако в этом же тексте (ч.
2 ст. 62) допускаются отступления от этого
общего правила в соответствии с федеральным
законом или международным договором
Российской Федерации. Упоминание в Конституции
федерального закона означает, что решение
вопросов двойного гражданства в других
законодательных актах недопустимо.
Отсюда
вытекает, что гражданин иностранного
государства при приобретении российского
гражданства может сохранить гражданство
этой страны. Но в России в соответствии
с нашим законодательством будет рассматриваться
только как российский гражданин. Двойное
гражданство будет за ним признано в России,
если с иностранным государством, гражданином
которого он является, имеется на этот
счет международный договор.
Наличие у гражданина
Российской Федерации гражданства иностранного
государства может создать определенные
трудности, поскольку обладатель двух
гражданств оказывается связанным с двумя
государствами и должен подчиняться законам
обоих. Это касается, например, военной
службы.
Факт двойного гражданства
"не умаляет прав и свобод российского
гражданина и не освобождает его от обязанностей,
вытекающих из российского законодательства"1.
Однако допускается, что федеральным законом
или международным договором Российской
Федерации может быть предусмотрено то
или иное ограничение в правах или освобождение
от обязанностей, вытекающих из факта
двойного гражданства.
В итоге,
институт двойного гражданства вызывает
некоторые вопросы и коллизии.
Прочитав и проанализировав некоторые
статьи о проблемах двойного гражданства,
я бы хотела привести в качестве примера
точку зрения профессора, доктора юридических
наук Авакьяна С.А.
В своей статье он пишет, что двойное гражданство
не освобождает от выполнения обязанностей
перед данным государством, что многие
ученые и практики выступают за его отмену.
В самом деле, какому государству служит
соответствующий гражданин?
Ведь, действующее российское законодательство не содержит каких-либо ограничений при избрании президента РФ, губернаторов, депутатов, при занятии должностей на государственной службе для лиц с двойным гражданством. Во всех случаях решающим фактором является то, что первичным для человека является гражданство РФ. И если Федеральный закон о гос. службе предусматривает, что государственными служащими могут быть лишь граждане РФ, то никаких запретов для лиц с двойным гражданством он не содержит.
Автор так же обращает внимание на то что, главной целью введения двойного гражданства было предоставить возможность русским в других республиках бывшего СССР получить гражданство России. Однако вскоре начался параллельный процесс получения российского гражданства как второго выходцами из этих республик. По логике двойного гражданства они могут приобрести российское гражданство, сохраняя свое прежнее. В соглашениях, заключенных с Туркменистаном и Таджикистаном, это специально отмечено.
Приобретая двойное гражданство, соответствующие лица, будут пользоваться всеми правами и льготами российских граждан. Автор статьи задаётся вопросами, а в состоянии ли Россия обеспечить их интересы? Обретает ли особый статус человек, "обогатившийся" двумя (или более) гражданствами? Очевидно, нет. Находясь в России, он не только имеет все права и свободы россиянина, но и выполняет все соответствующие обязанности. Причем нельзя отказаться от их выполнения по той причине, что есть иное гражданство. Он будет пользоваться правами и свободами гражданина данного государства, а также выполнять обязанности. И, в свою очередь, не может от них отказываться лишь потому, что имеет гражданство РФ.
Однако, граждане Российской Федерации, обладающие иностранным гражданством, не вправе занимать ряд государственных должностей и должностей государственной службы. Например, ст.7 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» гласит: "Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства" 10