Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:13, курсовая работа
Тема «Гражданство Российской Федерации» является самой интересной для изучения и более глубокого понимания. Актуальность её обуславливается тем, что гражданство по праву считается одним из основных составляющих правового статуса человека, который определяет основы взаимотношений государства и личности. Гражданство – это главное условие для того, чтобы человек обладал всем объёмом прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защитой его государством, где бы он ни находился.
Введение………………………………………………………………..2
1. Понятие гражданства……………………………………………….3
1.1 Основные принципы гражданства………………………………..7
2. Приобретение и прекращение гражданства
2.1 Основания и порядок приобретения……………………………..10
2.2 Основания и порядок прекращения……………………………...18
3.Двойное гражданство. Актуальные проблемы…………………...23
Заключение…………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………30
Это стало предметом разбирательства в Конституционном суде России. Суд счёл жалобу на данные ограничения недопустимой, хотя и не единогласно.
Примером
может служить дело гражданина
Как следует из представленных материалов, Таганский районный суд решением от 2 марта 2007 года отказал в удовлетворении искового заявления В.В. Кара-Мурзы об отмене решения Федерального политического совета политической партии "Союз правых сил" от 25 декабря 2006 года, которым он был исключен из списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы в связи с наличием у него наряду с гражданством Российской Федерации гражданства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Данное судебное решение оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда.
В своей жалобе в Конституционный Суд заявитель утверждает, что Конституцией Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод граждан Российской Федерации, предусмотрен исчерпывающий перечень категорий граждан Российской Федерации, лишенных права быть избранными в органы государственной власти, а ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допускается только в той мере, в какой это необходимо в указанных ею целях, поэтому запрет на реализацию пассивного избирательного права, который установлен оспариваемым положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 2 и 3), 6 (часть 2), 18, 19 (часть 2), 32 (части 2 и 3) и 55 (части 2 и 3).
Заявитель, таким образом, настаивает на признании положения пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" неконституционным во всем объеме его нормативного содержания. Между тем приложенными к жалобе правоприменительными актами подтверждается применение в его деле этого положения лишь в части, не допускающей избрание гражданина Российской Федерации в органы государственной власти по такому основанию, как наличие у него гражданства иностранного государства.
В части же, предусматривающей запрет на реализацию пассивного избирательного права гражданами Российской Федерации, имеющими вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, оспариваемое законоположение в деле заявителя не применялось, а потому в этой части его жалоба в силу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может быть признана допустимой.
Однако тут же мы читаем
Особое мнение судьи Конституци
Кононов также делает акцент на том, что вопреки утверждениям Конституционного Суда ни Конституция, ни законодательство Российской Федерации о гражданстве не содержат никакого намека на отрицательную оценку факта наличия у российских граждан гражданства иностранного государства. Действующий федеральный закон о гражданстве Российской Федерации прямо предусматривает возможность российских граждан иметь также иное гражданство.
Больше всего, судью Кононову в решении Конституционного суда взволновало то, что он (Конституционный суд) выдвинул и обосновал упрек к рассматриваемой категории граждан в оправдание лишения их пассивного избирательного права. Конституционный Суд говорит, что наличие гражданства другого государства снижает для такого лица "ценность связи со своим Отечеством" и это делает его якобы "подчиненным" чужой воле иностранного государства, позабыв, видимо, доктрину субъективной вины, презумпцию невиновности или добропорядочности каждого человека и гражданина.
Таким образом, по мнению Конституционного Суда, наличие у российского гражданина иного гражданства само по себе предполагает его неблагонадежность, нелояльность, делает его агентом иностранного влияния, представляющим угрозу суверенитету государства и даже конституционному строю, что должно оправдывать его гражданскую неполноценность
Заключение
Подводя
итоги работы, хочется дать краткое
определение понятию «
Так же хочется подчеркнуть то, что
прекращение гражданства возможно только
на основе добровольного волеизъявления
(за исключением малолетних детей и недееспособных,
которые не обладают свободой воли, а так
же в случае решения об отмене гражданства
в связи с представлением ложных сведений
при его приобретении). Лишение гражданства
государственными органами РФ теперь
невозможно.
Законодательство РФ имеет
свои пробелы, в частности в области урегулирования
такого института как двойное гражданство.
Этот особый институт гражданства требует
от законодателя дальнейшей доработки
и устранения пробелов, которые вызывают
много вопросов, ответы на которые только
видимо предстоит найти.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты и иные источники права:
1. Конституция Российской
2. О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993г. с изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - №26. –
3. Федеральный закон « О гражданстве Российской Федерации» закон от 31 мая 2002г. №62-фз / Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002.
4. О гражданстве Российской
5. Всеобщая декларация прав
6. Конвенция о сокращении
7. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года.
9. Указ Президента РФ , Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, от 14.11.2002 N 1325
10. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. №12-П
12. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
13. Определение Конституционного суда от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О
Научная литература:
10.Особое мнение судьи
Материалы сайтов:
1 Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Конституционному право Росси, изд. «Юрист», 1995.-480с., стр. 156
2 Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. М.: Городец, 2006.
3 Комментарий к федеральному закону от
31.05.2002 № 62-фз "о гражданстве российской
федерации", Леонова Н.В., Пелишенко
А.А.// http://www.lawmix.ru/commlaw/
4 Ч. 1 и ч.2 ст.61 Конституции Российской Федерации
5 Баглай М.В., учебник, Конституционное право Российской Федерации, 6-е изд., М:.Норма – 784 с., стр. 315
6 Комментарий к федеральному
закону от 31.05.2002 n 62-фз "О гражданстве
российской федерации" Леонова Н.В,
Пелишенко А.А. // http://www.lawmix.ru/commlaw/
7 Комментарий к федеральному закону от
31.05.2002 n 62-фз "о гражданстве российской
федерации", Леонова Н.В., Пелишенко
А.А.// http://www.lawmix.ru/commlaw/
8 http://www.booksite.ru/
9 Комментарий к федеральному закону от
31.05.2002 n 62-фз "о гражданстве российской
федерации", Леонова Н.В., Пелишенко
А.А.// http://www.lawmix.ru/commlaw/
10 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», глава II. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его форм