Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:06, курсовая работа
Цель работы – проанализировать субъекты обязательства по перевозке грузов.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Дать правовую характеристику договора перевозки грузов с позиции его субъектов;
Рассмотреть договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении;
Охарактеризовать элементы обязательства по перевозке, изучить права и обязанности сторон;
Проанализировать ответственность участников обязательства по перевозке грузов.
Введение 3
1. Общие положения о договор перевозки грузов 5
1.1 Правовая характеристика договора перевозки грузов с позиции его субъектов 5
1.2 Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении 15
2. Правовой статус субъектов обязательства по перевозке грузов 20
2.1. Элементы обязательства по перевозке. Права и обязанности сторон 20
2.2. Ответственность участников обязательства по перевозке грузов 266
Заключение 355
Список использованных источников 37
Оглавление
Введение
Транспорт это
независимая сфера
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров господствующее положение, являясь как бы основным договором, так как именно этот договор выполняет ключевые задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, содействует выполнению обязательств по доставке груза потребителю. Анализ действующего транспортного законодательства выявляет ряд проблем, в числе которых можно особо выделить противоречивость нормативных правовых актов, их неполноту, незавершенность формирования законодательного массива, регламентирующего сферу деятельности транспорта. Правовое регулирование транспортной сферы должно являться одним из приоритетных направлений в совершенствовании системы законодательства России на современном этапе. От его качества зависит и динамика развития страны в целом, и эффективность международного экономического сотрудничества.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с участниками перевозочного процесса таких, как грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель при перевозке грузов.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, судебная практика, а также теоретические взгляды ученых-правоведов на субъекты обязательства по перевозке грузов.
Цель работы – проанализировать субъекты обязательства по перевозке грузов.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации по состоянию на ноябрь 2013 года. Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебные пособия таких авторов, как Витрянский В.В., Ковалевская Н.С., Масевич М.Г., Петров И.Н., Рапопорт Л.И., Савичев Г.П., Смирнов В.Т., Тарасов М.А., Хаскельберг Б.Л. и др.). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
При проведении работы были использованы следующие методы исследования:
Структура работы состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.
1. Общие положения о договор перевозки грузов
Реализация принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку грузов осуществляется путем заключения и исполнения договоров между перевозчиками и отправителями.
Следует отметить, что, несмотря на изменение экономической ситуации в стране и переход к рыночным отношениям, основные положения в транспортном законодательстве остаются неизменными (как, например, определение договора перевозки грузов) уже длительное время, и потому высказывания ученых-юристов по отдельным спорным проблемам транспортного законодательства, сделанные ими в период существования СССР, продолжают оставаться актуальными и помогают лучше понять и оценить действующее транспортное законодательство, сделать правильные выводы в отношении некоторых спорных проблем, существующих в транспортных отношениях. В соответствии со ст. 785 ГК РФ1 по договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Это определение соответствует определению договора о перевозке грузов, которое было дано в ст. 373 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г2. Следует отметить, что до сих пор нет единого мнения относительно правовой характеристики договора перевозки грузов.
Этот вопрос продолжает оставаться спорным в науке гражданского права, несмотря на то, что ему уделялось значительное внимание в юридической литературе.
Представляется (и этого
мнения придерживаются большинство
авторов), что при определении
правовой характеристики договора перевозки
грузов достаточно выяснить правовое
положение в нем
В настоящее время существует
несколько точек зрения относительно
взаимоотношений
Прежде чем принять ту или иную концепцию, остановимся несколько подробнее на доводах, выдвигаемых в их обоснование.
Мнение, по которому договор перевозки грузов рассматривается как договор в пользу третьего лица, довольно распространено в юридической литературе. Однако большинство авторов разделяют это мнение, ничем не аргументируя свою точку зрения9, и лишь некоторые из них обосновывают свои доводы.
Авторы, поддерживающие концепцию договора в пользу третьего лица, считают, что договор перевозки грузов служит достижению целей, определяемых договорами поставки, другими договорами и лежащими в их основе нормативными актами10. Следовательно, договор перевозки - это одно из средств исполнения обязанностей для грузоотправителя, вытекающих из указанных договоров. Заключая эти договоры, покупатель продукции (впоследствии - получатель продукции по договору перевозки) принимает на себя обязанность получить ее, а в договоре определяется и способ ее доставки получателю. Стало быть, утверждают эти авторы, будущий получатель заказанной продукции уже в процессе заключения соответствующего договора (поставки, купли-продажи), во-первых, дает согласие на заключение договора перевозки, в котором он будет значиться получателем, и, во-вторых, обязуется не только принять груз от транспортной организации, но и совершить другие действия, вытекающие из договора перевозки11. В свою очередь грузоотправитель (поставщик, продавец), заключая договор перевозки, поручает транспортной организации исполнить его обязанность по передаче продукции (груза) получателю (покупателю), согласие которого на это уже получено при заключении соответствующего договора.
Следовательно, по мнению этих авторов, требуя от транспортных организаций выдачи груза, получатель осуществляет свое право, возникшее из соответствующего договора, во исполнение которого был заключен договор перевозки грузов. Они считают, что грузополучатель - это особый субъект обязательства по перевозке - третье лицо, в пользу которого договор перевозки заключается. Участие грузополучателя в грузоперевозочном правоотношении в качестве третьего лица основано как на действиях грузоотправителя, заключающего договор в его пользу, так и на волеизъявлении самого грузополучателя, выраженном им при заключении с грузоотправителем договора поставки или иного гражданско-правового договора12.
Ковалевская Н.С. полагает, что «сторонами, заключившими договор перевозки груза, являются перевозчик и отправитель (грузоотправитель). Однако в обязательстве, возникающем из данного договора, участвует также уполномоченное на получение груза лицо - получатель (грузополучатель). В случае несовпадения отправителя и получателя в одном лице наиболее соответствует природе возникших отношений квалификация перевозки груза в качестве договора в пользу третьего лица», причем особенно не обосновывает свою точку зрения, так же как и большинство других авторов13.
Таким образом, сторонники рассматриваемой точки зрения выдвигают на первый взгляд стройную схему, из которой вытекает, что договор перевозки грузов есть соглашение в пользу третьего лица, причем значительную роль при этом играет ранее заключенный договор поставки или иной договор. Но эта концепция имеет немало уязвимых мест.
Во-первых, необходимо заметить, что ни договор поставки, ни любой другой договор не являются обязательной предпосылкой заключения договора перевозки. Действительно, гражданско-правовые договоры в большинстве случаев не могут быть исполнены без заключения договора перевозки, но необходимость заключения договора перевозки возникает далеко не во всех случаях. Если одногородний получатель вывозит продукцию со склада поставщика принадлежащим ему автотранспортом, договора перевозки нет. Не нужен договор перевозки и тогда, когда количество поставляемой продукции настолько мало, что перевозка вообще не требуется.
Поэтому нельзя делать вывод о том, что, заключая договор поставки, заказчик в силу прямо выраженного им согласия становится одной из сторон обязательства перевозки. Заказчик является одним из субъектов договора поставки, но этот факт сам по себе еще не делает его субъектом обязательства перевозки. Также неубедительны выводы о равноценности понятий «заказчик», «потребитель» и «грузополучатель». Изготовитель продукции не всегда является поставщиком, а поставщик - грузоотправителем. Продукция может быть отгружена адресату по договору поставщика с предприятием изготовителем.
Во-вторых, п. 4 ст. 430 ГК РФ14 гласит, что, «когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору».
Таким образом, в статье Гражданского кодекса говорится исключительно о правах третьего лица, которыми оно может воспользоваться либо отказаться от них. В отношении третьего лица могут быть установлены только права, а не обязанности, так как обязанности по договору может нести только тот, кто заключил его лично или через представителя.
Вместе с тем, анализируя положение грузополучателя, регулируемое транспортным законодательством, можно сделать вывод, что грузополучатель имеет помимо прав массу обязанностей (по выполнению разгрузочных работ, выплате провозных платежей за грузоотправителя и т.д.), основная из которых - обязанность принять груз, поступивший на его имя (ст. 36 УЖТ15, ст. 79 КВВТ16, ст. 15 УАТиГЭТ17, ст. 111 ВК18). Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие повреждения или порчи при перевозке изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования по назначению.
Отвергая этот аргумент (относительно обязанности принять и вывезти груз, предусмотренный договором), авторы концепции договора в пользу третьего лица указывают, что обязанность грузополучателя принять прибывший в его адрес незаказанный груз возлагается на него не договором перевозки, а в силу закона и факта прибытия груза в адрес грузополучателя. Между тем это утверждение нельзя считать достаточно обоснованным.
Даже незаказанная продукция,
отправляемая в адрес грузополучателя,
оформляется договором
Таким образом, у грузополучателя на конечном этапе исполнения договора перевозки появляется немалый круг обязанностей, что свидетельствует не в пользу авторов концепции «договора в пользу третьего лица».