Грузовые перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать субъекты обязательства по перевозке грузов.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Дать правовую характеристику договора перевозки грузов с позиции его субъектов;
Рассмотреть договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении;
Охарактеризовать элементы обязательства по перевозке, изучить права и обязанности сторон;
Проанализировать ответственность участников обязательства по перевозке грузов.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие положения о договор перевозки грузов 5
1.1 Правовая характеристика договора перевозки грузов с позиции его субъектов 5
1.2 Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении 15
2. Правовой статус субъектов обязательства по перевозке грузов 20
2.1. Элементы обязательства по перевозке. Права и обязанности сторон 20
2.2. Ответственность участников обязательства по перевозке грузов 266
Заключение 355
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Курсовая. Грузовые перевозки.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении  перевозчик также обязан передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и  другие условия работы в таком  случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми соглашениями и пр.).

Совершение  операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих случаях  еще и вывезен со станции (порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение, и его дальнейшая судьба определяется отправителем. Получатель вправе отказаться от получения груза только при том условии, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что возможность его полного или частичного использования исключена.

Получение груза  должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств. В предусмотренных законом случаях получатель вправе требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза. Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом общей формы, записями в грузосопроводительных документах.

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные  сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины. Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной приемкой. По истечении установленных сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном порядке

Таким образом, субъектами обязательства являются перевозчик и грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права. Не являются перевозчиками те лица, которые хотя и имеют лицензию на транспортную деятельность, но осуществляют перемещение грузов для собственных нужд. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа.

 

2.2 Ответственность  участников обязательства по  перевозке грузов

 

Имущественная ответственность участников обязательства  по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств. Прежде всего, она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК).

Пример судебной практики.

Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Фирма "Трансгарант" к ответчику ОАО "РЖД" о взыскании 1 476 374 руб.83 коп. Как следует из материалов дела, в октябре - ноябре 2012г. ответчик принял к перевозке железнодорожные вагоны в количестве 435 ед. по транспортным железнодорожным накладным, указанным истцом в расчете пени (л.д.8-20). Истец оплатил провозную плату в полном объеме, что подтверждается записями в накладных. При передаче вагонов ответчику на станции отправления, каких – либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось. При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта.

В силу ч. 2 ст. 784 ГК РФ, общие условия перевозки  определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и  издаваемыми в соответствии с  ними правилами. Заключение договоров перевозки порожних вагонов подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными.

Статьей 2 Федерального закона от 25.08.1995г. №153-Ф3 «О федеральном  железнодорожном транспорте» определено, что груз это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта РФ, ответственность.

В соответствии со ст. 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со ст. 400 ГК РФ, ст. 133 Устава железнодорожного транспорта РФ ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограничений ответственности в пределах, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, а в случаях им установленных - соглашением сторон.

Доставка вагонов  на станцию назначения была осуществлена с нарушением сроков доставки, указанных  в накладных, представленном расчете, и также не отрицается ответчиком в отзыве.

На основании  изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-310,793 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 97, 120 УЖТ РФ, ст.ст.48,65,110,167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: взыскать с ОАО "РЖД"  в пользу ООО "Фирма "Трансгарант" пени за просрочку доставки порожних вагонов в размере 1 476 374 (один миллион четыреста семьдесят шесть тысяч триста семьдесят четыре) руб. 83 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 27 763 (двадцать семь тысяч семьсот шестьдесят три) руб. 83 коп.33

Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности  перевозчика, а также иных субъектов  грузоперевозочного обязательства  может быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности  были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо сто­роны обязательства. Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны:

а) ограничение  права на взыскание части убытков;

б) запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности  перевозчика;

в) возможность  определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных  случаях.

Особенностью  ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК РФ). Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих договору перевозки (административный акт при поставках по государственному контракту). По своей природе такая ответственность является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 ГК РФ устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке). К их числу относятся:

а) непреодолимая  сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия;

б) прекращение  или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые  установлены в порядке, предусмотренном  транспортным уставом и кодексом;

в) иные случаи, предусмотренные транс­портными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специ­фические для отдельных видов транспорта случаи).

Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и  кодексах рассматривается как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и перевозчика от ответственности за несовершение действий по организации перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах предпринимательского риска.

Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных условиях. Прежде всего, это касается ответственности перевозчика за несохранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность вы­дать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истечении срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза - несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза  является вина, которая презюмируется. В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвечающих на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреж­дение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.

Исключение  составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при морских перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за несохранность груза или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата (повреждение) груза или просрочка в доставке произошли вследствие действий и упущений капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судовождении или управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда они обусловлены виновным поведением указанных лиц. Он несет ответственность только за упущения указанных лиц, которые имели место при приеме груза к перевозке, его погрузке, размещении на судне, хранении, выгрузке и выдаче (за так называемую коммерческую ошибку). При каботажных перевозках перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки, но и за ошибки навигационные (ошибки в мореплавании).

Пример судебной практики.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу компании "Алетано ЛТД" на решение от 31.01.2005, постановление от 19.04.2005 по делу N А51-4706/02-11-101 Арбитражного суда Приморского края по иску компании "Донг Бэнг Фишерз Ко. ЛТД" (Республика Южная Корея) к закрытому акционерному обществу "ДальРефТранс", компании "Алетано ЛТД" (Республика Кипр) о взыскании солидарно 193600 долларов США стоимости утраченного груза и 64,5 доллара США процентов за пользование чужими денежными средствами.

Иск обоснован тем, что принадлежащий истцу груз утрачен вследствие гибели т/х "Авиор", на котором осуществлялась его перевозка. Поскольку согласно коносаментам перевозчиками являлись ЗАО "ДальРефТранс" и компания "Алетано ЛТД", они подлежат привлечению к солидарной ответственности за утрату груза на основании ст. ст. 169, 413 КТМ РФ.

Рассматривая вопрос о возможности применения ст. 167 КТМ РФ, суд апелляционной инстанции установил, что согласно заключению комиссии по расследованию аварии на т/х "Авиор" причинами аварии явились, в том числе неуверенные и несвоевременные действия членов экипажа судна и несвоевременный доклад об аварии капитану судна. Однако апелляционная инстанция не признала эти действия (бездействие) навигационной ошибкой, мотивировав это отсутствием связи с эксплуатацией судовых систем и механизмов.

Между тем ст. 167 КТМ РФ признает навигационной ошибкой действия (бездействия) членов экипажа, допущенные в судовождении или управлением судном, не связывая их исключительно с ненадлежащей эксплуатацией судовых систем и механизмов.

В этой связи у арбитражного суда отсутствовали основания для ограничительного толкования ст. 167 КТМ РФ при рассмотрении вопроса о возможности квалификации действий (бездействия) членов экипажа т/х "Авиор" как навигационной ошибки.

Информация о работе Грузовые перевозки