Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:06, курсовая работа
Цель работы – проанализировать субъекты обязательства по перевозке грузов.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Дать правовую характеристику договора перевозки грузов с позиции его субъектов;
Рассмотреть договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении;
Охарактеризовать элементы обязательства по перевозке, изучить права и обязанности сторон;
Проанализировать ответственность участников обязательства по перевозке грузов.
Введение 3
1. Общие положения о договор перевозки грузов 5
1.1 Правовая характеристика договора перевозки грузов с позиции его субъектов 5
1.2 Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении 15
2. Правовой статус субъектов обязательства по перевозке грузов 20
2.1. Элементы обязательства по перевозке. Права и обязанности сторон 20
2.2. Ответственность участников обязательства по перевозке грузов 266
Заключение 355
Список использованных источников 37
Ошибка в толковании ст. 167 КТМ РФ повлекла неполное выяснение арбитражным судом обстоятельств аварии и гибели груза, что могло привести к принятию неправильного судебного акта о возложении ответственности за его утрату на перевозчика.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции, изменившее решение суда, подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
При новом рассмотрении дела суду следует дать оценку имеющимся в деле доказательствам об обстоятельствах аварии на предмет наличия или отсутствия навигационной ошибки как причины утраты груза истца, и в зависимости от установленного разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил постановление от 19.04.2005 по делу N А51-4706/02-11-01 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.34
Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины отправителя или получателя, к числу таких обстоятельств относятся:
а) особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств;
б) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке;
в) сдача груза
к перевозке без указания в
накладной его особых свойств, требующих
особых условий или мер
г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму, и пр. (ст. 108 УЖД, ст. 191 КВВТ и др.);
д) в других случаях (ст. 166 КТМ).
При этом вина отправителя или получателя (клиентуры) может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для применения смешанной ответственности.
Действующим законодательством предусмотрены также случаи, когда перевозчик может освободиться от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза путем простой ссылки на одно из установленных законом обстоятельств (ст. 109 УЖД, ст. 192, 193 КВВТ, ст. 168 КТМ), а бремя доказывания вины перевозчика прямо возложено на грузовладельца. К ним, в частности, относятся:
а) прибытие груза в исправном транспортном средстве с исправными запорно-пломбировочными устройствами отправителя или иными средствами фиксации сохранности груза, установленными им;
б) прибытие груза в сопровождении представителя (охранника, экспедитора) отправителя или получателя;
в) недостоверность, неточность или неполнота сведений, указанных в перевозочном документе;
г) естественные причины связанные с перевозкой груза в открытом месте (например, в открытом составе);
д) естественная убыль груза в пределах нормы.
Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке заключается в наличии особого претензионного порядка. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК). Претензия - это обращенное к перевозчику письменное требование об уплате штрафа или о возмещении убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке. Лишь при отклонении претензии (полностью или частично) либо при неполучении в течение установленного срока ответа на нее можно предъявить иск. Если претензия не была заявлена, истец лишается права на иск.
Право на предъявление претензии принадлежит:
а) отправителю - при невыполнении перевозчиком обязанности подать транспортные средства;
б) отправителю и получателю - при полной утрате груза в зависимости от того, кто из них предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент); в) получателю - при недостаче, порче или повреждении груза, а также в случае просрочки в его доставке против накладной или коносамента;
г) отправителю или получателю - при переборе грузовых платежей в зависимости от того, кто из них представит накладную (коносамент).
Передача другим лицам права на предъявление претензии, в принципе, не допускается, кроме случаев передачи такого права отправителем получателю и наоборот, а также любым из них экспедитору или страховщику.
Претензия с
приложением необходимых
Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является вина, которая презюмируется. Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке заключается в наличии особого претензионного порядка.
Заключение
Подводя итоги курсовой работе, сделаем следующие выводы.
1. Договор перевозки грузов является трехсторонним договором, в котором все его участники имеют права и обязанности. По договору об исполнении третьему лицу получатель груза - третье лицо находится вне правоотношений с участниками договора перевозки, а права и обязанности получателя основаны целиком на Уставе, но не на договоре. Грузополучатель вступает в договор независимо от того, поступила в его адрес грузовая квитанция, накладная (коносамент) или нет.
2. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении представляет собой совокупность отдельных договоров, заключенных между соперевозчиками, которые выступают перед грузоотправителем как единая транспортная организация, находясь с ним в договорных отношениях. Этот договор считается многосторонним договором, в котором все участники договора имеют права и обязанности, причем волеизъявления участников договора перевозки совпадают по своему характеру и направлены на достижение единой цели - исполнение договора перевозки. При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении обязанности перевозчиков выполняют различные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный.
3. Субъектами обязательства являются перевозчик и грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права. Не являются перевозчиками те лица, которые хотя и имеют лицензию на транспортную деятельность, но осуществляют перемещение грузов для собственных нужд. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа.
4. В случае
неисполнения или
Итак, спорным, широко обсуждавшимся в юридической литературе является вопрос о правовом положении грузополучателя в договоре перевозки груза. Конечно же, речь идет только о тех случаях, когда грузоотправитель и грузополучатель не совпадают в одном лице. Грузополучатель, не участвуя в заключении договора перевозки, тем не менее приобретает права требования к перевозчику, и прежде всего это - право требовать от перевозчика выдачи груза, доставленного в пункт назначения. Более того, на грузополучателя возлагаются и определенные обязанности (по принятию груза, уплате провозных платежей и сборов и т.п.).
Представляется, что из всех рассмотренных взглядов на проблему правового положения грузополучателя в договоре перевозки лишь концепция договора перевозки как договора в пользу третьего лица объясняет причину появления у получателя, не участвующего в заключении договора, права требования к перевозчику.
Что касается наличия у получателя некоторых обязанностей по отношению к перевозчику, то указанные обязанности возложены на получателя не договором перевозки, а императивными нормами закона, которые, как известно, представляют для сторон внешние по отношению к договору правила поведения и поэтому никак не влияют на выбор той или иной конструкции договора перевозки (в данном случае конструкции договора в пользу третьего лица).
Список использованных источников
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 29.01.1996. – № 5. – ст. 410.
2 Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Свод законов РСФСР. - т. 2. - с. 7.
3 Савичев Г.П. Договор воздушной перевозки. М., 1963; Тарасов М.А. Договор перевозки по советскому праву. М., 1954; Он же. Договор перевозки. М., 1964.
4 Алексеев С.С. Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожных перевозок грузов. М., 1959. - С. 39; Гражданское право: Учебник. М., 1997. Т. 2. - С. 384 (глава написана В.Т. Смирновым совместно с Д.А. Медведевым); Ковалевская Н.С. Перевозка. Коммерческое право: Учебник. СПб., 1997. - С. 309; Савичев Г.П. Гражданское право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Полутом 2. М., 2000. Т. II. Глава 44. Транспортное и экспедиционное обязательства. - С. 40.
5 Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М., 1958. - С. 60.
6 Рапопорт Л.И. Правовое положение грузоотправителя в договоре грузовой железнодорожной перевозки // Научные записки Харьковского института советской торговли. Вып. VI. Харьков, 1957. - С. 171 - 173; Александров-Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право. - 1954. - N 4. - С. 107.
7 Тарасов М.А. Договор перевозки по советскому праву. М., 1954. - С. 34.
8 Петров И.Н. Повысить ответственность перевозчика за сохранность грузов // Советская юстиция. - 1966. - N 11. - С. 13; Масевич М.Г. Договор поставки и его роль в укреплении хозрасчета. Алма-Ата, 1964. - С. 172 - 174.
9 Гражданское право России. Обязательственное право. М., 1997. Ч. II. - С. 378
10 Смирнов В.Т. Правовое регулирование грузовых перевозок в СССР: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - С. 37.
11 Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. II. - С. 384
12 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. Кн. 4. – С. 396.
13 Гражданское право России и обязательственное право: Курс лекций. М., 2004. - С. 470
14 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) // Российская газета. - N 238-239. - 08.12.1994.
15 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Российская газета. - N 8. - 18.01.2003.
16 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Российская газета. - N 50-51. - 13.03.2001.