Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 16:15, курсовая работа
К обособленной группе внешних вынужденных мигрантов в Российской Федерации относятся беженцы – лица, которые не являются гражданами Российской Федерации, находящиеся вне страны своей гражданской принадлежности в силу вполне аргументированных страхов стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и не имеющие возможности воспользоваться защитой этой страны или не желающие использовать такую защиту по причине таких опасений; или, не имеющие определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.
Введение 3
1 Аспекты института убежища в российском и международном праве 5
1.1 Социальная природа права политического убежища 5
1.2 Институт убежища в международном праве 7
1.3 Особенности регламентации института убежища в российском конституционном праве 10
2 Соотношение понятия «беженец» в российском и международном праве 14
2.1 К вопросу о статусе «беженец» в международном праве 14
2.2 Понятие «беженец» в российском праве 18
Заключение 24
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
Список сокращений 31
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное право |
Тема |
Институт политического убежища |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение 3
1 Аспекты института убежища в российском и международном праве 5
1.1 Социальная природа права политического убежища 5
1.2 Институт убежища в
1.3 Особенности регламентации
2 Соотношение понятия «беженец» в российском и международном праве 14
2.1 К вопросу о статусе «беженец» в международном праве 14
2.2 Понятие «беженец» в
Заключение 24
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
Список сокращений 31
Приложения 32
На сегодняшний день ни одно государство мира, каким бы развитым оно не являлось, не в состоянии в одиночку решать проблемы, вызываемые потоками вынужденной миграции. И Российская Федерация в этом смысле не исключение.
К обособленной группе внешних вынужденных мигрантов в Российской Федерации относятся беженцы – лица, которые не являются гражданами Российской Федерации, находящиеся вне страны своей гражданской принадлежности в силу вполне аргументированных страхов стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и не имеющие возможности воспользоваться защитой этой страны или не желающие использовать такую защиту по причине таких опасений; или, не имеющие определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.
Присоединившись к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев, Россия взяла на себя обязательства о предоставлении защиты лицам, ищущим убежище, в том числе политическое.
Закрепление в Конституции РФ признанных во всем мире принципов и норм международного права как составной части правовой системы Российской Федерации, реальная вовлеченность нашего государства в механизм международно-правовой защиты прав и свобод человека вызвали крайнюю необходимость образования института политического убежища. Статья 63 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Реализовывая свое конституционное право, Президент Российской Федерации в 1995 году опубликовал Указ «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации». В 1997 году вышел новый Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», в котором содержится ряд новелл.
На основании Конституции Российской Федерации, законов и указов Президента Российской Федерации принят и ряд ведомственных нормативно-правовых актов, касающихся участия органов власти в процессе предоставления политического убежища Российской Федерацией. Однако имеется лишь небольшая практика предоставления Российской Федерацией политического убежища.
Выработавшаяся нормативная база права политического убежища и практика его предоставления вызывают их критическое теоретико-правовое осмысление с точки зрения непротиворечивости с общепризнанными принципами и нормами международного права, интересами Российского государства.
В настоящее время имеющейся системе норм конституционного права и методам государственного управления в области предоставления политического убежища необходимо значительное совершенствование в связи с тем, что во многом не обеспечиваются достижения задекларированных целей государственной политики, а процедуры рассмотрения ходатайств лиц, которые ищут политическое убежище, зачастую сопутствуются нарушениями. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы состоит в изучении института политического убежища. Задачами курсовой являются следующие:
Политическое убежище – институт современного международного и внутригосударственного права – возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и воспользоваться защитой последнего относительно как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода.
Право политического убежища – это гарантированная возможность лиц, которые подвергаются преследованию в стране своей гражданской принадлежности или постоянного пребывания за непротиворечащую демократическим принципам политическую деятельность, обрести на территории другого государства личную и имущественную безопасность.
В содержание права политического убежища включены: право на собственные действия (наличие возможности обращения к Российскому государству с просьбой о предоставить политическое убежище, и соответственно юридического оформления политического убежища, возможность пользования статусом политического иммигранта); право требования (возможность требования от государственных органов, которые уполномочены решать вопросы предоставления политического убежища, выполнения возложенных на них обязанностей, оказания содействия и помощи); право на защиту (возможность при нарушении правомочий, образования преград для их реализации, противозаконного возложения обязанности или юридической ответственности, обратиться с жалобой в административные или судебные органы).
Социальными основами права политического убежища является комплекс социальных факторов, которые объективно обуславливают организацию, функционирование и тенденции их развития. Они включают в себя три существенные группы факторов: социально-политические; социально-психологические и соционормативные.
Социально-политические факторы находят свое выражение в отвержении государством характерных политических интересов, политического плюрализма и в применении им способов преодоления политических расхождений, не совместимых с принципами демократии.
Социально-психологические факторы содержаться в природной надобности человека обезопаситься как самому, таки обезопасить своих близких от политических притеснений со стороны государства.
Социо-нормативные факторы являют собой совокупность обыкновенных норм, которые основаны на принципах личной заинтересованности, радушия, добропорядочности, гуманизма, выдачи преступников, и определяют опыт предоставления укрытия (защиты) от третирования как внутри государства, так и за его пределами.
К международно-правовым основам права политического убежища относится комплекс общепризнанных принципов и норм международного права, которые определяют понятие, основания и порядок предоставления политического убежища. Процесс их создания можно охарактеризовать нормативным закреплением вначале принципа невыдачи политических преступников, а позднее – собственно права политического убежища, исходных положений его предоставления, прав и обязанностей государств в отношении лиц, нуждающихся в политическом убежище.
В современных международно-правовых документах закреплено: право каждого человека, который преследуется по политическим мотивам, на поиски убежища в других странах; непредоставление политического убежища лицам, которые преследуемы за неполитические преступления и действия, входящие в противоречие с целями и принципами ООН; независимость государства в разрешении проблем предоставления политического убежища; обязанность государств не выдавать лиц, которые получили политическое убежище, и быть гарантией их правомерного поведения, прав и свобод.
К конституционным основам права политического убежища относится совокупность внутригосударственных конституционных принципов и норм, которые закрепляют признание данного права, последовательность предоставления политического убежища и правовой статус лиц, которые его получили. Юридические формы, объемы и способы конституционного закрепления права политического убежища в разных государствах могут быть различны.
Право политического убежища может быть зафиксировано как прямо в конституциях, так и в специальных законах путем провозглашения следования международным принципам и нормам, констатации осуществимости предоставления политического убежища, дефиниции исходных положений его предоставления и прекращения. В системе конституционных норм право политического убежища может закрепиться как одно из основных прав человека и гражданина, принцип (основа) конституционного строя, полномочие главы государства и т.д.
Статус беженцев определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г., Европейским соглашением об отмене виз для беженцев 1959 г. (не ратифицировано Россией), Протоколом, касающимся статуса беженцев 1967 г., и другими международными договорами.
На внутригосударственном уровне в России положение беженцев регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах».
Убежище представляет собой одну из старейших правовых форм оказания заступничества лицам, оставившим свое государство по политическим мотивам. Г.С. Гудвин-Гилл указывает на его значимость, отмечая при этом, что первым, в чем нуждаются люди, является прием в государстве, которое предоставляет убежище, без которого невозможно никакое решение; тем не менее в результате приобретение убежища всецело находится в зависимости от обстоятельств. [7].
Право индивида заключается в определенной системе обеспечения воплощения в жизнь правового статуса иммигрантов в стране пребывания. Ядром установления правового статуса беженцев на территории принимающей страны является факт неимения политико-правовой связи с собственным государством, независимо от формального сохранения гражданства, которое обусловлено боязнью преследования.
Термины «беженец» и «лицо, ищущее убежище» (asylum-seekers) не являются тождественными. Международная практика идет по пути определения в качестве лиц, которые ищут убежище, людей, еще не получивших статус беженца, но ясно обнаруживают свое намерение сделать это в принимающем государстве. В нынешнем международном праве до сих пор отсутствует универсальный договор об убежище в качестве общеобязательного документа, который охватывал бы важнейшие принципы его предоставления.
В ходе Конференции по территориальному убежищу, которая состоялась в рамках ООН в 1977 г., не получилось сформировать единого проекта Конвенции по данному предмету. [6]
В п. 2 ст. 2 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. закреплены основания сотрудничества государств в делении бремени (burden-sharing) по поводу предоставления убежища. Если одно из них затруднится это сделать, то «государства раздельно или совместно или через ООН должны рассматривать в духе международной солидарности надлежащие меры для облегчения бремени, лежащего на этом государстве». [6]
Важно также обратиться к региональному международно-правовому регулированию института убежища. Так, Каракасская Конвенция Организации американских государств (ОАГ) 1954 г. уже в ст. 1 ограничила предоставление убежища целесообразностью, «так чтобы осуществление этого права не вызывало жалоб у какого-либо другого государства». Декларация Совета Европы о территориальном убежище 1977 г. в п. 3 определяет предоставление территориального убежища мирным и гуманным актом и предлагает не считать его «недружественным актом по отношению к любому другому государству, и должно уважаться всеми государствами». Декларация включает в число индивидов, которые претендуют на убежище, наряду с классическими беженцами согласно Конвенции 1951 г. о статусе беженцев, любых других лиц, которые «отвечают соответствующим условиям для получения убежища по гуманным соображениям» (п. 2).
В Конвенции Организации Африканского Единства (ОАЕ) 1969 г. по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке содержится отдельная статья II, озаглавленная «Убежище». Она определяет предоставление убежища в качестве миролюбивого и гуманитарного акта и призывает государств-участников неприменения следующих мер: отказ в приеме беженцев на границе, возвращение или высылка, которые могут угрожать жизни, личной неприкосновенности или свободе таких лиц. Кроме того, данная статья также вводит право беженца на получение временного убежища в стране первого приема. Сегодня эти нормы можно считать кратким проектом статей будущей Конвенции о территориальном убежище, которая предусматривает права и обязанности принимающих государств.
Таким образом, можно обозначить два неодинаковых региональных подхода к институту убежища. Первый из них представляет реализацию суверенного права любого государства на оказание убежища покровительствуемым лицам, со ссылкой на принцип невмешательства во внутренние дела другого государства; второй – с реализацией государством гуманного права любого индивида на убежище, не оглядываясь на внутренние интересы страны исхода.
Можно сказать, что американская правовая доктрина убежища в существенной степени сформирована на приоритете права государства в сфере убежища над правом ищущего его индивида. М.Р. Гарсиа-Мора устанавливает, что сам термин «убежище» «используется для обозначения покровительства, оказываемого данному лицу, в отличие от его собственных властей» [6]. Оценивая такое покровительство, Д.Крофорд и П. Хиндман подмечают, что «вследствие такого возможного вредного воздействия на отношения между страной убежища и страной гражданства лица, многие государства колеблются в вопросе предоставления статуса беженца нуждающимся в нем лицам» [6].