Институт политического убежища

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

К обособленной группе внешних вынужденных мигрантов в Российской Федерации относятся беженцы – лица, которые не являются гражданами Российской Федерации, находящиеся вне страны своей гражданской принадлежности в силу вполне аргументированных страхов стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и не имеющие возможности воспользоваться защитой этой страны или не желающие использовать такую защиту по причине таких опасений; или, не имеющие определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.

Содержание работы

Введение 3
1 Аспекты института убежища в российском и международном праве 5
1.1 Социальная природа права политического убежища 5
1.2 Институт убежища в международном праве 7
1.3 Особенности регламентации института убежища в российском конституционном праве 10
2 Соотношение понятия «беженец» в российском и международном праве 14
2.1 К вопросу о статусе «беженец» в международном праве 14
2.2 Понятие «беженец» в российском праве 18
Заключение 24
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
Список сокращений 31

Файлы: 1 файл

КР Конституционное право.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Институт политического убежища

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

 

Введение 3

1 Аспекты института убежища в российском и международном праве 5

1.1 Социальная природа права  политического убежища 5

1.2  Институт убежища в международном  праве 7

1.3 Особенности регламентации института  убежища в российском конституционном  праве        10

2 Соотношение понятия «беженец»  в российском и международном  праве 14

2.1 К вопросу о статусе «беженец»  в международном праве 14

2.2 Понятие «беженец» в российском  праве 18

Заключение 24

Глоссарий 27

Список использованных источников 29

Список сокращений 31

Приложения 32

 

Введение

 

На сегодняшний день ни одно государство мира, каким бы развитым оно не являлось, не в состоянии в одиночку решать проблемы, вызываемые потоками вынужденной миграции. И Российская Федерация в этом смысле не исключение.

К обособленной группе внешних вынужденных мигрантов в Российской Федерации относятся беженцы – лица, которые не являются гражданами Российской Федерации, находящиеся вне страны своей гражданской принадлежности в силу вполне аргументированных страхов стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и не имеющие возможности воспользоваться защитой этой страны или не желающие использовать такую защиту по причине таких опасений; или, не имеющие определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.

Присоединившись к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев, Россия взяла на себя обязательства о предоставлении защиты лицам, ищущим убежище, в том числе политическое.

Закрепление в Конституции РФ признанных во всем мире принципов и норм международного права как составной части правовой системы Российской Федерации, реальная вовлеченность нашего государства в механизм международно-правовой защиты прав и свобод человека вызвали крайнюю необходимость образования института политического убежища. Статья 63 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Реализовывая свое конституционное право, Президент Российской Федерации в 1995 году опубликовал Указ «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации». В 1997 году вышел новый Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», в котором содержится ряд новелл.

На основании Конституции Российской Федерации, законов и указов Президента Российской Федерации принят и ряд ведомственных нормативно-правовых актов, касающихся участия органов власти в процессе предоставления политического убежища Российской Федерацией. Однако имеется лишь небольшая практика предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Выработавшаяся нормативная база права политического убежища и практика его предоставления вызывают их критическое теоретико-правовое осмысление с точки зрения непротиворечивости с общепризнанными принципами и нормами международного права, интересами Российского государства.

В настоящее время имеющейся системе норм конституционного права и методам государственного управления в области предоставления политического убежища необходимо значительное совершенствование в связи с тем, что во многом не обеспечиваются достижения задекларированных целей государственной политики, а процедуры рассмотрения ходатайств лиц, которые ищут политическое убежище, зачастую сопутствуются нарушениями. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы состоит в изучении института политического убежища. Задачами курсовой являются следующие:

  • раскрыть социальную природу права политического убежища;
  • проанализировать международно-правовые и конституционные основы права политического убежища;
  • дать характеристику понятия и содержания права политического убежища;
  • показать механизм реализации права политического убежища;
  • рассмотреть правовое положение лиц, получивших политическое убежище.

Основная часть

1 Аспекты института убежища в российском и международном праве

 

1.1 Социальная природа права политического убежища

 

 

Политическое убежище – институт современного международного и внутригосударственного права – возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и воспользоваться защитой последнего относительно как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода.

Право политического убежища – это гарантированная возможность лиц, которые подвергаются преследованию в стране своей гражданской принадлежности или постоянного пребывания за непротиворечащую демократическим принципам политическую деятельность, обрести на территории другого государства личную и имущественную безопасность.

В содержание права политического убежища включены: право на собственные действия (наличие возможности обращения к Российскому государству с просьбой о предоставить политическое убежище, и соответственно юридического оформления политического убежища, возможность пользования статусом политического иммигранта); право требования (возможность требования от государственных органов, которые уполномочены решать вопросы предоставления политического убежища, выполнения возложенных на них обязанностей, оказания содействия и помощи); право на защиту (возможность при нарушении правомочий, образования преград для их реализации, противозаконного возложения обязанности или юридической ответственности, обратиться с жалобой в административные или судебные органы).

Социальными основами права политического убежища является комплекс социальных факторов, которые объективно обуславливают организацию, функционирование и тенденции их развития. Они включают в себя три существенные группы факторов: социально-политические; социально-психологические и соционормативные.

Социально-политические факторы находят свое выражение в отвержении государством характерных политических интересов, политического плюрализма и в применении им способов преодоления политических расхождений, не совместимых с принципами демократии.

Социально-психологические факторы содержаться в природной надобности человека обезопаситься как самому, таки  обезопасить своих близких от политических притеснений со стороны государства.

Социо-нормативные факторы являют собой совокупность обыкновенных норм, которые основаны на принципах личной заинтересованности, радушия, добропорядочности, гуманизма, выдачи преступников, и определяют опыт предоставления укрытия (защиты) от третирования как внутри государства, так и за его пределами.

К международно-правовым основам права политического убежища относится комплекс общепризнанных принципов и норм международного права, которые определяют понятие, основания и порядок предоставления политического убежища. Процесс их создания можно охарактеризовать нормативным закреплением вначале принципа невыдачи политических преступников, а позднее – собственно права политического убежища, исходных положений его предоставления, прав и обязанностей государств в отношении лиц, нуждающихся в политическом убежище.

В современных международно-правовых документах закреплено: право каждого человека, который преследуется по политическим мотивам, на поиски убежища в других странах; непредоставление политического убежища лицам, которые преследуемы за неполитические преступления и действия, входящие в противоречие с целями и принципами ООН; независимость государства в разрешении проблем предоставления политического убежища; обязанность государств не выдавать лиц, которые получили политическое убежище, и быть гарантией их правомерного поведения, прав и свобод.

К конституционным основам права политического убежища относится совокупность внутригосударственных конституционных принципов и норм, которые закрепляют признание данного права, последовательность предоставления политического убежища и правовой статус лиц, которые его получили. Юридические формы, объемы и способы конституционного закрепления права политического убежища в разных государствах могут быть различны.

Право политического убежища может быть зафиксировано как прямо в конституциях, так и в специальных законах путем провозглашения следования международным принципам и нормам, констатации осуществимости предоставления политического убежища, дефиниции исходных положений его предоставления и прекращения. В системе конституционных норм право политического убежища может закрепиться как одно из основных прав человека и гражданина, принцип (основа) конституционного строя, полномочие главы государства и т.д.

 

1.2 Институт убежища в международном праве

 

Статус беженцев определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г., Европейским соглашением об отмене виз для беженцев 1959 г. (не ратифицировано Россией), Протоколом, касающимся статуса беженцев 1967 г., и другими международными договорами.

На внутригосударственном уровне в России положение беженцев регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах».

Убежище представляет собой одну из старейших правовых форм оказания заступничества лицам, оставившим свое государство по политическим мотивам. Г.С. Гудвин-Гилл указывает на его значимость, отмечая при этом, что первым, в чем нуждаются люди, является прием в государстве, которое предоставляет убежище, без которого невозможно никакое решение; тем не менее в результате приобретение убежища всецело находится в зависимости от обстоятельств. [7].

Право индивида заключается в определенной системе обеспечения воплощения в жизнь правового статуса иммигрантов в стране пребывания. Ядром установления правового статуса беженцев на территории принимающей страны является факт неимения политико-правовой связи с собственным государством, независимо от формального сохранения гражданства, которое обусловлено боязнью преследования.

Термины «беженец» и «лицо, ищущее убежище» (asylum-seekers) не являются тождественными. Международная практика идет по пути определения в качестве лиц, которые ищут убежище, людей, еще не получивших статус беженца, но ясно обнаруживают свое намерение сделать это в принимающем государстве. В нынешнем международном праве до сих пор отсутствует универсальный договор об убежище в качестве общеобязательного документа, который охватывал бы важнейшие принципы его предоставления.

В ходе Конференции по территориальному убежищу, которая состоялась в рамках ООН в 1977 г., не получилось сформировать единого проекта Конвенции по данному предмету. [6]

В п. 2 ст. 2 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. закреплены основания сотрудничества государств в делении бремени (burden-sharing) по поводу предоставления убежища. Если одно из них затруднится это сделать, то «государства раздельно или совместно или через ООН должны рассматривать в духе международной солидарности надлежащие меры для облегчения бремени, лежащего на этом государстве». [6]

Важно также обратиться к региональному международно-правовому регулированию института убежища. Так, Каракасская Конвенция Организации американских государств (ОАГ) 1954 г. уже в ст. 1 ограничила предоставление убежища целесообразностью, «так чтобы осуществление этого права не вызывало жалоб у какого-либо другого государства». Декларация Совета Европы о территориальном убежище 1977 г. в п. 3 определяет предоставление территориального убежища мирным и гуманным актом и предлагает не считать его «недружественным актом по отношению к любому другому государству, и должно уважаться всеми государствами». Декларация включает в число индивидов, которые претендуют на убежище, наряду с классическими беженцами согласно Конвенции 1951 г. о статусе беженцев, любых других лиц, которые «отвечают соответствующим условиям для получения убежища по гуманным соображениям» (п. 2).

В Конвенции Организации Африканского Единства (ОАЕ) 1969 г. по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке содержится отдельная статья II, озаглавленная «Убежище». Она определяет предоставление убежища в качестве миролюбивого и гуманитарного акта и призывает государств-участников неприменения следующих мер: отказ в приеме беженцев на границе, возвращение или высылка, которые могут угрожать жизни, личной неприкосновенности или свободе таких лиц. Кроме того, данная статья также вводит право беженца на получение временного убежища в стране первого приема. Сегодня эти нормы можно считать кратким проектом статей будущей Конвенции о территориальном убежище, которая предусматривает права и обязанности принимающих государств.

Таким образом, можно обозначить два неодинаковых региональных подхода к институту убежища. Первый из них представляет реализацию суверенного права любого государства на оказание убежища покровительствуемым лицам, со ссылкой на принцип невмешательства во внутренние дела другого государства; второй – с реализацией государством гуманного права любого индивида на убежище, не оглядываясь на внутренние интересы страны исхода.

Можно сказать, что американская правовая доктрина убежища в существенной степени сформирована на приоритете права государства в сфере убежища над правом ищущего его индивида. М.Р. Гарсиа-Мора устанавливает, что сам термин «убежище» «используется для обозначения покровительства, оказываемого данному лицу, в отличие от его собственных властей» [6]. Оценивая такое покровительство, Д.Крофорд и П. Хиндман подмечают, что «вследствие такого возможного вредного воздействия на отношения между страной убежища и страной гражданства лица, многие государства колеблются в вопросе предоставления статуса беженца нуждающимся в нем лицам» [6].

Информация о работе Институт политического убежища