Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 16:15, курсовая работа
К обособленной группе внешних вынужденных мигрантов в Российской Федерации относятся беженцы – лица, которые не являются гражданами Российской Федерации, находящиеся вне страны своей гражданской принадлежности в силу вполне аргументированных страхов стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, и не имеющие возможности воспользоваться защитой этой страны или не желающие использовать такую защиту по причине таких опасений; или, не имеющие определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.
Введение 3
1 Аспекты института убежища в российском и международном праве 5
1.1 Социальная природа права политического убежища 5
1.2 Институт убежища в международном праве 7
1.3 Особенности регламентации института убежища в российском конституционном праве 10
2 Соотношение понятия «беженец» в российском и международном праве 14
2.1 К вопросу о статусе «беженец» в международном праве 14
2.2 Понятие «беженец» в российском праве 18
Заключение 24
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
Список сокращений 31
Предоставление территориального убежища является наиболее распространенным, в то время как предоставление дипломатического убежища может рассматриваться как нарушение положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (ч. 3 ст. 41) и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (ч. 2 ст. 55). Данные статьи предусматривают, что помещения дипломатических представительств и консульских учреждений не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями. Однако в 1928 г. на конференции американских государств была принята Конвенция об убежище, которая предусматривает предоставление дипломатического убежища в дипломатических представительствах, консульских учреждениях и на военных кораблях.
В Российской Федерации нет специального нормативно-правового акта, закрепляющего правовое положение иностранцев, в том числе лиц, получивших политическое убежище на ее территории." Различные элементы правового положения этой категории лиц закрепляются в Конституции Российской Федерации, а также в многочисленных нормативно-правовых актах. Их анализ свидетельствует о том, что лица, получившие политическое убежище в Российской Федерации, наделяются специальным правовым положением, 'содержание которого состоит из двух частей.
Первая часть правового положения лиц, получивших политическое убежище, по существу отражает правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. В этом качестве они обладают всей полнотой прав и свобод, за исключением большинства политических прав и права собственности на землю и других прав, принадлежащих исключительно гражданам Российской Федерации.
Вторая часть правового положения лиц, получивших политическое убежище, характеризует его специфику, отражая отличия правового положения этой категории лиц, от правового положения других иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, лица, получившие политическое убежище, имеют право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке, на невыдачу другому государству, обязаны пройти государственную дактилоскопическую регистрацию.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ |
агентство ООН занимающееся помощью палестинским беженцам в Сирии, Ливане, на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа |
2 |
Международно-правовые основы права политического убежища |
это совокупность общепризнанных принципов и норм международного права, определяющих понятие, основания и порядок предоставления политического убежища. |
3 |
Политическое убежище |
институт современного международного и внутригосударственного права – возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. |
4 |
Право политического убежища |
это гарантированная возможность лиц, преследуемых в стране своей гражданской принадлежности или постоянного пребывания за непротиворечащую демократическим принципам политическую деятельность, получить на личную и имущественную безопасность. |
5 |
Содержание права политического убежища |
включает в себя: право на собственные действия; право требования; право на защиту |
6 |
Соционормативные факторы |
представляют собой совокупность обычных норм, основанных на принципах личной заинтересованности, гостеприимства, добропорядочности, гуманизма, выдачи преступников, и определявших практику предоставления укрытия (защиты) от преследования как внутри государства, так и за его пределами. |
7 |
Социальные основы права политического убежища |
это совокупность социальных факторов, объективно обуславливающих формирование, функционирование и тенденции их развития. |
8 |
Социально-политические факторы |
выражаются в отрицании государством специфических политических интересов, политического плюрализма и в использовании им недемократических методов разрешения политических противоречий. |
9 |
Социально-психологические факторы |
заключаются в естественной потребности человека обезопасить себя и своих близких от политических преследований со стороны государства. |
10 |
Убежище |
представляет собой одну из старейших правовых форм оказания заступничества лицам, оставившим свое государство по политическим мотивам |
1 |
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. Обновление 19.03.2014. |
2 |
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 02.07.2013) "О беженцах" //
Справочно-правовая система « |
3 |
Указ Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (ред. от 12.07.2012) "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. Обновление 19.03.2014. |
4 |
Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 № 451 (ред. от 22.01.2010) "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 № 11245) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. Обновление 19.03.2014. |
5 |
"Конвенция о статусе беженцев" (Вместе с "Комментарием", "Образцом проездного документа") (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. Обновление 19.03.2014. |
6 |
Анищик Ю.П. Понятие «беженец» и защита данной категории лиц в Российской Федерации. [Текст] // Вестник магистратуры. 2013. № 12-4 (27). С. 245-249. |
7 |
Быкова Е.В. Политическое убежище: правовой институт или политический инструмент. [Текст] // Миграционное право. 2012. № 2. С. 34-37. |
8 |
Новикова А.Е., Жорник А.М. Генезис и содержание института политического убежища в Российской Федерации. [Текст] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. Т. 23. № 2 (145). С. 163-169. |
9 |
Потемкина О.Ю. Европейский союз и общая система убежища. [Текст] // Современная Европа. 2012. № 1. С. 18-29. |
10 |
Сабаева А.В. Становление института убежища в России. [Текст] // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 16-20. |
11 |
Сазон К.Д. Убежище как правовая категория. [Текст] // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 3. С. 39-41. |
12 |
Прокушева Н.В. Определение статуса и понятий беженца и вынужденного переселенца. [Текст] // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 253-259. |
13 |
Школяренко Е.А. Соотношение понятий «беженец» в российском и международном праве. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 1. С. 180-183. |
14 |
Ястребова А.Ю. Институт убежища в международном и конституционном праве: современные доктрины и особенности регулирования в РФ. [Текст] // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 9. С. 21-24. |
УВКБ – Управление Верховного Комиссара ООН
ООН – организация объединенных наций
БАПОР – Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ
РФ – Российская Федерация
КП – Конституционное право
ст. – статья
др. – другие
т.д. – так далее
т.е. – то есть
ст. – страница
ред. – редакция
А |
|