Исследование гражданско-правового статуса ужреждений как субъекта гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление основных проблем, связанных с деятельностью учреждений, созданных собственниками, определение возможных путей их решения, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства. Для достижения указанной цели в ходе исследования предстоит решить следующие задачи: исследование правового положения учреждений, созданных собственниками, как некоммерческих юридических лиц: функции учреждений; порядок их образования и учредительные документы; органы управления, пределы осуществления предпринимательской деятельности; правовой режим имущества; гражданско-правовая ответственность по обязательствам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3
Глава 1. Правовой статус учреждения как субъекта гражданского права…5
1.1. Понятие учреждения…………………………………………………………5
1.2. Виды учреждений…………………………………………………………...12
Глава 2. Правовой режим имущества учреждения………………………...17
2.1. Право оперативного управления…………………………………………...17
2.2. Распоряжение имуществом, приобретенным учреждением за счет предпринимательской деятельности…………………………………………...24
Глава 3.Гражданско-правовая ответственность учреждения по своим обязательствам…………………………………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………….33
Источники и литература……………………………………………....35

Файлы: 1 файл

курсовая учреждения.docx

— 68.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

           Введение………………………………………………………...3

    Глава 1. Правовой статус учреждения как субъекта гражданского права…5              

1.1. Понятие учреждения…………………………………………………………5

1.2. Виды учреждений…………………………………………………………...12

     Глава 2. Правовой  режим имущества учреждения………………………...17

2.1. Право оперативного  управления…………………………………………...17

2.2. Распоряжение имуществом, приобретенным учреждением за  счет предпринимательской деятельности…………………………………………...24

       Глава  3.Гражданско-правовая ответственность учреждения по своим обязательствам…………………………………………………………………...30

Заключение…………………………………………………………….33

Источники и литература……………………………………………....35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Введение.

 

В последние годы появление  в нашем гражданском законодательстве новых организационно-правовых форм юридических лиц незаслуженно отвлекло внимание исследователей от известной  ранее правовой конструкции юридического лица- учреждения. Тем не менее учреждение, как и прежде, довольно распространенный субъект гражданского оборота, включающий в себя органы государственной власти и управления, суд, прокуратуру, больницы, поликлиники, образовательные учреждения, библиотеки, музеи, театры и др. Актуальность темы моей курсовой работы состоит в том, что учреждения- это одна из самых распространенных форм некоммерческих юридических лиц. Кроме того, в последнее время было внесено много изменений в нормы, регулирующие деятельность учреждений.

Учреждением признается организация, созданная собственниками для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение - является разновидностью некоммерческих юридических лиц, которые наряду с коммерческими организациями, участвуют и в хозяйственной  деятельности, чем объясняются особенности  их статуса как участников гражданских  правоотношений. Вместе с тем, некоммерческие организации данного вида - хотя и являются субъектами предпринимательской  деятельности, однако в ограниченных пределах. Правовое положение имущества (особый характер вещных прав), способы  образования, правоспособность, дееспособность, порядок формирования органов управления учреждением и гражданско-правовая ответственность по их обязательствам имеют существенные отличия от иных участников гражданского оборота, выявление  которых является актуальным для  научного исследования.

По своей юридической  природе учреждения являются гражданско-правовыми  образованиями - некоммерческими юридическими лицами. Их деятельность предопределяется отношениями собственности, поэтому  рассматриваемые отношения регулируются в соответствии с принципами гражданского права. В связи с этим, диалектически  обусловлено включение в объект исследования общественных отношений, регулирующих деятельность юридических  лиц вообще, учреждений как некоммерческих организаций, в частности, в гражданском  обороте России.

Предметом курсовой работы являются исследование и оценка правового статуса учреждений в системе юридических лиц, анализ их правовой базы, соотношение общих и специальных норм в законодательстве о некоммерческих организациях, определение правового положения имущества, порядка ответственности по обязательствам.

        Целью исследования является выявление основных проблем, связанных с деятельностью учреждений, созданных собственниками, определение возможных путей их решения, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства. Для достижения указанной цели в ходе исследования предстоит решить следующие задачи: исследование правового положения учреждений, созданных собственниками, как некоммерческих юридических лиц: функции учреждений; порядок их образования и учредительные документы; органы управления, пределы осуществления предпринимательской деятельности; правовой режим имущества; гражданско-правовая ответственность по обязательствам.

         Методологическую основу курсовой работы составляет общенаучный диалектический метод исследования, предполагающий объективность и всесторонность познания явлений природы и общества. В процессе работы над курсовой работой использованы теоретические и социологические методы, такие как исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический и другие.

Исследование основывается на работах ученых в области гражданского права и процесса, касающихся деятельности юридических лиц, их правового регулирования  и систематизации. В ряду исследователей особое место занимают работы классиков  русской, советской и постсоветской  цивилистики: Покровского И.А., Шершеневича Г.Ф., Банковского Е.В., Трубецкого Е.Н., Братуся С.Н., Иоффе О.С., Толстого Ю.К., Суханова Е.А., Козловой Н.В., Сараева Д.В., Лесковой Ю.Г., Новицкого И.Б., Минашкина А.В., Садикова О.Н., Яковлева В.Ф., Венедиктова А.В., Цирулышкова В.Н., Стройкиной Ю.В., Шиткиной И.С., Якушева В.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовой статус учреждения как субъекта гражданского права.                 

    1. Понятие учреждения.

     Общие положения об учреждении содержатся в ГК РФ, в законе о «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996г., в редакции Закона от 24 июня 2008г.)1, а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются отдельными законами и иными правовыми актами. Так, на сегодняшний день действуют законы "О библиотечном

деле"2, "О музейном фонде и музеях в Российской Федерации"3, "Об образовании" (в редакции Закона от 13 января 1996 г.), "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"4, «Об автономных учреждениях».

   В соответствии с п.1 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Это понятие, определяющее статус учреждения, сходно с п.1 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. П.1 ст.9.1. дает определение государственным, муниципальным учреждениям, в соответствии с которым государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом  Российской Федерации и муниципальным образованием.

       Понятие  «учреждение», закрепленное современным  законодательством, гораздо шире  по объему понятия «учреждения», дававшегося в Гражданских Кодексах  РСФСР 1922 и 1964 гг., т.к. на современном  этапе развития рыночных отношений,  наравне с государственными и  муниципальными образованиями, физические  и юридические лица также вправе  выступать в качестве учредителей  учреждений5.                                                                                                                                                                                              

        Проект изменений части первой Гражданского кодекса РФ предлагает немного измененное, по сравнению с действующей редакцией, понятие учреждения. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация,  созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.6 В западных правопорядках традиционно юридические лица делятся на  корпоративные (добровольные объединения физических и юридических лиц, организованные на началах членства их участников) и унитарные ( организации, создаваемые одним или несколькими лицами и не имеющие членства). С этой позиции, понятие учреждения, предлагаемое проектом, представляется более логичным.

        Учреждение- это единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником принадлежащего им имущества (п. 1 ст. 120 ГК). Собственником этого имущества может быть, по общему правилу, любой субъект гражданского права. Однако, круг лиц, обладающих правом создавать учреждения, функционирующие в особых сферах, ограничен:

     -благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организацией (ст.7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»7);

 -общественное учреждение - гражданами и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями (ст.6 Закона «Об общественных объединениях»8);

 -духовное религиозное учреждение (академия, семинария, училище, медресе, и др.) - только религиозным объединением, обладающим правами юридического лица (ст. 18 ФЗ «О свободе    совести и о религиозных объединениях»9);

 -учреждение высшего учебного заведения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, может быть создано исключительно Правительством РФ (ст. 10 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»10). Согласно статье 10 закона государственные высшие учебные заведения создаются и реорганизуются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 

   -решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются исключительно Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений»)11.

Для учреждений действует  общий порядок государственной  регистрации некоммерческих юридических  лиц, предусмотренный соответствующим  федеральным законом с особенностями, предусмотренными специальными нормативными актами. Регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, созданным в порядке, установленным  Федеральным конституционным законом  от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации»12. Согласно постановлению Правительства РФ  от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». 13, Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.

На основании предоставленных  документов принимается решение  о государственной регистрации  и вносится запись, содержащая сведения о юридическом лице в Единый государственный  реестр юридических лиц, открытый для  всеобщего ознакомления. Правила  ведения Единого государственного реестра юридических лиц и  предоставления, содержащихся в нем  сведений утверждены постановлением Правительства  РФ от 19 июня 2002 г. № 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц". 14.

Кроме того, Федеральным  законом «О лицензировании отдельных  видов деятельности» введено  лицензирование отдельных видов  деятельности, осуществляемых учреждениями.

                 Одной из наиболее характерных особенностей, проявляющихся при создании учреждения, является то, что, согласно ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях», учреждение создаётся только собственником, то есть субъектом, обладающим правом собственности на принадлежащее ему имущество, а согласно п. 2 ст. 212 действующего ГК Российской Федерации, к таким субъектам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.               

 

    Предусмотренная в отдельных законах возможность создания учреждения несколькими собственниками (учредителями), является вполне обоснованной. Ведь образование учреждения несколькими собственниками позволяет, прежде всего, обеспечить наиболее эффективное функционирование учреждения с экономической точки зрения. В настоящее время не каждому собственнику под силу одному создать и в дальнейшем осуществлять полное финансирование учреждения, которое позволило бы достичь поставленные собственником перед учреждением цели и полноценно функционировать в целом. По проекту изменений в Гражданский кодекс РФ при создании учреждений не допускается соучредительство нескольких лиц.       

     Будучи полноправным субъектом гражданского оборота, учреждение, как всякое юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительных документов.  Учитывая многообразие учреждений, законодатель в Гражданском Кодексе РФ не определяет наименования их учредительных документов: в одних случаях это может быть устав, а в других - общее положение об организациях данного вида (п. 1 ст. 52) либо даже положение о конкретной организации, утвержденное ее собственником15. Исходя из многообразия видов учреждений, допускается регламентация их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами (п. 3 ст. 120 ГК РФ).

Общее правило относительно учредительных документов учреждения устанавливается п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в которой к его учредительным  документам относятся решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. Гражданский Кодекс РФ не предусматривает в качестве учредительного документа юридического лица такого документа, как решение  собственника о его создании. Подобное решение представляет собой, скорее, организационно-технический, чем учредительный  документ16. Однако изложенное мнение мне представляется не убедительным, поскольку, в случае, если учредитель не примет решения о создании учреждения, очевидно, что такого создания вообще не произойдет, поэтому его следует отнести именно к учредительным документам учреждения.

Информация о работе Исследование гражданско-правового статуса ужреждений как субъекта гражданских правоотношений